Столетие ВВС в Воронеже: Как попасть на праздник, если сам не умеешь летать?

Хроники дня – авиашоу глазами обычного жителя города [фото+видео]

Посмотреть на самолёты и вертолёты – и умереть. Или наоборот, умереть в попытке на авиашоу попасть. В день ВВС с девяти утра юго-западный район стал в пробку. Те, кто добирались на машинах, это поняли быстро, а вот пассажиры маршруток бились в центре за места в автобусе, идущем до «Балтимора», - 5А.

9:00

Площадь Ленина.

- Еще целый час до начала, как раз успею добраться, подготовиться, занять лучшие места на аэродроме, - размышляла я, созерцая непривычно оживленную толпу у Оперного театра. Много детей, очень много, каждый второй взрослый на остановке с ребёнком. Стоят мирно, улыбаются. Но вот из-за поворота появляется нос «сарая» 5А. Люди на остановке все еще улыбаются. Автобус подъезжает ближе. Пассажиры неторопливо, но уверенно направляются к нему, по ходу движения осознавая, что к несчастной маршрутке кинулись все стоящие вокруг.  Люди начинают волноваться, пытаясь пробиться вперед. Но тут открываются двери. Из дверей выпадают пассажиры. Затеплилась надежда, что они выходят, но – нет, выпускали лишь пару женщин из середины салона. Недоуменная толпа теряет вежливость и начинает штурм. Кто-то втискивается, но большинство остаётся на остановке. Ждать следующий. Я решаю не терять время даром и медленно двигаться по ходу движения.

9:20.

Куцыгина. Люди на этой остановке уже поняли, что так просто попасть на шоу не получится. За подъезжающим 5А по ходу движения мчится толпа, ожидая открытия дверей. В качестве живого  жалостливого тарана используют детей. Поднимают над головой, пытаются впихнуть сначала ребенка, а потом себя – на законных правах родителя. Методика эффективная, но детей жалко. Я снова в пролёте.

9:45.

Цирк. Дом быта обегают с другой стороны, чтобы заранее увидеть заветный автобус. Но смысла в этом практически нет. 5А проезжают, не останавливаясь. Если кому-то нужно выйти, автобус проезжает дальше остановки метров 50, открывает на секунду двери, успевая закрыть их до того, как толпа с остановки преодолеет разделяющее расстояние.

-  Девушка, вы это отправьте куда-нибудь срочно! Безобразие какое, - возмущается женщина с дочкой на остановке, заметив, что я фотографирую толпу, преследующую переполненный автобус. – Пусть меры хоть какие-нибудь примут, это же невозможно, зачем всех туда приглашали, раз доехать невозможно.

Автобусов через пять мне улыбнулась удача. Я каким-то чудом влезла в злополучный 5А. Когда двери с усилием смогли сомкнуться, все поняли, что дышать нечем. Слабое дуновение из люка закончилось уже через остановку. Мы стали в пробку.

- Задняя площадка, передайте за проезд, - надрывался где-то кондуктор.

Задняя площадка бы с радостью, да только все настолько утрамбовались, что достать деньги  не представлялось возможным. Какой-то мужчина изловчился достать 100 рублей.

- Ой, а заплатите за меня, и за меня, и за меня, - послышалось со всех сторон. – Мы отдадим, как только выйдем, всем же до конечной.

Мужчина платит. Маршрутка продолжает двигаться медленнее пешеходов. На следующей остановке девушка из середины салона решает выйти – по автобусу проходит тихий стон. За девушкой выбегает мужчина с сыном лет 3-х на руках – ребёнок рыдает в голос. На следующих остановках двери маршрутка не открывает – мест нет, все - до конечной. В районе Грамши маршрутка все так же почти не движется. Из конца салона раздается страшный крик. «Откройте дверь, человеку плохо! Быстрее!», - волнуются пассажиры. На заднюю площадку передают воду  и валидол. Пользуясь открытой дверью, половина автобуса выходит на улицу. Вливаемся в поток людей, идущих на авиабазу пешком от самого цирка.

- Кто-нибудь знает, есть ли смысл еще идти? Может, закончилось все? – громко вопрошает бегущий пенсионер, утирая пот со лба.

- Так, парад мы уже пропустили, но есть шанс увидеть показательные полёты, - сверяется с часами бойкая женщина впереди.

Народ обнадёживается, ускоряется. И без того узкие улочки перед «Балтимором» теперь вообще перекрыты. Люди бросали машины слева и справа, нередко заезжая на чужие палисадники.

11:40.

Долгожданное КПП аэродрома. Столпотворение. Даже признаков антитеррористической безопасности не видно. Ни рамок металлодетекторов, ни проверяющих - ничего. Гуляя, проходят десятки тысяч человек на военный «Балтимор». Где-то вдалеке  на небе темные точки. «Смотрите, парашютисты!», - радуются проходящие, щурясь от солнца. И бросаются наперерез - через поле, игнорируя долгую дорогу с расставленными через равные промежутки курсантиками.

12:00.

Взлётная полоса. Главное место праздника. Слева сцена и спецтехника, справа ряды самолётов. Над головой у зрителей в разгаре авиашоу. Легендарный вертолёт «МИ-8» недавно сбросил парашютистов. В небо вышли «СУ-27». Лихо разворачиваясь в воздухе, пилоты «атаковали» друг друга, пролетая в нескольких метрах над деревьями. Их сменили шесть истребителей, выстроившихся клином. «Оххх» пронеслось в толпе, когда на одном из разворотов летчики пустили вместо боевых ракет – золотой фейерверк.

- Внимание! Проход на минимальной высоте, - предупреждает толпу комментирующий полковник Игорь Басов.

Через мгновение группа самолётов проносится над самой взлётной полосой. От рокота машин маленькие дети начинают плакать, ребята постарше восхищенно подпрыгивают – поближе к летчикам.

- С любых высот – в любое пекло! – представляет комментатор финальный номер авиашоу. – Только в России выполняются такие прыжки.

Прыжки с вертолёта с предельно малой высоты. Парашютисты выбрасываются из кабины в 200 метрах над землёй. Эта тактика применяется для ведения близкого боя. Так военных не собьют вражеские снайперы. Полёт в воздухе длится  лишь до 12-ти секунд. Среди военных, раскрывших сегодня купола над воронежским аэродромом, есть и девушки. Они изящно продемонстрировали синхронное приземление. Во время полета девушки  сбросили вниз несколько сюрпризов - плюшевых чебурашек.

Дети стремглав помчались за «подарком с небес». Благо сотрудники наших правоохранительных сил отнеслись к плюшевым парашютистам лояльно. Да и чебурашки были не политизированными, а патриотичными – с флагом и эмблемой парашютистов.

- Я не думал, что поймаю его – побежал ради интереса, - рассказывает нам мальчик Дима, заполучивший одного из плюшевых десантников.

Оказалось, паренёк давно мечтает стать конструктором самолётов – семья живет недалеко от аэродрома. Правда, мама и папа не разделяют восхищений сына. Около  «Балтимора» жить опасно и в мирное время. Посмотреть на полёты самолётов раз в год – зрелище незабываемое, а вот тренирующиеся каждый день под боком СУшки мало чью нервную систему оставят равнодушной.

- А вы слышали про реконструкцию «Балтимора»? – уточняю я.

- Да, конечно. Два года ничего не будет, - вздыхает мама мальчика. – А потом…Не верю я, что они будут летать тише.

В день столетия ВВС «Балтимору» простили и шум, и близость к центру города (ведь половина людей сюда дошла пешком), и слабую организованность праздника. Лётчики были на высоте во всех смыслах этого слова, а вот организация транспорта, туалетов и мусора подвела. На аэродром приехали десятки тысяч людей, а на всех – лишь ряд синих биотуалетов справа от сцены, да пара мусорных баков у продуктовых палаток и КПП.

14:00.

Шоу закончилось. Работать осталась лишь выставка авиатехники, да сувенирные палатки. Люди потихоньку - широкими вереницами - устремились обратно к выходу – в пробку.

И пусть другие журналисты вам расскажут, как здорово описал перспективы ВВС генерал на параде, как выступил губернатор и остальные VIP-гости, избавленные от проблем транспорта. А я не расскажу, не знаю просто. Я в пробке была – со всеми.

Скажите, а вам праздник понравился?

Самые горячие новости в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.