Парижские уроки

Парижские уроки
О чём стоит подумать воронежцам после строительства мечети

Вполне вероятно, что воронежский обыватель скоро будет познавать ислам не только по сообщениям СМИ. По крайней мере, побывавший в городе в прошлом голу  чеченский лидер Рамзан Кадыров обещал нам мечеть. Но то, что у ислама есть разные лица, усвоили, наверное, уже все. Но какие выводы сделали?

На нападение на редакцию парижского журнала Charlie Hebdo наши соотечественники отреагировали странно. В официальной части прошло почти всё предсказуемо: прозвучали слова соболезнования президента, премьера и российского МИДа. Совет муфтиев России заявил, что «это нападение является прямым нападением на ислам и мусульман».

Почему «почти»? Потому что ни единого слова по поводу явного религиозного конфликта не прозвучало от руководства Русской Православной Церкви. Ни соболезнований французам, ни осуждения действий террористов, ни какой-либо другой оценки. Даже о. Всеволод Чаплин, комментирующий все, на что падает его взор – от «Ока Саурона» до действий НАТО – промолчал.

А сказать хоть что-нибудь было бы неплохо. Хотя бы потому, что у паствы начались разброд и шатание. Её солидная часть – понятно, наверное, какая именно – отнеслась к террористам с пониманием и сочувствием. Или, по крайней мере, со злорадным торжеством по отношению к убитым журналистам Charlie Hebdo. Дескать, так им и надо – они же издевались над религией!

Откровеннее всех высказался радикальный православный общественный деятель Дмитрий Энтео. После нападения на редакцию он написал в твиттере: «их наказание справедливо». Потому что кроме пророка Мухаммеда французские карикатуристы «хулили Иисуса Христа». Кстати, вопрос к правоохранительным органам: нет ли здесь оправдания терроризма?

Энтео, к слову, в правоверности переплюнул не только Совет муфтиев, но и главу радикальной группировки «Хезболла» Хасана Насраллу. Лидер исламистов заявил через день после теракта, что мусульманские экстремисты оскорбляют ислам и пророка Мухаммеда больше, чем карикатуры на религиозные темы.

Конечно, подобным образом к теракту отнеслись не все. Другой православный ньюсмейкер, диакон Андрей Кураев, в своей резкой манере прокомментировал выступления Энтео и компании: «Последующая реакция православных показала, что различие между ними и мусульманскими убийцами – это просто различие вуайеристов и насильников. То есть православные тоже были бы рады поучаствовать в расстрелах, но пока что им храбрости не хватает».

Как известно, у нас сейчас модно отстаивать традиционные ценности и немодно – либеральные. Религиозные чувства мусульманина, для которого любое изображение Пророка запрещено, могут вызывать понимание и уважение. В отличие от нетрадиционного желания европейских карикатуристов высмеивать религии. Вопрос в том, входит ли в число традиционных  ценностей способ защиты своих чувств, который нам продемонстрировали 7 января?

К тому же, жителям России, сочувствующим исламистам в борьбе против «загнившего Запада», стоит помнить вот о чем. Те, кто взрывали Москву и Волгоград и те, кто расстреляли Charlie Hebdo, – выпускники одной школы. Не стоит питать иллюзии, что террористы-исламисты почувствуют в русских патриотах братьев только по причине одинаковой ненависти к Америке. Европейская «левая» интеллектуальная элита уже обожглась на этом. В той же Франции среди образованных «левых» уже давно принято симпатизировать радикальным исламистам и критиковать западную «неоколониальную» политику. Charlie Hebdo, по злой иронии судьбы, был как раз «левым» изданием.

Противоположный политический лагерь тоже не стал образцом благоразумия. В нем наиболее ярко отличился Михаил Ходорковский, написавший в твиттере в день трагедии: «Если журналисты – достойное сообщество, завтра не должно быть издания без карикатуры на пророка». Правда, поутру, после агрессивной реакции на твит Рамзана Кадырова Ходорковский оправдывался, что имел в виду просто поддержку французских журналистов.

Поддержку, солидарность и соболезнования можно выражать разными способами. Делать это путем причинения боли другим – не самая умная идея. Ведь далеко не все мусульмане, переживавшие из-за карикатур Charlie Hebdo, хотели расправы над журналистами. Так зачем же всем миром повторно наступать на больную мозоль тем, кто ни в чем не виноват? Да и с чисто практической точки зрения это весьма сомнительный способ воспитать в выходцах из недемократических стран тягу и любовь к плюрализму мнений и толерантности.

В конце концов, именно на Западе появилась теория «ответственной свободы» журналистов. Можно сколько угодно винить выходцев из исламских государств в необразованности, нетерпимости и нецивилизованности. Но есть простая жизненная правда: в стране, где чуть ли не половина жителей имеют корни в мусульманских странах, печатать карикатуры на Пророка – это, может, и свобода, но точно безответственность. Редакция Charlie Hebdo, выбирая свою политику, за себя выбор сделала. Но те заложники, что были убиты террористами 9 января, уж точно к этой истории отношения не имели.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
This is a really <a href="http://shlpufyzo.com">inglelitent</a> way to answer the question.