Интернет-газета Время Воронежа
Интернет-газета Время Воронежа (https://vrntimes.ru)

Главная > Скорая авиационная помощь: Самолёт воронежского Центра медицины катастроф будет обслуживать Олимпиаду в Сочи

Скорая авиационная помощь: Самолёт воронежского Центра медицины катастроф будет обслуживать Олимпиаду в Сочи

13:57 17.06.2013 June 17, 2013 at 1:57pm
Елена Вострикова
Интернет-газета «Время Воронежа» выяснила, почему в соседних с нами регионах совсем не осталось санитарной авиации, и готовы ли наши медики доставить из-за рубежа тяжелобольных земляков

На днях из Воронежа на самолёте Центра медицины катастроф в Москву отвезут месячного ребёнка – малыш в тяжёлом состоянии. Мало кто знает, что практически каждый день в нашей области курсируют медицинские самолёты – тяжёлобольных из области привозят в городские больницы. При самых сложных случаях, с которыми не могут справиться наши врачи, пациентов отвозят в специализированные клиники других городов. В последнее время новые медицинские борты начали забирать даже воронежских туристов, заболевших во время отдыха в других странах.

О работе регионального центра медицины катастроф Интернет-газете «Время Воронежа» рассказал заместитель главного врача Воронежского Центра медицины катастроф Игорь Воробьёв.

«АН-2» - без кондиционирования и ночью не летает

- Санитарная авиация у нас существует с 1938 года и ни разу не прерывала свою деятельность за все эти годы, - рассказывает Игорь Воробьев. - Это единственный регион в России, где она существует больше 70-ти лет.

Сначала воронежские медики летали на первых модификациях Ан-2 «кукурузниках». Этот самолёт есть и по сей день на вооружении Центра медицины катастроф. Правда, уже в более современном исполнении. Как говорят медики, «Ан-2» - транспорт надёжный, даже если случится ЧП – например, откажут двигатели, он легко сможет спланировать и пассажиры останутся живы.

- «Ан-2», в принципе, удобный самолёт для доставки, - поясняет врач. -  Одно из направлений авиации – как можно быстрее доставить доктора к пациенту в отдалённые районы, куда на машине добраться сложно. Для этого у нас есть самолёт, который базируется в Чертовицке. Он будет готов в течение 30 минут с момента получения заявки, а еще через час-полтора борт долетит в любую точку области. «Ан» удобен тем, что ему не нужны никакие специальные посадочные полосы - чтобы сесть, ему достаточно 100 метров. Летом он садится на траву, а зимой прямо на снег (не глубже 40 см). Но в «Ан» есть минусы – он не герметичный, высота полёта у него от 300 до 900 метров. Из-за подъема на высоту у пациентов, которых транспортируют, может возникнуть ряд недомоганий. Поэтому он у нас используется только в двух направлениях: доставка врача больному, либо – эвакуация тяжёлобольного из области в хорошую высококвалифицированную больницу – БСМП №1, БСМП №10 и в Облбольницу.

Самолёты доставляют пациентов не к самим больницам, а на аэродром в Чертовицке. Оттуда их уже довозят на «скорых». По словам врачей, дорога обычно занимает не больше десяти минут с мигалками.

- В «Ан-2» есть еще один нюанс – он не может летать ночью, это не предусмотрено, - рассказывает заместитель главного врача регионального Центра медицины катастроф. - Есть еще такое слово «кондиционирование» - поддержание микроклимата на борту. В этом самолёте такого нет: летом за бортом плюс 30 - внутри столько же, если минус 30, то и внутри холод. Если врачей можно нарядить в унты и шубу, то с больным это cделать сложнее.

Сейчас еще в распоряжении нашей санитарной авиации есть и вертолёт «Ми-8». Но, по словам медиков, это очень большая и затратная машина. Да и в наших масштабах военный вертолёт не совсем рационален – для доставки бригады из двух-трёх человек гонять машину, в которую легко вмещается 20 пассажиров…

В прошлом году в распоряжение врачей поступил самолёт нового поколения – швейцарский PilatusPC-12. Он принадлежит компании «Авиа Менеджмент Групп», которая в сентябре выиграла областной тендер по обслуживанию санавиации до конца года стоимостью 26,2 млн руб.

Однако, по мнению экспертов, у бортов такого класса есть очевидный недостаток — невозможность приземляться на месте происшествия и оперативно доставлять пострадавших напрямую в пункты оказания первой медпомощи.

- Этот самолёт – самый распространенный в нашей стране и в мире. Он манёвренный, маленький, вообще Pilatusвосьмиместный, но с медицинским оборудованием – там стоит рениамационный модуль на одного носилочного пациента и еще три посадочных места.

- Почему выбрали именно Pilatus, рассматривали другие варианты? У него есть аналоги?

- Аналогов у него нет – он очень экономичный, ему нужно 700 метров для посадки и на нём нет противопоказаний для перевозки больных. Можно возить всех, включая тяжёлых и реанимационных пациентов.

- А есть ли категории больных, которые на нём нельзя перевозить?

- Единственное ограничение – пациенты, которым проводили операции на глазах в течение первых десяти дней. Других ограничений нет.

- Где используется Pilatus? Он летает по стране или только по нашей области?

- С полётами по области у него есть проблемы – у нас еще в связи с переходом от советского строя к современности забросили все полосы, которые были раньше в районах для гражданской авиации. Поэтому Pilatusу нас может сесть только в Воронеже, в Борисоглебске и, если увеличить на сто метров полосу, в Богучаре. Получается, что западную часть области мы покрываем «Пилатусом», а на юге, к сожалению, такой возможности нет. Но этот самолёт открывает новые возможности – транспортировку тяжёлых пациентов для лечения в федеральные центры. Например, в Москву он долетает всего за один час пятнадцать минут.

- Полёты на нём дорогие? Сколько обходится в среднем один вызов?

- Он обходится примерно в 90 тысяч рублей в час.

- Если сравнить с другими самолётами, это дорого или дешево?

- «Ан-2» обходится в два раза дешевле – 45 тысяч в час. Но у него есть ряд ограничений – нельзя перевозить тяжелых больных, нельзя установить необходимое медицинское оборудование. Если слышали, в прошлом годы был взрыв газа, когда пострадали сотрудники МЧС. Наиболее тяжёлого пациента из областной больницы на «Пилатусе» отправили в московскую клинику Вишневского.

« Воронежского туриста в коме забрали из Испании»

По словам Игоря Воробьева, еще одно направление этого самолёта – эвакуация пострадавших жителей Воронежской области из других городов России и даже из других стран, куда уезжают наши туристы. Обычно медицинской страховки за границей хватает лишь на диагностику заболевания и максимум недели на две лечения. После этого, если человек не поправится, то ему придётся раскошелиться – лечение там недешевое. Самолёт же воронежского Центра медицины катастроф заберёт горожанина, попавшего в беду, бесплатно. А в наших больницах уже можно будет лечиться по полису.

Так, на Новый год 41-летний воронежец отправился с женой и детьми встречать праздник в Прагу. Но 2 января туриста внезапно парализовало. К местной клинике у него диагностировали ишемию спинного мозга. После этого родственники больного мужчины обратились в воронежский Центр медицины катастроф с просьбой транспортировать его домой. Врачи получили разрешение на международный рейс в областном департаменте здравоохранения. Горожанина доставили в областную больницу.

В начале весны помощь потребовалась еще одному воронежскому туристу – на этот раз расстояние оказалось внушительным. Мужчина уехал отдыхать в Испанию, где у него случился инсульт, после чего мужчина находился в состоянии комы. Врачи санавиации смогли забрать туриста в столь тяжёлом состоянии. В тот раз перелёт занял 14 часов – самолёту пришлось приземляться в Братиславе для дозаправки. Но на самом деле такие дальние рейсы для «Пилатуса» сложные – за 9-10-часовой перелёт устаёт и пилот, и врачи.

- Как поступает информация о пострадавшем, которого нужно забрать?

- Чаще всего обращаются родственники, которые просят помочь.

- Всех ли забирает санитарная авиация или в приоритете только самые тяжёлые случаи?

- Выбираем тех, кому действительно требуется медицинское сопровождение. Если пациент может самостоятельно сесть в машину или поезд и доехать – это не наша работа. Бывает, что обращаются к нам люди, которые говорят: «Мы слышали, что есть самолёт и хотим отправиться лечиться в Москву на нём». Хотя состояние позволяет добраться самостоятельно. В таких случаях мы вынуждены отказывать, мы ведь не социальное такси - возим только тяжёлых пациентов, состояние которых в дороге может ухудшиться.

С сентября прошлого года воронежский Центр медицины катастроф перевёз уже больше полусотни пациентов. В последнее время из Воронежа часто отвозят в специализированные клиники детей, которым требуется специальное лечение. Перевозят даже самых маленьких пациентов – от одного месяца.

- Какие самолёты обычно используют для транспортировки больных в других регионах?

- Нигде в соседних регионах, включая Москву, нет медицинского воздушного транспорта, - поясняет  заместитель главврача Центра медицины катастроф Игорь Воробьев. - Он остался лишь в тех регионах, где нет дорог – например, в Мурманской области или Якутии. Воронежская санитарная авиация будет даже прикрывать Адлер во время проведения Олимпиады - в горах там больше нигде не сядешь. Если там кто-нибудь пострадает, именно мы доставим людей в клиники Москвы.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Источник:https://vrntimes.ru/articles/obshchestvo/skoraya-aviacionnaya-pomoshch-samolyot-voronezhskogo-centra-mediciny-katastrof