Увидела свет «Воронежская Книга Памяти Великой войны 1914–1918 годов». Это уникальный труд рабочей группы создателей «Книги памяти 1914 -1918» под руководством историка Александра Григорова. Фактически маленькая группа людей (10 человек) впервые сделала то, что следовало бы осуществить многочисленным научным учреждениям.
Не располагая административными ресурсами (которые государство задействовало при составлении в областях книг памяти 1941-1945 гг.), группа Григорова постаралась сделать максимум возможного, обнародовала и сохранила для потомков имена около 80 тысяч участников войны. В книге приводятся имена не только убитых и раненных уроженцев губернии (в ее дореволюционных границах), но и имена отличившихся (награжденных) участников войны. При этом учитываются три основных группы участников войны: уроженцы и жители Воронежской губернии, лица, умершие в госпиталях на ее территории и лица, находившиеся в составе частей, стоявших до войны или сформированных на территории губернии.
Причём, Воронежская книга памяти – уже второй опыт такого рода (ранее была издана аналогичная книга памяти по Рязанской губернии).
Издание капитальной серии мемуаров участников первой мировой или Великой войны (как называли её современники) и книг памяти государственными программами почему-то предусмотрено не было.
С вопроса об этом журналист «Время Воронежа» и начал блиц-интервью с руководителем группы энтузиастов-исследователей Александром Григоровым.
- История этой войны не является государственным приоритетом, это война нелюбимая ни властью, ни научным сообществом. По этой теме не защищаются диссертации, не зарабатываются деньги… Поэтому Великой войной занимаются одиночки и разной степени психического здоровья энтузиасты.
- Что именно в вашем психическом здоровье обусловило обращение к этой теме?
- Скажем так, подробности семейной биографии. Предки моей жены – из Воронежской губернии, мои предки – из Рязанской, предки моей мамы из Крыма. (Крымская книга - на выходе – прим. авт.) Всем им я решил по своему разумению поклониться. Были бы кто-то в нашей семье из, например, Вологды, была бы, наверное, Вологодская книга.
- Кто ваша целевая аудитория?
- Это книга для тех, кто хочет узнать что-то о своих предках, и вот ваша область - вторая, которая такую игрушку получила. Это не просто списки, но и не концепция сражений, а военная история через персональные судьбы. Идеологически наша книга взвешенная и выверенная. Она будет хороша, как для убежденных коммунистов, так и для противников коммунизма. В той Великой войне ещё все были наши, и мы старались за рамки 1918 года не выходить.
Комментарии