Интернет-газета «Время Воронежа» продолжает разбираться в бюджетной политике Воронежа. В предыдущих главах этой отнюдь не радостной эпопеи мы выяснили, что по уровню бюджетной обеспеченности Воронеж занимает одно из последних мест среди городов-миллионников , а также то, что каждый воронежец уже должен по несколько тысяч рублей.
Как отметила в одной из предыдущих публикаций финансовый аналитик Елена Чуфринова, баланс бюджетов различных уровней – федерального, областного и городского – на воронежском примере совершенно не соблюдается.
– По данным, предоставленным городскими властями, доля доходов, отчисляемых в бюджеты более высоких уровней, только растет, – констатировала тогда Елена Чуфринова. – Теоретики говорят, что «на местах» должно оставаться 25-50% от доходов, чтобы территории нормально развивались, а власть муниципалитета чувствовала себя независимой и реально могла решать проблемы граждан. На практике за последние пять лет даже нижняя граница не была достигнута ни разу. А в этом году поставлен антирекорд – показатель вплотную приблизился к 10%, т.е. только каждый десятый налоговый рубль остается в столице Черноземья. Неудивительно, что многие не видят в действующем главе города самостоятельную фигуру, утверждая, что Воронеж де-факто находится на внешнем управлении. При отсутствии собственных средств, любой мэр будет вынужден следовать в фарватере областной политики.
«Время Воронежа» решило узнать мнение депутата облдумы Константина Ашифина по этому вопросу. Как оказалось, он абсолютно солидарен с финансовым аналитиком.
– С начала нулевых годов бюджетные реформы привели к тому, что крупные города и регионы обречены сегодня на вымирание. Причем, не факт, что, если денег много, то они будут использованы по назначению и в городе всё будет хорошо, но факт обратное. Если денег нет, то точно город не будет развиваться, – рассказал корреспонденту интернет-газеты «Время Воронежа» депутат. – Такая ситуация в итоге приведёт к коллапсу. Если постоянно смеяться над здравым смыслом, то в итоге будет какой-то серьезный кризис, или какой-то срыв.
При этом Константин Ашифин отметил, что эта проблема присуща не только Воронежу. По данным собеседника издания, сегодня федеральный бюджет сбалансирован только благодаря тому, что регионы находятся в дефиците.
– Если мне не изменяет память, то только четыре региона за 2013 год были без дефицита. Причем, что самое страшное – дефицит покрывается за счёт заёмных средств из рынка, это коммерческие кредиты, это займы, как в Воронежской области, – сообщил экс-кандидат на пост губернатора. – Самое страшное даже не в кредитах, а в том, что этому процессу не видно конца. Постоянно берутся всё новые и новые займы, в результате мы сегодня обслуживаем эти займы. Перспективы избавиться в обозримом будущем от долговой нагрузки нет.
Отметим, что по данным Константина Ашифина, по сравнению с Москвой бюджетная обеспеченность Воронежа минимальна. Так, в Москве на каждого жителя приходится около 140 тыс. рублей из городского бюджета. На каждого воронежца же – меньше 30 тыс. рублей.
– Соответственно мы сегодня можем наблюдать разрыв, если Москва по уровню жизни находится где-то на уровне Чехии, то мы – на уровне Монголии, – провёл аналогию депутат.
Кроме того, Константин Ашифин отметил, что сокращение финансирования на дороги и развязки, также относится к продолжению деградации.
– Мы уже перешагнули какую-то точку невозврата, нам уже невозможно жить в городе, – заявил депутат. – Поэтому сейчас нужно не просто не снижать, а вкладывать в два, в три раза больше. Проблема состоит в том, что нет денег. Все чётко понимают, что нужно делать новые развязки, новые дороги, новую дорожную инфраструктуру, но, к сожалению, мы смотрим на то, что находятся деньги на участки дорог, которые становятся платными и фактически попадают в руки новых олигархов.
Напомним, что запланированный бюджет на ремонт дорог Воронежа на 2015 год решили сократить практически в два с половиной раза, по сравнению с пожеланиями мэрии. Изначально городская администрация рассчитывала получить из областного дорожного фонда 2,4 млрд. рублей, теперь же сумма составила 866 млн. Ещё 105 млн. на дороги нашлось в бюджете города. Итого получилось всего 971 млн. Якобы на большие средства Воронеж рассчитывать не может, так как в фонде недостаточно денег.
При этом расходы на ремонт участков дорог на улице Ломоносова (от Московского проспекта до улицы Тимирязева), на проспекте Патриотов, на улице Матросова и нескольких других участков, сведены к нулю (по крайней мере, в той части проекта областного бюджета, которая касается этих участков, зияют пустоты).
Общественники надеются, что позже из областного дорожного фонда выделят дополнительные субсидии.
– У нас есть ещё два месяца, чтобы достучаться до губернатора, – рассказал корреспонденту интернет-газеты «Время Воронежа» руководитель общественной организации «Народный контроль и дороги Воронежа» Сергей Романенко.
Комментарии