Воронежское предприятие общественного транспорта «Автолайн+» обратилось в суд с требованием взыскать с бывшего водителя задолженность по плановой выручке в размере около 27 тыс. рублей, включая неустойку и судебные расходы. Корреспондент «Время Воронежа» разбирался в конфликте.
Прокомментировать ситуацию по телефону руководитель «Автолайн+» Сергей Глотов отказался, однако позиция перевозчика изложена в иске к водителю. По версии компании, водители должны ежедневно выполнять норматив по выручке – в будни отдавать перевозчику 6 тыс. рублей, а в выходные – 4 тыс. рублей. Однако теперь уже бывший водитель якобы сдавал выручку в меньшем размере, общий долг перед предприятием – 27 тыс. рублей. По меркам крупнейшего в городе перевозчика, сумма, вероятно, небольшая. Но для простого водителя этого значимый урон для семейного бюджета, плюс судебные расходы.
«Я проработал в компании около года, претензий ко мне никаких не было. Ездил на 125 маршруте. С нового 2019 года его изменили, пустили автобусы по пустынной улице Фр. Энгельса. Конечно, после 31 декабря было мало пассажиров в январские дни, поэтому и образовался этот долг по выручке, – рассказал бывший водитель «Автолайн+». – На тот момент, когда я сдавал заработанные деньги в компанию – вопросов ко мне и к другим водителям не было. По-хорошему, после изменения маршрута надо было и норму выручку изменить, но этого почему-то перевозчиком сделано не было. А надо было как-то поговорить с водителями, объяснить что ли. А то насчитали проценты – хуже банка».
На днях иск от «Автолайн+» был полностью удовлетворен мировым судьей судебного участка № 2 в Богучарском районе. И это удивительно, поскольку срок исковой давности по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, – один год со дня обнаружения этого ущерба. Также пропущен общий срок исковой давности, который составляет три года. Бывший водитель «Автолайн+» запросил мотивированную часть решения, в дальнейшем он планирует нанять адвоката и подать апелляцию.
Стоит отметить, что это не единственный случай, когда «Автолайн+» хочет взыскать убытки. Предприятие уже отсудило у бывших сотрудников более 650 тыс. рублей по аналогичным искам. Добавим, что ранее компания также неоднократно призывала чиновников к повышению тарифа на проезд, поскольку, по ее заявлениям, недополучает прибыль. Часть автобусов «Автолайн+» пришлось даже выставить на продажу.
В условиях 70%-ого дефицита водителей общественного транспорта в городе подобная практика перевозчика может больно ударить по комфорту пассажиров – захотят ли воронежцы после таких историй работать водителями, а потом в судах расплачиваться рублем за аппетиты работодателя? За экспертным комментарием редакция «Время Воронежа» обратилась к блогеру и общественному активисту Виталию Иванищеву.
«Не думаю, что эта ситуация сильно повлияет на дефицит водителей, потому что все, кто крутится в этой системе, и так знают, что это за работа. Ты вышел на линию и уже должен, не важно – сколько ты заработаешь в этот день. Но привлекательности работе водителем этот случай точно не добавит, – уверен Виталий Иванищев. – В России есть города, где такая же система как в Воронеже – есть план, водитель выходит на маршрут, и он уже должен перевозчику. Но надо отметить, что города-миллионники от такой системы отказались, это скорее практика малых городов. А вот в Воронеже по-прежнему по такой схеме транспорт продолжает работать».
Также по мнению Виталия Иванищева, изменить ухудшающуюся ситуацию с транспортом в городе способны лишь кардинальные перемены, например, внедрение брутто-контрактов. Но на данный момент этот вопрос прорабатывается властями лишь теоретически. А, значит, пока безопасность пассажиров остается под вопросом, ведь сейчас цель водителей – не качественные перевозки, а погоня за рублем.
Примечательно, что эта история вскрыла еще один нелицеприятный факт для перевозчика: водитель, оказывается, работал по гражданско-правовому договору. А по закону и лицензионным требованиям, водители общественного транспорта должны быть устроены строго по трудовому договору. С запросом, не является ли такая ситуация нарушением прав работников, редакция обратится в облпрокуратуру, госинспекцию труда в Воронежской области и управление государственного автодорожного надзора.
Автор: Анастасия Борцова
Комментарии