На очередном заседании Воронежской городской думы депутаты одним из решений утвердили состав «Временной комиссии по подготовке предложений по обеспечению транспортной доступности поликлиники ВГМУ им. Бурденко…»
В этой простой канцелярской формулировке - целых два парадокса. Во-первых, академической поликлиники де факто уже не существует в природе. А во- вторых, все предложения, которые можно было выработать на муниципальном уровне, уже, судя по всему, должны быть выработаны. Над темой уже поработали профильные комиссии, одно за другим под председательством спикера Владимира Ходырева состоялись два расширенных совещания, где помимо депутатов участвовали ключевые чиновники и эксперты.
Неужели такого мощного мозгового штурма оказалось недостаточно?
Безвыездная ситуация
Небольшую, уютную детскую поликлинику на переулке Здоровья местные до сих пор зовут «железнодорожной». Когда-то она официально носила такой статус и обслуживала «убитый», депрессивный район «Ипподромной-Транспортной», где с одной стороны доживали свое кварталы двухэтажной барачной застройки конца 40-х годов, с другой – «коптил» старый частный сектор, самая окраина города.
Когда заведение стало «поликлиникой на базе детской клинической больницы ВГМУ», уже выросла «Долина нищих» и пара новых многоэтажек. Райончик стал элитным.
А к моменту, когда в отдалении замаячили громады жилмассива на ул. Шишкова, когда под боком самой поликлиники заложили фундаменты 20-этажных домов, - поликлинику взяли и расформировали.
Дикость? Еще какая! 1600 детей, приписанных к экс-поликлинике, с сентября нынешнего года «раскидали» по трем другим учреждениям района. Кого – на улицу Ломоносова или на Машиностроителей, кого – на переулок Ботанический. География «разброса» – половина Коминтерновского района. Мамочки, с трудом добравшись с колясками до новых поликлиник, оказались в хвосте возросших очередей. «Мигрантам» нигде не были рады.
И можно только догадываться, что сказали врачи, чей участок внезапно оказался в 5-7 километрах от базового учреждения.
Но до этих больничных очередей надо еще добраться. Быстро выяснилось, что до ближайшей (и не самой удобной) остановки общественного транспорта детей надо было вести (или везти, или нести) порой около километра - причем по улицам, где тротуар либо отсутствует либо захламлен так, что на коляске не пробиться. Той мамочке, что все-таки совершила этот подвиг, тут же предстояло совершить и второй: ехать к месту лечения с пересадками.
К добру или к худу?
После таких шокирущих перемен открытий появилось «письмо двухсот» - двух сотен жителей микрорайона, адресованное депутатам городской думы. Нет, первым подписантами стали не "нищие" из "Долины нищих", а молодые покупатели квартир в новых многоквартирных домах. Некоторые из них и второго ребенка поскорее заводят, чтобы материнским капиталом «закрыть» ипотеку. А тут и с одним-то стало некуда деваться!
Благо, представителем этой непростой территории в городском парламенте является главврач Воронежской поликлиники №3, что на переулке Ботаническом, энергичная и опытная в депутатских делах Юлия Попова. Более того, именно ее учреждение является одной из принимающих сторон «потока беженцев» со всеми вытекающими проблемами. Поэтому Попову не пришлось «агитировать за советскую власть».
-Юлия Владимировна, эта ликвидация как-то связана с программой оптимизации регионального здравоохранения?
- Нет, случай частный, нетипичный. Бывшая ведомственная поликлиника стала подразделениям федерального учреждения, и муниципальная власть никак не могла повлиять на этот процесс. В нынешнем году вступил в силу закон , который запрещает структурам федерального подчинения работать по принципам участковости Закон есть закон, можно рассуждать о его правильности, но исполнять его обязаны все. Но нет худа без добра. Возникшая ситуация заставила всех задуматься о комплексном решении проблем социальной и транспортной инфраструктуры огромной растущей территории.
Сочетание невыгодного с невозможным
В ходе вышеупомянутых совещаний их участники выяснили неприятную вещь. Даже в решении такой частной, локальной проблемы сделать на местном уровне можно немногое. Самый простой вариант: пустить автобусы по улицам частного сектора – опытные профессионалы отмели сразу.
-Открывать новые маршруты в частном секторе сегодня, увы, нереально, - рассказал нам руководитель городского управления транспорта Владимир Анисимов. - По современным требованиям, для этого должна быть как минимум дорога четвертой категории – с асфальтированной проезжей частью в 6,5 метра, с пешеходными дорожками, карманами, освещением и т.п. Закон есть закон.
Какие там карманы, какие шесть метров! Переулок Здоровья и раньше-то не очень соответствовал нормативному метражу, а в последние годы его будто нарочно «убивали». Тротуары сделали шире проезжей части, но пешеходу ими все равно невозможно пользоваться: каждые десять метров он (тротуар) «перепрыгивает» с одной стороны дороги на другую, и пешеходы, не мудрствуя, ходят по мостовой. А автолюбители, не мудрствуя, ставят машины прямо на тротуаре: где-то им надо стоять, раз они привезли сюда больного. Здесь на 100 метров дороги - три больницы и ни одного стояночного места.
-И что, никакого шанса у переулка нет?
-Вообще у частного сектора в Воронеже шансов почти нет, - безрадостно констатирует Анисимов. - К нам поступает много обращений от жителей частного сектора. Практически всем приходиться отказывать. Там же, где депутаты все-таки «продавят» новый маршрут на своем округе, перевозчики его быстро забрасывают: невыгодно.
А здесь оказалось все еще хуже: в начале желаемого маршрута – частный сектор, в конце - «тигули». Например, в район Гормолзавода решается ходить только 22-й маршрут и то по большой просьбе городского руководства. И, с оответственно - с перебоями.
Сочетание невыгодного с невозможным!
Полюс недоступности
-Но есть же возможность субсидировать социальные маршруты? – интересуемся мы у председателя думского комитета по транспорту Олега Черкасова.
-Есть, - соглашается Черкасов. - Мэрия все рассчитала: чтобы субсидировать маршруты «развоза» по новым детским поликлиникам, потребуется найти в городском бюджете 15-17 миллионов рублей в год. И не факт, что эти траты окажутся вполне законными. Дотировать социальные маршруты только для жителей Коминтерновского района мэрия не имеет права. Значит, необходимо социальными маршрутами охватить весь город, а это уже совсем другие деньги.
И в третий раз мы со смешанным чувством констатируем: опять «закон есть закон...»
Пока что оптимальным вариантом решения локальной проблемы и медики, и депутаты признали использование «Народного маршрута». И направили просьбу в областное правительство скорректировать "народный маршрут" так, чтобы пробить дорогу на "полюс транспортной недоступности".
-Большой низкопольный автобус даст возможность без проблем садиться в него мамочкам с коляской и не потребует больших дополнительных затрат, - констатировала депутат Попова.
Честь и хвала будет нашим избранникам, если мы увидим эту идиллическую картину: радостные мамаши, чинной очередью закатывающие коляски в новенький, удобный автобус. Но «Народный маршрут» - это региональная программа. Завтра может выйти какой-нибудь очередной «закон есть закон» запрещающий тратить деньги облоасти на «отдельно взятый район». Или сама «губерния» найдет маршруту более актуальное применение.
Кирпичи преткновения
В общем, не удивительно, что депутаты после мощнейших мозговых штурмов так и не придумали ничего концептуально убедительного. И создали очередную комиссию по решению неразрешимых вопросов. Может, она что-нибудь придумает?
Пока одни депутаты ломали голову над транспортной доступностью, другие - в думской комиссии по строительству - сделали удивительное открытие. Оказывается, прямо напротив той самой детской поликлиники по переулку Здоровья, на территории областной детской больницы №2, где сегодня еще растет старый фруктовый сад, намечен к строительству восьмисекционный жилой дом.
Вопрос даже не в законности получения компанией «Арт-финанс» этого участка под жилстроительство – там никаких вопросов, законностью даже не пахнет! Но очередной дом собираются посадить в запертое пространство, куда не прорваться ни одной маршрутке.
Значит, очередные 1,5 тысячи жильцов «элитного» района будут вынуждены выезжать на личных авто. Муж – на работу, жена – в детскую поликлинику к черту на кулички. Рядом строится еще пара домов на 1,6 тысяч жителей – и значит, микрорайон окончательно «встанет» сам и заодно заблокирует выезд из Шишковграда – новых жилмассивов на улице Шишкова.
Проблема маленькой поликлиники будет решена. Ну, не то чтобы решена – она просто утонет в море больших общих проблем.
Славный город Шишковград
Когда мы еще только разглядывали макетные проекты застройки на Шишкова, то своими глазами видели там картонный кубик – проект будущей поликлиники. А еще указкой чиновники указывали на места возможного расположения филиала детской поликлиники. Эти «кубики» могли бы стать самыми близкие и доступные учреждения для маленьких пациентов расселяемой клиники.
-Участок под строительство поликлиники на Шишкова зарезервирован, но его строительство – дело будущего, - рассказала депутат Юлия Попова. - Пока что ведутся переговоры с застройщиками об аренде встроенных помещений
То есть, жизнь на Шишкова бьет ключом, уже говорят о 40 тысячах новых жителей на городских «северах», а мы еще только ведем переговоры об аренде!
Никакая комиссия, никакая рабочая группа не успеет за застройщиками, которые думают не о строительстве новых больниц, а о том, чтобы занять земли старых учреждений.
Медицинский аспект
-Схожие проблемы можно наблюдать и на других площадках массовой застройки, - признает главный педиатр Воронежской области Маргарита Киньшина. - Но даже если там завтра заработают детские поликлиники, мы не сможем их укомплектовать. Педиатров в городе хронически не хватает. Выпускники выходят из стен ВГМА в большом количестве, но быстро «мигрируют» в частные клиники, во «взрослую» медицину или другие сферы деятельности. Мы с нетерпением ждем 2017 года, когда закон вернет обязательную «отработку» для выпускников государственного вуза.
Вопрос о переулке Здоровья очень сильно перерос свою повестку. Заговорив об одном маршруте, депутаты вынуждены были поднять проблемы всего городского транспорта. Попытавшись помочь одной поликлинике, вытащили на свет все болезни городского здравоохранения. И если идти концентрическими кругами от частного к общему, рано или поздно мы придем к мысли: надо что-то в консерватории поправить.
Создать городскую систему социального транспорта, решить кадровую проблему педиатрической службы, запретить строительство без согласования с медиками.
Ну а если быть совсем реалистичными в рецептах – надо просто снести половину городских новостроек, разровнять аккуратно площадки бульдозером и начать строить, как положено- с дорог и соцобъектов.
И никакого «Народного маршрута» не понадобится.
Автор: Александр Саубанов
Комментарии
Гость
Гость
1
1