Ущемляют ли права воронежцев Белый дом и облправительство?

Ущемляют ли права воронежцев Белый дом и облправительство?
По уровню бюджетной обеспеченности Воронеж занимает одно из последних мест среди городов-миллионников

Несмотря на то, что тема межбюджетных отношений в Воронеже не носит в последние годы характер публичного конфликта между городом и областью, как было при губернаторе Владимире Кулакове, и мэрах Александре Ковалеве и Борисе Скрынникове, ее регулярно поднимает оппозиция и местная профессура. В частности, она была одним из важных элементов программ, с которыми сначала в главы города, а затем в губернаторы, баллотировался коммунист и депутат Воронежской облдумы Константин Ашифин.

- Основным принципом федерализма является взаимный учет интересов государства, регионов и муниципальных образований, - говорилось в программе Ашифина. - Причем на равноправной и взаимовыгодной основе. Баланс интересов участников межбюджетных отношений в РФ не достигнут. Напротив, городские округа и муниципальные образования оказались в самом невыгодном и зависимом положении. Им передали наиболее неэффективные местные налоги (земельный налог и налог на имущество физических лиц). Самые денежные сборы - НДС, акцизы, налоги на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых и другие - стали федеральными. В регион переданы налог на доходы физических лиц, налог на имущество юридических лиц. Муниципальные образования остались фактически ни с чем. Даже их долю в НДФЛ постепенно снизили с 70% до 20%.

Всю предвыборную кампанию коммунисты били тревогу относительно ущемления интересов горожан. И фактура, которую они обнародовали, действительно выглядела зачастую убийственной. Например, по данным на 1 июня 2014 года, общие расходы бюджета Воронежа составили почти 5,3 млрд рублей, но всего 32% от плана. Поступления из облбюджета составили 34% от плановых. По статье «дорожное хозяйство» было израсходовано 18% (общий плановый объем средств на год - 1,7 млрд рублей), на ЖКХ - менее 10%, на охрану окружающей среды и того меньше - в районе 6%, несмотря на ряд экологических проблем в городе. Стабильно высокими остаются только долги Воронежа в объеме около 6 млрд рублей. На их обслуживание (500 тыс. - в 2014 году) в бюджете Воронежа запланировано примерно столько же, сколько на социальную политику.

- Бюджет Воронежа (при губернаторе Кулакове) и других средних и крупных городов наполовину был уменьшен в 2001-2005 годах во время реформы межбюджетных отношений, - напоминает доктор физико-математических наук Юрий Корчагин, готовивший программу для Константина Ашифина. - Тогда у городов были забраны почти все налоги с их территорий и снижена доля НДФЛ с 70% до 40%. Уже при губернаторе Алексее Гордееве она упала до 20%. И, соответственно, снизились инвестиции во все составляющие человеческого капитала. Фактически под российский человеческий капитал, под процессы его развития была заложена мина замедленного действия. И ситуация только ухудшается.

Известно, что в 1999 году бюджет Воронежа составлял 103% от бюджета области, в 2011-м - 29,4%, а в 2014-м - около 22% (по расходам - 15,7 млрд против 71 млрд рублей). Безусловно, в бюджетной централизации есть определенная логика - в плане ухода, скажем, от сепаратистских тенденций, и реализации общенациональных программ, но все-таки должен быть и некий здравый смысл. Именно в городах сосредоточена промышленность, именно они выступают локомотивами экономического роста. Кроме того, как особо подчеркивает Корчагин, Воронеж занимает среди городов-миллионников одно из последних мест по уровню бюджетной обеспеченности на душу населения (около 15 тыс. рублей). Нас опережает соседний Липецк, который далеко не миллионник. А в Ростове бюджетная обеспеченность равна 25 тыс. рублей на человека. И тут надо, конечно, иметь в виду, что субъекты РФ по части бюджетной обеспеченности тоже не равны друг другу. Особенно много критики слышно в адрес республик Северного Кавказа.

С другой стороны, по-своему прав мэр Воронежа Александр Гусев:

- К сожалению, в последние десятилетия возможность развития социальной инфраструктуры в районах, в селах была намного ниже, чем в городах. И они, безусловно, отстали. Считаю, что та политика, которая проводится губернатором Гордеевым в части приоритетного развития сельских территорий абсолютно оправдана - хотя бы потому, что те люди, которые там проживают, обеспечивают нашу продовольственную безопасность. Распределение средств происходит не по какому-то принципу численности жителей на территориях, не по принципу, кто имеет больший вес, тогда у нас развивалось бы только три района - Анна, Россошь и Лиски. На мой взгляд, справедливый принцип распределения бюджетных средств - доказать значимость и необходимость реализации тех или иных конкретных проектов. 70% всего бюджета - и городского, и областного - расходуется практически автоматически, распределяется на содержание здравоохранения, образования, государственных и муниципальных органов власти, и на что-то основательное идет только 30%. То, как сейчас все устроено при определении проектов к финансированию, - вещь правильная.

На недавней пресс-конференции Гусев также уточнил, что унылая цифра в 14%, оставляемых Воронежу от собираемых на его территории налогов, не выглядит столь печально. Во-первых, 7-7,5 млрд рублей добавляет облбюджет в виде субсидий. Во-вторых, значительная часть полномочий перешла на областной уровень, в частности, здравоохранение, на что тратятся примерно те же 14%. Сюда же нужно добавить проекты, которые реализуются областью без участия муниципальных средств. В частности, Камерный театр, линкор «Гото Предестинация», Центральный рынок. Можно добавить около 1 млрд рублей. Резюме Гусева: на территории города из собранных средств остается более 50%. Но его данные вызывают некоторые сомнения. Вместе с субсидиями из области, как показано выше, получается, собственно говоря, бюджет города (15,7 млрд рублей). Даже если добавить сюда медицину (ну, допустим, 8 млрд), «Гото Предестинацию» и иже с ней (1 млрд), выходит около 25 млрд. То есть не более 50%, а меньше - 45%.

Однако не будем чрезмерно придирчивы. Впрочем, даже свыше 50% не снимают такой проблемы, как одно из последних мест Воронежа среди городов-миллионников по уровню бюджетной обеспеченности на душу населения. К тому же возникает резонный вопрос о том, насколько местное самоуправление в городе является самоуправлением.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.