И.о. мэра Воронежа Геннадий Чернушкин за первый месяц в новом для себя качестве продемонстрировал хозяйскую жилку. Он добивается от подчиненных того, чтобы деятельность городских властей была заметна во дворах и на улицах. Впервые за последние годы ремонт магистралей начнется не летом, а уже стартовал. Фактически Чернушкин проявил себя как консервативный политик, который намерен действовать в интересах большинства, что особенно подчеркивает его неприятие потребительского аспекта западной цивилизации.
Было бы глупо требовать от Геннадия Чернушкина, только-только разменявшего имидж успешного производственника на неблагодарное и политически уязвимое кресло руководителя мэрии, глубокого знания и понимания всех нюансов городского хозяйства. Тем более в части, касающейся судьбы муниципальных предприятий, 40% которых, по данным областного департамента имущественных и земельных отношений, убыточны. Но Чернушкин, во всяком случае, честен. «Вы от меня многого хотите. Я и месяца не нахожусь при исполнении, а вы спрашиваете, изучил ли я программу приватизации», - признался он журналистам. Однако его идеология работы с МУПами уже понятна – учет стратегических интересов города: что-то отдать частнику,который будет эффективнее властей, а что-то, жизнеобеспечивающее сохранить за администрацией. Подход, в общем, отличается здравомыслием. Известно же, к примеру, что когда в 2010 году под Воронежем горели леса, только муниципальный транспорт участвовал в эвакуации граждан с пригородных турбаз.
Интересны мысли Чернушкина насчет мотивации персонала администрации города. Его идеи насчет выработки критериев деятельности чиновников при выполнении поставленных перед ними задач свежи. Сделал – премия, не сделал - условно говоря, штраф.
Важное направление первых дней работы Чернушкина – дороги, дворы и парки. С одной стороны, оно популярно с точки зрения завоевания симпатий у горожан. Так очевидно же, что и.о. мэра нужно не только набивать шишки, но и зарабатывать политический капитал. С другой, впервые за последние годы обновление городских улиц, традиционное латание ям, а где-то и капитальный ремонт, стартует весной.
Дело тут вот в чем. Раньше средства на ремонт дорог закладывались при принятии городского бюджета, то есть, как правило, зимой. И только в середине весны мэрия объявляла конкурсы по выбору подрядчиков. В итоге ремонт дорог начинался с большим опозданием, с опозданием он и заканчивался. Иногда асфальт клали даже после первых заморозков в декабре. Отсюда естественным образом возникала его эрозия, и к следующей весне во многих случаях ремонт нужно было практически начинать заново. Деньги, по большому счету, расходовались неэффективно. Например, в прошлом году ремонт дорог начался только в конце лета. Но теперь все поменялось. Тендеры прошли рано, и ремонт дорог начался в Воронеже тоже рано. Всего на реконструкцию дорожной сети власти инвестируют порядка 1,1 млрд рублей. В основном они представляют собой вливания из профильного областного фонда.
Примечательно, что и.о. мэра как-то на удивление быстро ухватил суть главной проблемы отрасли и вообще одной из ключевых бед России. «Если мы не уберем воду с дорог, мы никогда не уменьшим количество средств в бюджете,затрачиваемых на их ремонт, - сказал он. - Конечно, ливневая канализация требует больших затрат. Но я все равно хочу посчитать, сколько нужно вложить, чтобы довести ситуацию с водоотведением до правильного состояния, как в Европе. Не должно быть воды на дороге ни летом, ни зимой, ни осенью. Никогда! Только тогда дорога будет стоять и служить».
Не менее важный момент – дворы. Программа текущего года, по словам Чернушкина, расширена по сравнению с прошлогодней. Она предполагает комплексное благоустройство дворовых территорий, в том числе ремонт межквартальных проездов. Но ждать, что бюджетные транши дойдут до каждого дома, не приходится, ведь дворовая территория принадлежит самим жителям.
Геннадий Чернушкин прекрасно отдает себе отчет, что либерализация коммунальной отрасли в России привела к серьезным изменениям. Каждый горожанин теперь сам отвечает за свое жилище, за общедомовое имущество, за свой двор. «То есть не государство, не город, не вице-мэр, не кто-то еще, а сам человек, так или иначе», - честно говорит Чернушкин, признавая, что в результаты неизбежны конфликты, трудности, обманутые ожидания. Они не прекратятся ни через год, ни через два.
Совершенно очевидно, что люди ждали от властей здорового патернализма, приученные к нему за годы советской власти, а получили сомнительную управляющую компанию и не очень-то могут на нее повлиять. Суды, как известно, - дело не всегда перспективное. Изменить вектор, в котором движется страна, тоже едва ли возможно. Но у власти, считает Чернушкин, все-таки остаются рычаги, чтобы оказывать населению поддержку.
- Попустительствовать ситуации мы не будем, - утверждает и.о. мэра. - Хотелось бы иметь электронный паспорт на каждый дом, чтобы отслеживать его нужды в режиме реального времени. В принципе, паспортизация жилого фонда в Воронеже уже идет. Ее конечная цель заключается в том, чтобы повысить качество обслуживания домов, превратить «черную дыру» в прозрачную и подотчетную горожанам индустрию.
При всем при том Чернушкин продемонстрировал, что сам он не разделяет идеологию либерализма, которую, казалось бы, как представить крупного бизнеса, должен был бы представлять. Свое отношение к общемировой современной экономической науке и практике и.о. главы города характеризует как мягкий скептицизм. То, к чему она приводит западную потребительскую цивилизацию, по его мысли, нельзя назвать устойчивым состоянии. И давайте уж честно: оно во многом агонизирующее. «Я не хотел бы, чтобы Россия полностью двигалась в том же фарватере, чтобы мы построили общество, которое выстроено на Западе, - сказал Чернушкин. - Там есть много вещей, где можно и нужно брать пример, но брать их целиком за основу я бы поостерегся».
Таким образом, мы, похоже, имеем дело с самостоятельно мыслящим политиком (а при переходе в администрацию он, желая того или нет, стал политиком), имеющим давно сформировавшееся мировозрение. Более очевидны теперь и мотивы Геннадия Чернушкина, взвалившего на себя беспокойное муниципальное хозяйство. Он воспринимает город как миссию и планирует сделать его комфортным уголком планеты. Чернушкин прямо сказал, что хотел бы видеть Воронеж городом, «где наши дети будут оставаться жить, а не использовать его как трамплин для того, чтобы куда-то после уехать».
В самом деле, ну, не редкость ли чиновник, рассуждающий такими категориями, как качество жизни, удовлетворенность населения, наконец, счастье. Просто счастье.
Можно, конечно, относиться к словам Геннадия Чернушкина со скепсисом. Есть в них определенный утопизм. Да и ресурсы, имеющиеся в распоряжении и.о. мэра и его подчиненных, скудны. Но ведь, учитывая свежий взгляд на проблемы и опыт управления корпорацией, может и получиться. Возьмем, к примеру, такую его задумку, как частичное превращение центральной части Воронежа в пешеходную зону - неожиданное на первый взгляд решение проблемы заторов, но вполне распространенное для Европы. Как раз тот случай, когда «можно и нужно брать пример». Или территориальное зонирование, равномерное развитие Воронежа, а не бесконечная точечная застройка центра и хаотичное строительство типовых коробок на окраинах. Такой подход коррелируется с улучшением демографической ситуации, что не может не радовать.
Так говорит Чернушкин:
«Мы должны работать ради результата, а не ради процесса»
«Чтобы прыгнуть выше головы, нужно не прыгать, а думать»
«Кто убирал, тот мусорить уже не будет»
«Раз мы с вами выросли, то должны сделать что-то хорошее»
«Нужно более плотно работать с прессой»
«Выделена серьезная и не конечная сумма»
«Широкий охват нельзя будет не заметить»
«От всех проблем убежать невозможно»
Не пропустите самые горячие новости Воронежа и области, подписывайтесь на наши обновления в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter
Комментарии