«Из чего конфетку лепить будем?»

«Из чего конфетку лепить будем?»
Александр Романович, исполнительный директор Института общественного мнения «Квалитас»

 

С любопытством в последнее время наблюдаю за попытками заинтересованных лиц и организаций реализовать идею брендирования Воронежской области. Блестящая идея -  позиционировать наш регион  среди других субъектов РФ, создать положительный имидж, найти уникальное место для региона в общероссийском пространстве…  Мне эта тема интересна не только с точки зрения обывателя, но и со стороны профессионального исследователя общественного мнения, погруженного в обсуждаемую тему на протяжении не одного десятка лет. Эта многогранная проблема, безусловно, заслуживает скорее отдельного тома, чем странички в массовом издании. В связи с предложенным форматом вижу мою задачу в том, чтобы обозначить отправные точки, то есть показать обстановку на сегодняшний день, чтобы понять, от чего нам предстоит «танцевать».

Рассмотрим для начала внешнюю составляющую имиджа нашего региона:  как он представлен в информационном пространстве и в сознании жителей прочих регионов России. Об этом можно косвенно судить по тем вопросам, которые, как правило, задаются воронежцам представителями других регионов. «А правда, что у вас убивают иностранцев?», «А правда, что у вас люди бегут из реанимации, чтобы доесть грибы, из за которых они и попали в больницу?», «А правда, что у вас полно сексуальных маньяков и педофилов?», «Правда, что младенцев у вас СПИДом в больницах заражают?», «А правда что у вас есть памятник коню с … Ну вы понимаете…?» и т. д. Несколько отлегает от сердца, когда задают и другой, мой любимый, вопрос: «А правда, что у Вас есть памятник Котенку с улицы Лизюкова?».

 Что лично я за последние пару недель увидел на федеральных каналах? Обвинение воронежского депутата в попытке изнасилования студентки, драка моделей на показе, констатация неудовлетворительного качества одного из произведенных в области продуктов. А скандал с возвращением ветераном орденов, а смакование факта смерти пенсионерки, обвиненной в краже нескольких сырков...  И ни слова о Платоновском фестивале, предстоящем юбилее города…  Может, мне просто не повезло?

Иногда начинает казаться, что некоторые телеканалы получили заказ на формирование имиджа Воронежа как исключительно маргинальной столицы. Особенно в этом преуспели ТНТ и СТС. Посмотрите, если еще не видели, на чудные персонажи из славного града Воронежа в передачах «Наша Раша», «Комеди клаб», «Даешь молодежь»… Если раньше олицетворением беспросветной провинциальности был Урюпинск, то постепенно эта сомнительная слава стараниями СМИ переходит к Воронежу. Наш город становится в общественном сознании столицей ксенофобии, национализма, безбашенных фунгофилов  и растлителей малолетних.

Мне могут возразить, что Воронежу есть что предъявить миру, особенно если это  касается истории города. Не спорю, как не спорит никто из моих земляков, а вот людей, никак не связанных с нашими «палестинами», предметы нашей гордости могут привести в недоумение. Так чем же мы гордимся? Конечно же, тем, что Воронеж – колыбель российского военного флота.  А вот тут с нами категорически не согласны жители Москвы и  Санкт-Петербурга. Да и люди, знающие историю Архангельска, могут  нам возразить… Жители прочих  регионов скорее готовы согласиться с версиями москвичей и петербуржцев…

Чем ещё можно гордиться? Например, тем, что Воронеж – родина Нобелевского лауреата Ивана Бунина. Но, как показывает практика, это вряд ли впечатлит наших оппонентов. Тем более, что сам Бунин не слишком жаловал свою малую родину.  Кольцов, Никитин, Крамской, Мордасова… Конечно Имена! Для нас. Жители же других регионов пожимают плечами… Ну, Мордасова, ну Никитин (между прочим, молодежь спрашивает: кто это?) – в любом городе наберется достаточный список достойных людей. «А предъявите-ка нам героев посовременнее, пораскрученней и, естественно, ныне здравствующих!», - говорят нам жители других городов. Вот калининградцы, например, гордятся Евгением Гришковцом, уфимцы Земфирой, даже жители Пензы с гордостью говорят о своем земляке – «гламурном поддонке» Павле Воле. Как, впрочем, и последний не перестает раскланиваться перед своим родным городом и земляками. А вот, например, раскрученный артист театра и кино, звезда сериалов и бывший актер Камерного театра Сергей Астахов, как я недавно узнал, уехав из Воронежа, сменил фамилию (с Козлова) и старается нигде не упоминать о таком факте своей биографии, как принадлежность к воронежскому краю… Кто еще? Май Абрикосов и Миша Гребенщиков (теперь люди постарше должны спросить: а кто это?), Юля Началова… Как то жидковато получается.

Напрашивается вывод, что внешняя составляющая имиджа Воронежской области не очень-то благополучна. Может, это только происки СМИ, действующих по указке регионов-конкурентов, исполненных к нам зависти?  Возможно, на уровне внутренней самоидентификации наших сограждан дело обстоит лучше?   К сожалению, и здесь не достаточно все гладко, если не сказать - печально.

В массовых исследованиях, в которых Институт общественного мнения «Квалитас» предлагает воронежцам идентифицировать себя, определить типичные черты характера своих земляков, на протяжении многих лет получаются неизменные результаты. Сами жители Воронежа прямым текстом говорят, что характерные черты типичного представителя нашего края,  это грубость, хамство, нетерпимость, бескультурье, угрюмость ... И, как вы, наверное, догадываетесь, чаще всего звучит слово «жлобство».

 Можно предположить, что так думают о себе и жители других регионов. Отнюдь. В целом россияне более лояльны к своим землякам. Так красноярцы, как, впрочем, и другие сибиряки,  считают, что они излишне добры и доверчивы, а самарцы – неторопливы и вдумчивы, пензенцы – хоть и «простые», но зато открытые и гостеприимные…  Ну, и конечно же, все убеждены что у них самые красивые девушкиJ.

И не удивительно, что те, кто приезжает к нам в регион на постоянное место жительства,  вынуждены проходить долгий и трудный путь адаптации. Почти все когда то приехавшие в Воронеж испытали культурологический шок от общения с аборигенами. Да и гости столицы Черноземья отмечают вышеперечисленные характерные черты местных жителей.

Грустно подытожим.  Нас (воронежцев) не  очень-то любят, над нами снисходительно подсмеиваются, на нас смотрят свысока. А мы даже не пытаемся возразить. Воронежцы, не обделенные интеллектом, образованием, определенным культурным уровнем, зачастую стесняются в незнакомых компаниях расписываться в принадлежности к Воронежскому краю. Но! Но у себя-то дома мы кому хочешь «репу начистим» за родные черноземы! Ведь правда?

Перечитал. Расстроился. Как-то не патриотично получилось… Но зато проблема обозначена ясно и со всех сторон. И внутренняя, и внешняя составляющая имиджа –  никуда не годятся. Можно ли это поправить? Конечно!  Но, чтобы понять, как это поправить, нужно ответить на вопрос – почему это произошло. А вот здесь уже точно страничкой не отделаться…

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.