Скорая авиационная помощь: Самолёт воронежского Центра медицины катастроф будет обслуживать Олимпиаду в Сочи

Интернет-газета «Время Воронежа» выяснила, почему в соседних с нами регионах совсем не осталось санитарной авиации, и готовы ли наши медики доставить из-за рубежа тяжелобольных земляков

На днях из Воронежа на самолёте Центра медицины катастроф в Москву отвезут месячного ребёнка – малыш в тяжёлом состоянии. Мало кто знает, что практически каждый день в нашей области курсируют медицинские самолёты – тяжёлобольных из области привозят в городские больницы. При самых сложных случаях, с которыми не могут справиться наши врачи, пациентов отвозят в специализированные клиники других городов. В последнее время новые медицинские борты начали забирать даже воронежских туристов, заболевших во время отдыха в других странах.

О работе регионального центра медицины катастроф Интернет-газете «Время Воронежа» рассказал заместитель главного врача Воронежского Центра медицины катастроф Игорь Воробьёв.

«АН-2» - без кондиционирования и ночью не летает

- Санитарная авиация у нас существует с 1938 года и ни разу не прерывала свою деятельность за все эти годы, - рассказывает Игорь Воробьев. - Это единственный регион в России, где она существует больше 70-ти лет.

Сначала воронежские медики летали на первых модификациях Ан-2 «кукурузниках». Этот самолёт есть и по сей день на вооружении Центра медицины катастроф. Правда, уже в более современном исполнении. Как говорят медики, «Ан-2» - транспорт надёжный, даже если случится ЧП – например, откажут двигатели, он легко сможет спланировать и пассажиры останутся живы.

- «Ан-2», в принципе, удобный самолёт для доставки, - поясняет врач. -  Одно из направлений авиации – как можно быстрее доставить доктора к пациенту в отдалённые районы, куда на машине добраться сложно. Для этого у нас есть самолёт, который базируется в Чертовицке. Он будет готов в течение 30 минут с момента получения заявки, а еще через час-полтора борт долетит в любую точку области. «Ан» удобен тем, что ему не нужны никакие специальные посадочные полосы - чтобы сесть, ему достаточно 100 метров. Летом он садится на траву, а зимой прямо на снег (не глубже 40 см). Но в «Ан» есть минусы – он не герметичный, высота полёта у него от 300 до 900 метров. Из-за подъема на высоту у пациентов, которых транспортируют, может возникнуть ряд недомоганий. Поэтому он у нас используется только в двух направлениях: доставка врача больному, либо – эвакуация тяжёлобольного из области в хорошую высококвалифицированную больницу – БСМП №1, БСМП №10 и в Облбольницу.

Самолёты доставляют пациентов не к самим больницам, а на аэродром в Чертовицке. Оттуда их уже довозят на «скорых». По словам врачей, дорога обычно занимает не больше десяти минут с мигалками.

- В «Ан-2» есть еще один нюанс – он не может летать ночью, это не предусмотрено, - рассказывает заместитель главного врача регионального Центра медицины катастроф. - Есть еще такое слово «кондиционирование» - поддержание микроклимата на борту. В этом самолёте такого нет: летом за бортом плюс 30 - внутри столько же, если минус 30, то и внутри холод. Если врачей можно нарядить в унты и шубу, то с больным это cделать сложнее.

Сейчас еще в распоряжении нашей санитарной авиации есть и вертолёт «Ми-8». Но, по словам медиков, это очень большая и затратная машина. Да и в наших масштабах военный вертолёт не совсем рационален – для доставки бригады из двух-трёх человек гонять машину, в которую легко вмещается 20 пассажиров…

В прошлом году в распоряжение врачей поступил самолёт нового поколения – швейцарский PilatusPC-12. Он принадлежит компании «Авиа Менеджмент Групп», которая в сентябре выиграла областной тендер по обслуживанию санавиации до конца года стоимостью 26,2 млн руб.

Однако, по мнению экспертов, у бортов такого класса есть очевидный недостаток — невозможность приземляться на месте происшествия и оперативно доставлять пострадавших напрямую в пункты оказания первой медпомощи.

- Этот самолёт – самый распространенный в нашей стране и в мире. Он манёвренный, маленький, вообще Pilatusвосьмиместный, но с медицинским оборудованием – там стоит рениамационный модуль на одного носилочного пациента и еще три посадочных места.

- Почему выбрали именно Pilatus, рассматривали другие варианты? У него есть аналоги?

- Аналогов у него нет – он очень экономичный, ему нужно 700 метров для посадки и на нём нет противопоказаний для перевозки больных. Можно возить всех, включая тяжёлых и реанимационных пациентов.

- А есть ли категории больных, которые на нём нельзя перевозить?

- Единственное ограничение – пациенты, которым проводили операции на глазах в течение первых десяти дней. Других ограничений нет.

- Где используется Pilatus? Он летает по стране или только по нашей области?

- С полётами по области у него есть проблемы – у нас еще в связи с переходом от советского строя к современности забросили все полосы, которые были раньше в районах для гражданской авиации. Поэтому Pilatusу нас может сесть только в Воронеже, в Борисоглебске и, если увеличить на сто метров полосу, в Богучаре. Получается, что западную часть области мы покрываем «Пилатусом», а на юге, к сожалению, такой возможности нет. Но этот самолёт открывает новые возможности – транспортировку тяжёлых пациентов для лечения в федеральные центры. Например, в Москву он долетает всего за один час пятнадцать минут.

- Полёты на нём дорогие? Сколько обходится в среднем один вызов?

- Он обходится примерно в 90 тысяч рублей в час.

- Если сравнить с другими самолётами, это дорого или дешево?

- «Ан-2» обходится в два раза дешевле – 45 тысяч в час. Но у него есть ряд ограничений – нельзя перевозить тяжелых больных, нельзя установить необходимое медицинское оборудование. Если слышали, в прошлом годы был взрыв газа, когда пострадали сотрудники МЧС. Наиболее тяжёлого пациента из областной больницы на «Пилатусе» отправили в московскую клинику Вишневского.

« Воронежского туриста в коме забрали из Испании»

По словам Игоря Воробьева, еще одно направление этого самолёта – эвакуация пострадавших жителей Воронежской области из других городов России и даже из других стран, куда уезжают наши туристы. Обычно медицинской страховки за границей хватает лишь на диагностику заболевания и максимум недели на две лечения. После этого, если человек не поправится, то ему придётся раскошелиться – лечение там недешевое. Самолёт же воронежского Центра медицины катастроф заберёт горожанина, попавшего в беду, бесплатно. А в наших больницах уже можно будет лечиться по полису.

Так, на Новый год 41-летний воронежец отправился с женой и детьми встречать праздник в Прагу. Но 2 января туриста внезапно парализовало. К местной клинике у него диагностировали ишемию спинного мозга. После этого родственники больного мужчины обратились в воронежский Центр медицины катастроф с просьбой транспортировать его домой. Врачи получили разрешение на международный рейс в областном департаменте здравоохранения. Горожанина доставили в областную больницу.

В начале весны помощь потребовалась еще одному воронежскому туристу – на этот раз расстояние оказалось внушительным. Мужчина уехал отдыхать в Испанию, где у него случился инсульт, после чего мужчина находился в состоянии комы. Врачи санавиации смогли забрать туриста в столь тяжёлом состоянии. В тот раз перелёт занял 14 часов – самолёту пришлось приземляться в Братиславе для дозаправки. Но на самом деле такие дальние рейсы для «Пилатуса» сложные – за 9-10-часовой перелёт устаёт и пилот, и врачи.

- Как поступает информация о пострадавшем, которого нужно забрать?

- Чаще всего обращаются родственники, которые просят помочь.

- Всех ли забирает санитарная авиация или в приоритете только самые тяжёлые случаи?

- Выбираем тех, кому действительно требуется медицинское сопровождение. Если пациент может самостоятельно сесть в машину или поезд и доехать – это не наша работа. Бывает, что обращаются к нам люди, которые говорят: «Мы слышали, что есть самолёт и хотим отправиться лечиться в Москву на нём». Хотя состояние позволяет добраться самостоятельно. В таких случаях мы вынуждены отказывать, мы ведь не социальное такси - возим только тяжёлых пациентов, состояние которых в дороге может ухудшиться.

С сентября прошлого года воронежский Центр медицины катастроф перевёз уже больше полусотни пациентов. В последнее время из Воронежа часто отвозят в специализированные клиники детей, которым требуется специальное лечение. Перевозят даже самых маленьких пациентов – от одного месяца.

- Какие самолёты обычно используют для транспортировки больных в других регионах?

- Нигде в соседних регионах, включая Москву, нет медицинского воздушного транспорта, - поясняет  заместитель главврача Центра медицины катастроф Игорь Воробьев. - Он остался лишь в тех регионах, где нет дорог – например, в Мурманской области или Якутии. Воронежская санитарная авиация будет даже прикрывать Адлер во время проведения Олимпиады - в горах там больше нигде не сядешь. Если там кто-нибудь пострадает, именно мы доставим людей в клиники Москвы.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.