Эдуард Бояков – «не культурный вампир, а собиратель доноров»

Эдуард Бояков – «не культурный вампир, а собиратель доноров»
[обсуждение]

Отношение к мату в быту и на сцене не может быть одинаковым

В истории с обнародованием и обсуждением доклада «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика» остался один не вполне проясненный момент. Почему  для придания импульса развитию культуры края приглашен именно Эдуард Бояков? Из-за стремления превратить столицу Черноземья в галерею Марата Гельмана? Однако заявления Алексея Гордеева и – что важнее – его дела говорят о том, что для этого он слишком привержен консервативным взглядам и традиционным ценностям. Из-за непонимания того, какой эстетики придерживается культуртрегер? Но, принимая во внимание неподдельный интерес к культуре и искусству, который проявляет губернатор, - вряд ли.

Возможно, ключ к парадоксу кроется в инциденте, который произошел задолго до появления Эдуарда Боякова в Воронеже на одном «найт-пати». «Девушку до гола раздели и потешались, а она была в состоянии сильного алкогольного опьянения. Она два раза (!) упала с барной стойки!!! И это никого не остановило!» - возмущалась утонченная дама появившемуся в соцсетях скандальному видео с места происшествия. Но отнюдь не этот перфоманс, красноречиво характеризующий ночную жизнь города, имел широкий резонанс у воспитанной публики. А спектакль «Педагогическая поэма» с «обнаженкой» на сцене, а не на барной стойке. Хотя аудитория ночных клубов пока куда многочисленнее, чем у постановок Платоновского фестиваля.

И такая избирательность для обструкции вполне понятна. Ведь не  стриптиз, а театр, как и любое другое искусство, должен помогать личности меняться в лучшую сторону. Но возмутившимся «Педагогической поэмой» и создавшим «Культурный фронт» стоило бы начать с воронежского балета, который они, напротив, сделали знаменем борьбы с «гельмановщиной».  Ведь и там можно усмотреть нарушение моральных норм. «…Мы, как и подавляющее большинство граждан, не находим возвышенности в мужчинах, наряжённых в колготки, танцующих с женщинами, у которых максимально подняты юбки», -  вот как оценивается балетное искусство в книге «Проект Россия. Выбор пути», наверняка, являющейся настольной у некоторых «фронтовиков». Эстонский театр уехал, а наша балетная труппа осталась.

Здравомыслящие люди, конечно, не будут призывать к запрету балета из-за коротких юбок у танцовщиц. Ибо искусство меняет человека в лучшую сторону как раз благодаря тому, что помогает найти ответы на вопросы, касающиеся глубоких жизненных смыслов  в ситуации их неоднозначности и неопределенности. Когда границы между добром и злом не очевидны. Когда не понятно, что благо, а что вред. Когда существующие нормы не всегда проясняют, что такое хорошо, а что такое плохо. Поэтому их приходится нарушать, чтобы обрести новое понимание смыслов. Поэтому и отношение к мату в быту и на сцене не может быть одинаковым. О такой сущности искусства великий русский литературовед и культуролог Юрий Лотман писал, например, в своей книге «Культура и взрыв». С одной стороны, читаем: «Искусство, именно благодаря большей свободе, как бы оказывается вне морали». С другой стороны: «Этическое и эстетическое противоположны и не разделимы как два полюса искусства».

Надо взорвать культурную среду и заставить ее заново открывать смыслы, способные менять людей в лучшую сторону

Искусство – для тех, кому не всё ясно о добре и зле, благе и вреде. Т.е. для мыслящих людей. А для тех, кому все и так понятно, оно не нужно. «Этот народ – это народ-паразит, народ-солитер, народ-вампир. Эти люди внедряются в чужую страну, пахать и сеять не хотят, а предпочитают высасывать жизненные силы из коренных народов (курсивом отмечены заменённые слова оригинала во избежание обвинений в разжигании межнациональной розни. – авт)». Замените  в приведенной фразе из блога некоего псевдопатриота «этих людей» на «Боякова и Ко» и получите вместо незамутнённой картины «заговора против коренного населения» столь же незамысловатый лубок «диверсии в отношении воронежской культуры».

Приглашение к сотрудничеству арт-директора пермского театра «Сцена-Молот»  изначально таило в себе очевидный и сознательный риск оказаться непонятым. Тем более у тех, кто и не хочет ничего понимать, кому искусство не нужно. Если довольствовался успокоительной риторикой о «защите устоев» и «сохранении наследия», то не трудно снискать поддержку таких «патриотов». Но тогда бы пришлось смириться и с тем, что клубные вечеринки с раздеванием, а не новые театральные постановки определяют культурный пульс региона. Для патриота без кавычек такое положение дел, конечно, неприемлемо. Значит, надо взорвать культурную среду – и заставить ее заново открывать смыслы, способные менять людей в лучшую сторону. «А Эдуард Бояков приглашен лишь как организатор, но никак не идеолог культурного взрыва. Он не культурный вампир, а собиратель доноров», - убежден воронежский литератор, отказавшийся вступать в «Культурный фронт». 

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.