Мы уже привыкли, что туристов интересуют достопримечательности, музей и смотровые площадки. Но всё это только на поверхности. Многие даже не догадываются о тех тайнах, которые хранит город глубоко под землёй*. Заброшенные туннели, теплотрассы, бомбоубежища - всё то, что когда-то сотворили руки человека, а потом оставили за ненадобностью и скрыли от людских глаз. Но не тут-то было. Любители экстрима, необычных путешествий уже давно обнаружили и исследовали многие подземные объекты. А теперь они решили поделиться своей тайной с окружающими.
Изначально исследованием города под землёй занялись так называемые диггеры. Они любители поиска и адреналина. Ведь никогда не знаешь, какой сюрприз преподнесёт новый объект изучения.
Постепенно движение переросло в индустриальный туризм.
- Экскурсии в нашем городе проводятся уже давно, - рассказывает организатор необычного отдыха и проводник Александр Симонов. – Многие из тех, кто хоть раз побывал в таком необычном путешествии, увлекаются сами. Начинают искать объекты, лазать под землю, а уже потом и самостоятельно проводить экскурсии. Так было и со мной. Прелесть увлечения в адреналине. Когда находишь место, где ты ещё не был, чувствуешь себя исследователем. Получаешь от этого эстетическое и моральное удовольствие. Мало, кто заглядывает под землю. Самое интересное ощущение возникает, когда кажется, что на объекте ты не один. Всё время думаешь, что там кто-то есть. А вдруг призрак?
Во время экскурсии мы посетим четыре объекта: бомбоубежище, заброшенную высотку на заводе и две теплотрассы.
Для тех, кто привык к подобным путешествиям, задача очень простая - спустится, погулять и подняться обратно. Но для новичков всё гораздо сложнее, и что уж скрывать – интереснее. Не каждый день можно почувствовать себя исследователей. Для группы экскурсия стала настоящим приключением, как всем известная телевизионная игра Форт Боярд. А объекты превратились в настоящие испытания.
Испытание первое: бомбоубежище
В путешествие собрались два десятка человек. Первый пункт – заброшенное бомбоубежище в Коминтерновском районе под заводом «ВЭКС» около Центрального автовокзала. Его построили в середине 70-х годов. Но оно давно запустело и стало приютом для подземных путешественников.
Подходим к люку - испытание начинается.
- А там точно никого нет? – спрашивает один из экскурсантов.
- Не знаю, - экскурсовод задумывается. – Вполне может быть, что мы встретим диггеров. Или… не забывайте, что скоро конец света, вдруг мы увидим целую толпу особо пугливых, со спальниками и провизией.
Перед нами маленькая кирпичная будка с небольшим окошком, запаянным металлической решёткой. Правда, прутья давно отогнуты чьей-то старательной рукой. Александр, успевший уже не раз побывать в бункере, берёт на себя роль первопроходца.
- Спускаемся очень аккуратно. Глубина примерно метров пять. Поэтому крепко держитесь за поручни и не спешите, есть не хотите оказаться на больничной койке с переломанными ногами, - предупреждает проводник.
Впрочем, он сам уже давно приноровился к подобным экскурсиям. Пара ловких движений и уже через минуту он скрывается во мраке подземелья.
А что делать новичкам? Группа неуверенно топчется на улице, пританцовывая от мороза. Заглядываем внутрь. Высоковато, темно – фонарик едва достаёт до дна. Скользкая прямая лестница, примерно такая же, как и в обычных канализационных люках. Мягко говоря, не вызывает доверия.
Но вот доброволец всё же находится. Неуклюже втискиваясь в маленькое отверстие, он цепляется одеждой о ржавые балки. Ещё немного возни - и его голова исчезает в темноте туннеля.
- О, а тут оказывается гораздо теплее, чем на поверхности, - эхом доносится снизу. – Так вот что будет, когда наступит конец света.
Группа выстраивается в длинную очередь. Минут через двадцать все экскурсанты оказываются под землёй.
Мы находимся на глубине около семи метров. Вопреки ожиданиям проводника, в бункере никого нет – либо в Воронеже совсем не верят в конец света, либо считают, что прятаться пока рано.
Экскурсанты расходятся по комнатам. Если человек отходит на несколько метров, то разглядеть его лицо практически не возможно. Виден только огонёк от фонаря. Сейчас мы сами напоминаем тех призраков, о которых говорил проводник.
Перед нами огромное пространство, разделённое на блоки.
- Мы залезли через вентиляционную шахту. Раньше она служила аварийным входом, - рассказывает Александр. – К тому же в бомбоубежище есть две герметизирующие двери. Первая выполняла функцию защиты от ударной волны, возникающей в результате атомного взрыва. Вторая имела более простую конструкцию, и применялась просто для герметизации. Сейчас они заварены снаружи – спасибо наркоманам и алкоголикам, которые здесь собирались.
Всего в бункере шесть отсеков: дизельный, вентиляционный, склад, комната, в которую должны были помещаться умершие, санузел и основное помещение, разделенное перегородками – здесь размещались койки.
Сейчас уже практически ничего не сохранилось. Что-то увезли в промышленных целях, а что-то растащили «гости».
Проходим в одну из комнат.
- Здесь должны были складывать мёртвых. Обратите внимание на рулоны пергаментной бумаги на полу. В неё в случае атомной войны заворачивали бы тела, - продолжает Александр.
Моментально экскурсанты начинаю отрывать от рулона кусочки – на сувениры.
- Не трогайте целые, - предупреждает проводник. – Лучше оторвите от тех ошмётков, которые валяются на полу, а то так пройдёт несколько экскурсий - и от «экспоната» ничего не останется. Да и не советовал бы я вам заворачивать в них еду – отравиться можно.
Осмотрев помещение, мы двигаемся дальше. Впереди нас ждут ещё три объекта.
Подниматься оказывается гораздо проще, чем спускаться. И совсем скоро мы выбираемся на землю. После темноты бункера даже ночной Воронеж кажется ярко освещённым.
Проводник пересчитывает людей – никого не забыли, и мы переходим ко второму объекту.
Второе испытание: башня
По правилам Форт Баярда в середине игры один из испытуемых обязательно должен отправиться в гости к старцу, который живёт на вершине башни.
В нашей игре таким пунктом служит заброшенная вышка на том же заводе, которая когда-то использовалась для обработки песка.
- Как именно она работала мы сами, если честно, не знаем, - рассказывает проводник. - Скорее всего, там отмывали песок с карьера и очищали от примесей, а потом он шёл либо на строительство внутри завода, либо на стёкла.
Всего в вышке девять этажей. Наверх ведёт обыкновенная лестница. От времени она немного разрушилась, а от мороза стала скользкой. Подниматься нужно очень осторожно. Главное – крепко держаться за перила. На каждом этаже - окно и проход в комнаты, которые когда-то служили в промышленных целях. Сейчас от них остались только бетонные стены. И понять, какую функцию выполняло каждое помещение, невозможно.
Так как здание давно забросили, старец, очевидно, покинул его. Поэтому главное испытание для группы – преодолеть боязнь высоты. На самом верху нас ждал меленький балкон. От него на крышу вела металлическая ржавая лестница. Туда отважились подняться только самые храбрые. Наградой для них послужил вид ночного Воронежа. С высоты птичьего полёта виден практически весь центр города. Сделав пару снимков на память, группа спускается вниз. И переходит к следующему объекту.
Испытание номер три: теплотрасса
На вышке мы уже побывали, теперь пришёл черед вернуться обратно под землю. Следующий пункт назначения – заброшенная теплотрасса завода.
Мы спускаемся вниз и видим две огромные длинные трубы, которые ведут в неизвестность. Нервно вздыхаем и отправляемся в путь. Сначала «прогулка» кажется довольно простой, пока ноги не начинают утопать в чём-то мягком и скользком. Экскурсанты направляют фонари вниз.
- О, да тут что-то черное и непонятное, по цвету уголь напоминает, - удивляется один из экскурсантов.
Упасть в странную слизь никто не хочет. Поэтому группа идёт очень медленно, придерживаясь руками за трубы.
Мы останавливаемся. Кажется, что впереди тупик. И вот уже с облегчением собираемся повернуть обратно – испытание пройдено. Впереди слышится голос.
- Идите дальше, это не тупик – это поворот, - эхом доносятся слова экскурсанта.
Таких поворотов на нашем пути оказалось немало. Невольно сравниваешь теплотрассу с лабиринтом минотавра. Воображение рисует страшного монстра, к которому мы, как покорные овечки, идём прямиком в пасть.
Однако вместо острых зубов нас ожидает гора мусора. Закрывая носы шарфами, мы выбираемся по этой зловонной куче на поверхность. С жадностью глотаем воздух и идём дальше.
Последнее испытание: метро
Финальный этап экскурсии – ещё одна заброшенная теплотрасса. Между собой диггеры привыкли называть её метро. Дело в том, что объект строили, когда на поверхности уже были железнодорожные пути. И чтобы провести в вырытом под землёй туннеле трубы, для их транспортации проложили рельсы. Получилось, что визуально теплотрасса очень напоминает метро.
Вход в неё ничем не отличается от обыкновенного канализационного люка. Удивительно, что он ничем не прикрыт. Посередине улицы торчит дыра, и зазевавшемуся прохожему не составит никакого труда туда провалиться.
Спускаться под землю в третий раз уже не страшно. Да и до последнего испытания добрались только самые стойкие. Всего семь человек. Остальные решили, что на сегодняшний день приключений с них достаточно, и разошлись по домам греться и отмываться.
Всего через пару минут группа оказывается под землёй.
Так же, как и на прошлом объекте, посреди теплотрассы две огромные трубы. Начало пути очень спокойное, даже простое. Да и экскурсанты уже расслабились, решив, что после первых трёх объектов уже ничего не страшно. Но не тут-то было. Спустя пару метров между рельсами начинается вода. Глубину проверить никто не рискует. Вся группа гуськом проходит по рельсам. Одни, как пингвины, переваливаясь с боку на бок, пытаются пройти сразу по обоим. Другие полубоком, придерживаясь руками за трубу, еле шагают по одной. В нос ударяет резкий запах ржавого железа. В воздухе летает едкая пыль, от которой слезятся глаза. Во рту отчётливо чувствуется её вкус. А туннель уже кажется бесконечным. Становится понятно, что этот пункт организаторы сделали последним не случайно. Это испытание воронежского Форт Боярда, несомненно, самое тяжёлое.
Примерно на середине пути группу ожидает ещё один сюрприз. Оказалось, что туннель похож на метро не только внешне, но и по звукам. Когда наверху едет поезд, стук колёс отчётливо слышится и в подземелье. Создаётся такое впечатление, что впереди вот-вот покажутся фары электровоза. Сердце невольно замирает. Воображение берёт верх над рационализмом и понимаешь, что бежать будет некуда и спастись никому не удастся.
Спустя несколько метров мы замечаем, что расстояние между трубами постепенно сужается. Передвигаться приходится, вытирая курткой грязь.
Ещё через пару метров и протиснуться становится почти невозможно. Приходится залезать на одну из труб. Но и такое решение - целая проблема. Труба скользкая, находится достаточно высоко. Запрыгнуть на неё получается не сразу.
Однако основной принцип воронежского Форт Боярда – командный дух. Пройти испытание и выйти на поверхность должны все игроки. Мы не можем потерять ни одного бойца. Ребята начинают подсаживать друг друга, подавать руки. Так, мы успешно справляемся с препятствием и идём дальше.
Однако радость продлилась недолго. Постепенно потолок над нами становится всё ниже. Совсем немного - и его можно коснуться рукой. К концу испытания мы уже не идём, а буквально ползём по трубе, скрючившись в три погибели. Но и это не заставило повернуть назад. Раз уж решился на испытание – должен дойти до конца.
И вот, кажется, мучения позади. Мы видим свет в конце туннеля. Но в отличие от привычного образа, это свет жизни, огни города и нашей маленькой победы.
Форт Боярд подходит к концу. Мы смело можем назвать себя победителями. Жаль, что в карманах нет звонких монет, которые обычно уносили в собой игроки телешоу. Единственная награда – масса ярких впечатлений и целая гора увлекательных историй, которые можно смело рассказать друзьям за чашкой чая.
* - не пытайтесь повторить.
Не пропустите самые горячие новости, подписывайтесь на обновления от Интернет-газеты «Время Воронежа» в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter
Комментарии