О революции или большой войне, как о возможности, сегодня говорят много. Но если спросить с очередного пророка конкретику, то прогноз уходит в аллегории, как в романе в стихах «Евгений Онегин». Помните, из 10-ой главы: «Властитель слабый и лукавый, Плешивый щёголь… Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда».
Актуальные строки, на такого владыку разве понадеешься? Но Пушкин не был бы главным нашим пророком, если бы, разоблачив кумира, не указал на иные силы. В грозу двенадцатого года, помните, кто нам помог? - задаёт поэт вопрос и тут же отвечает:
- Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог…
Итак, по Пушкину, у России есть четыре заветных источника преодоления невзгод.
- Но всех причин на первом месте…народ наш честный прочно встал, - подчеркнул для сомневающихся поэт. Где у нас сегодня народ встал? И кто вообще у нас сегодня народ? Мы же понимаем, что народ не равен населению. Народ, он действует как актуальная общественная организация. Актуальнее, чем «хрюши против» и даже, чем «стоп, хам!» При этом, несмотря на свою безусловную реальность, народ – это всегда нечто окутанное мифами. Вот, скажем, едешь по Воронежу в маршрутке – стоят рядом китаец, таджик и кавказец. А вокруг - в смартфонах шарят молодые и не очень люди. Эти, что шарят, разве народ? Нет, ничем нас офисный планктон и прочие консюмеры уже не удивит, нет вокруг них мифов. Зато китаец, таджик и кавказец - это сразу три народа. Они и реальны, как мало кто другой, и мифологизированы в полный рост. И у них случается подмеченное Пушкиным «остервенение».
Среди титульных ближе всего сейчас к народу, который может «остервенеть», пожалуй, те самые 30 и 3 тысячи ополченцев Донбасса. И все, кто к ним, так или иначе близок. Кто-то считает их бандитами. Но бандитов там ровно половина, как мы с другом выяснили одним вечером на крыльце штаба одного полевого командира ЛНР.
Остервенение народа
Сейчас я вам кратко (но всё-таки более, чем о «Барклае, зиме и русском Боге») расскажу о тех, кого поэт поставил на первое место. Возьму их «правды и мифы» из записной книжки, привезённой из Новороссии.
О Доке, Бешеном и Малыше я писал в репортаже. В марте они ещё имели имена и фамилии, когда вместе с местными женщинами кинулись блокировать на «железке» украинскую военную технику. После инцидента на станции Ольховая ФИО и фото Дока, Бешеного и Малыша попали в СМИ, из них в СБУ Украины. Сейчас они в розыске. Их дома в станице Луганской разграблены и разрушены.
А сами они в дачном посёлке по другую сторону Северского Донца, где мы и познакомились месяц назад. Малыш напоминает Брата в исполнении Бодрова – и возрастом, и обаянием. И немногословен также. Но, вообще, надо заметить, ополченцы любят поговорить. Ведь почти у каждого из них за полгода 2014 года случалась своя «одиссея» с «илиадой».
Сидишь, например, в штабе полевого командира Ронина (русский кореец, кстати, луганчанин в четвёртом поколении). На столе среди раций и стаканов с мутным (известковым) луганским чаем лежит медаль, кажется, к 50-летию победы в Великой Отечественной. Заходит ополченец в папахе, напоминающий Чапаева (у него и позывной похожий)
- Чего тебе, не надо медальку? – шутит Ронин.
Чапай отмахивается.
- А слышал, что Путин сказал, кто считает Краматорск не украинским, тот – идиот?
-Нах, – резко обрубает Чапай.
- Ты ж, понимаешь, Путин – политик, - объясняет Ронин.
- Нах политику. Пусть это моей жене объяснит, которая с 3-месячным ребёнком там сидит и боится на улицу выйти. И спрашивает меня, когда мы отобьём наш город назад? А я тут под …Луганском застрял, мать его.
Если Чапай вам показался несдержанным и грубым, то сделайте скидку на контузию, после которой он при разговоре всё время дёргает рукой. В остальном - это современный просвещённый человек. Получает второе высшее.
Здесь вообще народ учёный. (Да и среди украинских бойцов, судя по соцсетям, достаточно мыслителей и сказителей). Когда один из гостей отряда принялся было излагать «русский вопрос» по Дугину-Холмогорову, ополченец Восьмой отреагировал мгновенно:
- Как же задрала вся эта московская хрень. Я от неё сюда сбежал свежим воздухам подышать, а они и тут накрывают. Не, придётся видно в избушку, в лес, в Сибирь уходить.
- Ничего, московская хрень до тебя и в Сибири доберётся, - успокаивает Восьмого собрат по оружию.
А вечером мы с другом, после того, как у реки отработала гаубица, вели на крыльце штаба философский диспут о том, чем поколение 1812 года (привет, 10-ой главе «Евгения Онегина») отличается от поколения 1813? Если интересно, то первоначальный тезис заключался в том, что поколение 1812 года - это первые русские консерваторы (от Екатерины, сестры царя до Глинки), а сыны 1813-го, с триумфом прошедшие Европу, стали первыми западниками, которые ещё через 12 лет совершат никому не нужное декабрьское восстание. Это мы с другом говорили, что «ненужное», а ополченец Алексей, убеждённый «сталинист», защищал декабристов, соглашаясь с их критиками только в одном: «слишком далеки они были от народа». Тогда мы и договорились, что в ополчении сейчас половина бандитов, но - идейных.
Любопытную характеристику Алексей дал товарищу, что в до-новоросскую пору преуспевал как фермер, имеющий подвязки, где надо (жена, кажется, и сейчас работает в каких-то местных органах власти).
- У него психология мелкого собственника, - сказал «сталинист», просто констатировал, беззлобно, с улыбкой. Сейчас «мелкий собственник» - командир разведки, награда за его голову, назначенная СБУ, растёт каждый месяц. И не потому, что гривна скачет резче нашего рубля.
Насчёт «остервенения». Геополитику тут объясняют на пальцах, доходчиво. Украинских военных или «укров», по гамбургскому счёту, настоящими врагами не считают. Они воспринимаются как големы, которых в обход свидомого сознания толкает чужая рука. Понятно, чья.
- Пусть на Украине всё затеяли борцы за счастье народное. И дело даже не в том, что в итоге всё это возглавил конфетный олигарх, - изложил то ли Восьмой, то ли «по психологии - собственник» своё видение. – Но по уму не надо было палиться нуландам да маккейнам на майдане, и тогда было бы к ним не подкопаться. Ведь это ж Киев, тут всё особо ранимо для России, всё-таки Украина, не Улан-Батор какой-нибудь. А они напролом решили рвать нас. И чего, пусть теперь недоумки заряженные по нашему хребту скачут, а нам костьми постелиться для их удобства?
- А США уже делают вид, что не при чём с самого начала были, чисто тепловизорами помогли разок и всё, - вставляет Бешеный.
Ту же линию, вернувшись в Воронеже, услышал я от пресс-атташе посольства США в Москве Уильяма Стивенса. Дескать, у США вообще нет особой политики по Украине, и это, признаюсь, разозлило. Ага, а в Ираке в пробирке выращивали ОМП. Не люблю, когда меня держат за болвана в старом польском преферансе, говорил по этому поводу Штирлиц.
Барклай
Не знаю, почему Пушкин упомянул именно этого героя 1812 года. Наверное, потому что – пророк и гений. Ибо до сих пор многим невдомёк, что Барклай де Толли ковал победу куда успешнее потешного старика Кутузова и даже неистового Багратиона. Меня, студента журфака, ещё в 90-е познакомил с ролью Барклая в той войне знаток истории, преподаватель из Старого Оскола Валерий Черкашин. В частности, Валерий Иванович – первый, кто рассказал мне, что сей русский шотландец был одним из родоначальников наших спецслужб.
Но совсем не поэтому мне видится новый Барклай в Игоре Стрелкове (кто бы сомневался, да?), а потому что он таковым видится самому «остервеневшему народу». Даже тем из ополченцев, которые Стрелкова в глаза не видели. Запомнилось, как после встречи командиров отрядов, они вышли покурить и легендарный Ратибор чётко произнёс:
- Без единоначалия нельзя. Командиры меж собой не договорятся. А я от себя скажу так – вот Стрелкова не видел и не знаю, но за ним бы мы пошли.
Уточню, Стрелков вызывает уважение именно как военный лидер, не преследующий никаких иных целей, кроме победы. Недавно в жилу высказался экс-глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми. Он сказал, что самое грамотное в военном плане, что сделало ополчение за всё время войны – это выход из окружения в Славянске, с сохранением всей техники и личного состава.
И в Донецк Стрелков прибыл воевать, а не создавать видимость войны. Кто был на Донбассе, знает, что чуть командир отвлекается от главной цели (освобождение родины), как тут же начинает заплывать жирком – «крышевать» и «отжимать». Вот как какой-нибудь Плотницкий (новоизбранный лидер ЛНР) вообще зимовать собирается? Одними вызовами «порося» на дуэль сыт не будешь, хотя зачтём, как дань стилистике.
Зима
- Создание комфортной жизни, - так наш президент любит обозначать цель своей работы. Так вот, на Донбассе некомфортно. Холодно. Даже в конце октября, не то, что сейчас. Газа и водопровода на передовой нет. Да и в городах поглубже во фронт с этим проблема. Но кроме войны и зимы, есть и воры. Наглядная история происходит сейчас с бригадой «Призрак» Алексея Мозгового, которую власти ЛНР решили разбросать по разным подразделениям Вооруженных сил Новороссии. С 10 ноября перекрыто всякое снабжение бригады. Нет еды, нет сухих пайков, зимним обмундированием бойцы обеспечены на 30 процентов, это в лучшем случае. К слову, как военный лидер, Алексей Мозговой не особенно котируется. Не раз за короткий период моего пребывания там какой-нибудь ополченец, которому доводилось воевать с Мозговым, говорил мне, что командир «Призрака» сам как призрак. На баяне сыграть может, споёт – душевно, а как воюет - мало кому ведомо. Но хотя бы свой парень. За народ, против олигархов, чиновников и всякой другой мрази. Московской хрени, помните?
Потому, видимо, бригаду Мозгового и плющат власти ЛНР, ориентированные на олигархический вариант Новороссии. А может, что личное заело, не знаю, врать не буду.
– С военной точки зрения, следовало бы переформировать бригаду «Призрак», снабдить ее штатным вооружением и приставить лично к Алексею Мозговому опытного военного советника, - говорит донбасский Барклай, только кто же из верхушки ЛНР его сейчас слушает…
Но - зима близко. На неё русские издавна надеются как на своего верного союзника. Кто знает, может Порошенко вдруг заявил о готовности к большой войне потому, что его подгоняют сильные холода, а вовсе не по мутным результатам странного саммита в Австралии (хотя я-то подозреваю, что это толкает под руку мистер Стивенс). А ещё Порошенко приговорил Донбасс к блокаде.
- Экономическая блокада давно есть на самом деле. Но блокада нам не страшна, - ответил лидер ДНР Захарченко.
Ну понятно, сражаться в мороз, во льду и пламени суждено не им, не им…Тем, кто вместе с нами ел из огромного котла на костре, в котором мать троих детей из станицы Луганской по имени Астра намешала нечто густое и сытное. А вчера смотрю в ютубе - Астра учится стрелять из миномёта.
Русский Бог
На известном форуме Игоря Стрелкова спросили:
- Вы действительно верите в то, что веру, царя и Отечество можно принести на стволах автоматов и снарядах гаубиц?
- Вы всерьез полагаете, что русские Донецка и Луганска после того, как их умиротворяли, полюбят назалэжную? – спросил в ответ Стрелков, но на вопрос ответил. – Я воевал на Донбассе не за веру, царя и Отечество (хотя мне близок такой лозунг), а за воссоединение русского народа, за его честь. Потому как народ без чести не может оставаться народом.
Кто-то считает, что честь и Бог не уживаются вместе. Однако моё личное ощущение - Русский Бог там. По крайней мере, Он присутствует в Новороссии никак не меньше, чем в церквах.
Я вначале тут принизил менеджеров с айфонами. Это от заносчивости и непонимания. Допускаю, что умножать добавочную стоимость важнее, чем воевать. И уж тем более важнее, чем писать про ополчение. Но как-то не выходит пока воодушевиться этим. Не скажу, что лица ополченцев стоят у меня перед глазами, зато я периодически слышу их голоса. И не только, когда включаю электронные носители.
Довелось там поговорить с узником «концлагеря образца 2014». Это Николай Иванович Кузьмин, имя называть можно, потому что четыре месяца плена делают инкогнито бессмысленным.
Человек, прошедший кошмарную одиссею, в которой было всё. Восстание в колонии, где начальник в промышленных масштабах переписывал имущества заключённых на нужных людей, яму и допросы у торчков-прокуроров, пытки, встречу с «мясником» (которого Интерпол ищет с 1996 года), что уже надрезал Николай Иваныча, но Кузьмина резко забрало к себе СБУ. Не верите? Одиссей обращался к Афине, а Кузьмин читал 90 псалом «Живые в помощи Вышняго», и изводил нацгвардейцев уверенностью, что волоса его тронуть не сумеют. Не хочу об этом человеке впроброс. Лучше как-нибудь отдельно.
Вот соскоблю всё с новоросских дневников и диктофонов до последней буквы, и, получается, должен буду опять ехать. В некомфорт. Ну не всегда же бывает как у Пушкина - «и скоро силою вещей мы очутилися в Париже».
Зато тем, кто исполняет свою миссию, Бог помогает, а, значит, зима не страшна. И может потом, силою вещей, мы очутимся не в каком-то там Париже, а в нашей-пренашей Москве.
Комментарии