Проверка обстоятельств неудачного пуска с космодрома «Восточный» 28 ноября не выявила «никаких замечаний в работе ракеты-носителя» «Союз 2.1б», привет ТАСС слова первого замгендиректора госкорпорации «Роскосмос» Александра Иванова. В третьей ступени ракеты использовался двигатель РД-0124 производства воронежского АО «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА). Причиной аварии, повлекшей потерю метеорологического спутника «Метеор-М» и 18 других космических аппаратов, стала ошибка программных алгоритмов системы управления разгонного блока «Фрегат».
На брифинге во вторник, 12 декабря, Александр Иванов подчеркнул, что комиссия «однозначно» установила причины аварии, и они никак не связаны с системами ракеты-носителя. По его словам, к случившемуся не могли привести ни подготовка на стартовом и техническом комплексе космодрома, ни работа ракеты-носителя. Кроме того, нет никаких вопросов к полетному заданию и его составлению – «полетное задание сформировано строго в соответствии с протоколом баллистических данных». Ошибку в работе систем управления разгонного блока «Фрегат» можно исправить «программными» методами, подчеркнул замглавы «Росокосмоса».
- Алгоритм работы системы управления привел к некорректному определению ориентации разгонного блока после отделения от ракеты-носителя при выставленных начальных азимутах ракеты и блока на стартовом комплексе космодрома Восточный, - говорится в заключении комиссии госкорпорации.
При этом, по словам Александра Иванова, алгоритм сработал бы правильно при пуске с других космодромов: Плесецка (Россия), Байконур (Казахстан) или куру (Французская Гвиана). «Роскосмос» отложил очередной запуск с «Восточного» с 22 декабря на начало 2018 года – конец января или февраль.
Двигатель РД-0124 был разработан КБХА в 1993-1999 годах. Он используется в ракетах-носителях «Союз 2.1б» и «Союз 2.1в».
За год до инцидента с ракетой-носителем «Союз» - 1 декабря 2016 года - произошло падение космического корабля «Прогресс МС-04» с двигателем производства Воронежского мехзавода (ВМЗ). Впоследствии комиссия «Роскосмоса» установила, что причиной неполадок в двигателе был производственный дефект. Госкорпорация отозвала для проверки все двигатели, созданные на ВМЗ, провела кадровые перестановки в руководстве предприятия и анонсировала масштабную реструктуризацию в космической отрасли. Одним из ее итогов может стать объединение КБХА и ВМЗ в рамках холдинга «Энергомаш».
Автор: Борис Богданов
Фото: «Роскосмос»
Комментарии
1
1