Юозас Будрайтис: «Вообще, на войне и в мире всего три человека: один похож на моего друга, другой на меня, третий на чёрт знает

Юозас Будрайтис: «Вообще, на войне и в мире всего три человека: один похож на моего друга, другой на меня, третий на чёрт знает
Протагонист особого моноспектакля на фестивале в Воронеже

Легендарный советский актёр в прошлом, а ныне лауреат Национальной премии Литвы в области культуры и искусства, народный артист республики Юозас Станиславас Будрайтис приехал в Воронеж с самым странным спектаклем Платоновфеста, занявшем в нём особое место. 73-летний актёр был не особенно расположен к общению с журналистами, поэтому возможность побеседовать с ним газета «Время Воронежа» восприняла как счастливый случай. Несколько минут, после моноспектакля в «Городском зимнем театре». У агента, организовавшего встречу, журналист «ВВ» уточнил только одно, как обращаться к мэтру. Оказалось, просто – Йозас.

- Йозас, театр, в котором мы находимся, носит сейчас  название, которое было у него сто лет назад. За свой век театр не только менял названия, но двигался с места на место, был разбомблен. А последние лет 20 слыл долгостроем, что, казалось, никогда не завершится. И этот долгострой  даже будто бы оказывал влияние на жизнь вокруг, погружал центр города в некую атмосферу депрессии. Как, по-вашему, влияют друг на друга театр и общество, и куда сегодня движется театр?

- Театр плоть от плоти общества, их и разделять не стоит. Он был площадным для публики с площади, может быть, элитарным для элитарных людей. А насчёт того куда театр сейчас движется… Вы про этот театр спрашиваете?

- Современный театр вообще.

- Театр вообще движется куда ему и положено, не может он стоять на месте потому, что таланты рождаются всегда и везде. Они трансформируются, в связи с тем, что и технологии развиваются, информационное пространство становится всё гуще и гуще. Всё торопится, всё бежит. Меняются формы. Куда пойдет театр сейчас сложно сказать, но он не исчезнет, потому что человеку всегда надо общаться с другим человеком, чувствовать того, кто изображает его мысли и его мечты, его боль.

 - В информационном пространстве сейчас основная боль по украинскому вопросу. Недавно Русский драматический театр Литвы Вайткуса отозвал свои гастроли на фестивале в Санкт-Петербурге, организатор которого Сергей Шуб подписал заявление в поддержку действий Москвы по Крыму. И это не первый прибалтийский театр, отказавшийся участвовать в русском фестивале. Вы знаете ситуацию изнутри, это такой государственный тренд или личная позиция режиссёра?

- Это вы у них спросите. Я с политикой не дружу, поэтому такие вопросы не ко мне.

- Тогда  - о кино. Ваши образы в советском кино  - это, как правило, люди из иного мира, наблюдать который у большинства жителей СССР не было возможности. Откуда вы черпали материал для, говоря языком знаменитого булгаковского романа, изображения интуристов?

- Интуитивно, чаще всего. Да в том мире совершенно чего-то другого и не могло быть. Одни и те же люди везде, человек есть - человек. У него одни и те же чувства, он рождается с определёнными данными, поэтому радуется и любит одинаково со всеми. Какая разница – погоны такие или другие…Ну экономическая формация разная – у тех больше благополучия, у нас было его меньше, но суть человека не меняется, она остаётся всё та же. Он чувствует боль, страдает за своих близких и в конце концов умирает. Пускай он будет миллионер, или пускай он будет советский дворник. И даже этот дворник может выглядеть как миллионер…

- Границ, получается,  нет?

- А какая граница может быть вообще?

- Например, одно дело, когда что-то можно подсмотреть из жизни привычной тебе группы людей, но есть же сообщества, о которых мало кто знает. Скажем, у всех они на устах, но непосредственного опыта общения с членами этой социальной группы ни у кого нет. В наше время такие группы есть?

- Может быть, но какая разница? Кто-то в этой группе всё равно ведь есть. И почему он не такой как я? Вообще, в этой группе на войне и в мире всего три человека: один похож на моего друга, другой на меня, третий на чёрт знает кого – и всё. Есть разница только внешняя, один темнокожий, другой – с узкими глазами. Но для меня и это не граница. Мне это абсолютно всё равно. Главное, что человек порядочно ведет себя со мной и соблюдает законы общества, в котором живёт и... больше ничего.

- Послушал вас и хочу попросить извинить за политические вопросы в начале беседы. Вы, по-моему, живёте в мире, где всё это проходит мимо, как погода, может быть, я не прав?

- В самом деле, человек живёт радостями или болями. Вот я хочу приехать домой, это единственное, что я хочу. А в Вильнюсе мой дом или в Минске – не важно. Я хочу домой – это главное. Есть такое стремление.

- У всех ли? Есть же «бездомные» по призванию…

- У всех. А бездомные, да, они сами выбирают себе такое. Есть в Вильнюсе один человек, зовут его Витас. Он здоровый мужчина, мог бы работать, но он не хочет. Он спит на скамейке, когда ему вздумается в день или ночь, и зимой и летом, ему так нравится. Свободный человек. Абсолютно свободный человек.  Мышление этого человека очень широкое и я ему завидую. Потому что у него есть смелость, какой нет у меня.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.