На днях в Воронеже прошло очередное заседание Общественного совета по контролю за освоением никелевых месторождений. Впервые в нём приняли участие представитель Уральской горно-металлургической компании (УГМК), которой предстоит работать на Еланском и Ёлкинском месторождениях в Новохоперском районе. О том, что обсуждали на совете и какие перспективы у уральской компании в нашей области, рассказал заместитель генерального директора УГМК Евгений Брагин.
«Будем бурить скважины диаметром в 57 миллиметров»
- Евгений Владимирович, на заседании Общественного совета по освоению никелевых месторождений представитель УГМК в первый раз побывал лишь несколько дней назад. С чем это связано? Ходили разные слухи, вплоть до того, что компания их просто игнорирует…
- В первую очередь, связано это с тем, что вопросы, которые ставили на Общественных советах, обсуждать было ещё рано и сроки их проведения с нами не согласовывали.
Как вы помните, последний совет проходил в конце ноября - у нас хотели узнать, как обстоит дело с проектом и с экспертизой. В это время мы ждали, когда нам привезут документы из Москвы. После того, как их получили, мы были готовы к участию в совете.
Первый после этого случился в феврале, и мы приняли в нём участие. Подготовку начали месяцем ранее: написали письма от гендиректора УГМК Андрея Козицына на имя председателя Общественного совета Николая Чернышова. Предоставили всю информацию, которую у нас запрашивали - выписки из условий конкурса, конкурсные предложения, лицензионные условия, выписки из положительных заключений государственных экспертиз…
- Какие-то документы опубликованы?
- Да, мы обнародовали раздел «Охрана окружающей среды». Любой желающий может узнать, что мы планируем делать в Воронежской области в ближайшие три года. И разместили все документы на специально созданном сайте vrnickel.ru
При подготовке к Совету провели встречи с Николаем Чернышовым и с членами совета от ВГУ. Рассказали, что из себя представляет УГМК, что мы собираемся делать, какие работы проводить. На мой взгляд, достигли полного взаимопонимания.
- На чем сошлись?
- На том, что предметом общественной экспертизы должна стать оценка влияния на окружающую среду и вклад предприятия в социально-экономическое развитие территории.
Ведь с точки зрения влияния на окружающую среду те работы, что мы будем проводить в ближайшие три года, - научно-исследовательские. Их влияние на окружающую среду почти нулевое. Пробурим исследовательские скважины диаметром в 57 миллиметров для проведения горно-технических, гидрогеологических и геологических исследований. Нам это нужно для того, чтобы понять, сколько руд, какого качества и в какой конфигурации залегают. И можно ли то, что добудем, обогатить.
С этой информацией я выступал в Общественной палате России 19 декабря. Тогда обозначил пять вопросов, на которые мы должны получить положительные ответы (подробнее >>>).
Прежде всего, компания должна подтвердить, что запасы существуют и они могут быть обогатимы. Затем мы должны понять, что горно-технические условия позволяют построить шахту. Мы тратим деньги, и риск потерять их в результате аварии должны сосчитать. Кроме того, нужно изучить гидрогеологические условия – те самые водоносные горизонты, о которых так много говорят. И, наконец, должны понять, что все эти мероприятия после их реализации окупят те затраты, которые мы понесем. А потратить придётся 54 млрд рублей. Ответы на эти вопросы у нас будут к 2016 году.
- Тогда же начнётся проектирование?
- Да, при условии, что мы найдём запасы и их утвердим. Проект пройдёт все экспертизы, включая экологическую. Тогда же начнутся общественные слушания в рамках процедуры ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду. – Ред.). Это позволит донести до населения те риски и реальное влияние будущего предприятия на экологию. И получить общественное согласие на строительство предприятия.
С нашей точки зрения, все разговоры об экологической катастрофе и обмелении рек не имеют под собой основания. В пример можем привести наши ГОКи в Башкирии. Им по 50-60 лет и они прекрасно работают. Люди живут и никаких ужасов нет. Обратите внимание, Башкирия кроме того, что является нефтедобывающим и горнодобывающим регионом, также сельскохозяйственный.
«Будет ГОК – появится пансионат»
- Евгений Владимирович, на ваш взгляд, зачем Новохопёрскому району строительство предприятия УГМК?
- Мы думаем, что в Воронежской области нет препятствий для того, чтобы построить нормальное современное предприятие. Оно даст Новохопёрскому району новую жизнь, он получит гигантский импульс к развитию сельского хозяйства, курортов минеральных вод, о которых так много говорят, но которые некому строить.
Как показывает практика, у любого горнодобывающего предприятия есть свой пансионат. В рамках коллективных договоров УГМК обязательно осуществляет оздоровление своих работников и профилактику членов их семей. Если будет ГОК – появится и пансионат.
У людей будут работа и оплата. Суммарная зарплата будет составлять 1,5 млрд рублей в год. Это даёт НДФЛ больше 180 млн рублей, что сопоставимо со всем бюджетом Новохопёрского района. Однако 1,5 млрд останется на руках, и люди начнут тратить их на строительство жилья, торговлю и так далее.
- Да, но ведь говорят, что люди против…
- Люди не против. Посудите сами, им сказали, что чернозёмы погибнут, всех засыплет серой, все умрут, а реки высохнут. Это ложь, и она распространяется теми, кто утверждает, что УГМК действует незаконно. Это неправда, потому что у нас есть все бумаги, предусмотренные законом.
Вторая ложь, что разработка неизменно приведёт к гибели всего черноземного региона. Глупость, предназначенная для того, чтобы напугать людей, провокация. Логика простая: говорят, что это незаконно, незаконная деятельность ведёт к экологической катастрофе, власти ничего не предпринимают, а, значит, люди имеют право на самооборону, которая допустима любыми средствами. Результат: мы имеем избиение геологов, которое произошло 8 февраля.
- Думаете, вам удастся переубедить тех, кому уже «промыли мозги» страшилками?
- Уверен, что к 2016 году, когда речь будет идти об ОВОС, воронежцы поймут, что никакой катастрофы не будет. Их отношение изменится. И тогда произойдёт тот самый опрос населения, о котором говорил губернатор Алексей Гордеев.
После запуска предприятия Новохоперский район будет выглядеть значительно лучше, чем сейчас.
Мы подписали соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с Воронежской областью. По проекту соглашения, УГМК должна вложить в 2013 году в развитие региона и Новохопёрского района 240 млн рублей. Как только документ власти подпишут, мы готовы приступить к его исполнению. Объекты, которые нужно построить, должны определить сами жители Новохоперска.
«Мы привыкли к провокационным заявлениям о том, что всем будет плохо»
- Евгений Владимирович, вернёмся к Общественному совету по разработке никеля. О чём шла речь на заседании?
- Мы обсуждали проект меморандума - совокупность выводов, которые сделали совместно с Николаем Чернышовым на основании анализа документации. Мы зафиксировали, что приоритет экологической безопасности является абсолютным. Компания не будет предпринимать никакой деятельности, которая может нанести ущерб экологии. Те работы, которые идут сейчас, не несут никаких рисков. При разработке проекта ГОКа в 2016 году будет предусматриваться только подземная добыча. Кроме того, на территории Воронежской области не планируется создания металлургического производства. Здесь всё закончится производством концентрата.
- Как на эти решения отреагировал член-корреспондент РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор Николай Чернышов?
- Николай Михайлович с этими решения в проекте меморандума в общем согласился. Как человек ученый, привыкший к разумной дискуссии, предложил членам Общественного совета этот текст оценить. И подписать на следующем заседании.
- Выступил ли кто-то против?
- Несогласных не было. Выступали с дополнениями. Например, изменить законодательство об НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых. – Ред.). Но все должны понимать, что мы выполняем тот закон, который есть. Написано платить в Федеральную казну, так и платим.
Провокационные заявления на тему того, что все погибнут, также звучали. С этим ничего не поделать, привычно. Подобная деятельность сопровождает работу крупных промышленных предприятий всегда и везде. Для нас это не новость.
Кстати, выясняются интересные факты. Экологи, почвоведы и химики ВГУ начали анализ фонового состояния окружающей среды Новохоперского района. Результаты анализов показывают, что слухи о чистоте реки Хопер весьма преувеличены. Оказалось, что Хопер в достаточной степени загрязнен. Мы проведем исследование почвенного слоя, состояния заповедника. Заниматься этим будем и в процессе подготовки к строительству, и во время работы предприятия.
В любом случае, компания выступает заказчиком. Нас интересует фон – мы же ничего пока не делаем в Воронежской области.
- Евгений Владимирович, так вы потребовали, как обещали на пресс-конференции, исключить Константина Рубахина из состава Общественного совета?
- Да, потребовал. Разговаривать с человеком, который избивает людей, работающих на нас, мы не будем. Мы готовы вести дискуссию с любыми разумными силами.
Не пропустите самые горячие новости Воронежа и области, подписывайтесь на наши обновления в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter
Комментарии