Воронеж стал территорией еще одного юридического казуса всероссийского масштаба. На прошлой неделе судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ отменила тариф на принудительную эвакуацию автомобилей в Воронежской области.
Как пояснило ведомство– инициатор судебного иска - в своем релизе, закон разрещает взимать плату за пробег эвакуатора в одну сторону– от места нарушения до спецстоянки. А у нас, как известно, берут деньги и за дорогу «назад». Хотя что такое «назад», ни в каких расчетах не поясняется.
Поскольку решения Верховного суда вступают в силу немедленно, то, по логике, немедленно должны замереть и все эти монстры принудительной эвакуации - и терпеливо ждать новых, законных тарифов. Предприятий, наделенных правом такой деятельности в реестре областного департамента транспорта – полтора десятка. Но ни одно из них, судя по мониторингу общественников, и не подумало прекратить работу.
Из этих двух простых фактов напрашиваются как минимум полдюжины сложных вопросов. И первый из них: «Почему именно Воронеж стал источником жесткого судебного прецедента?»
Дальше едешь – богаче будешь
Мониторинг случайно выбранных семи регионов привел нас к интересному открытию. Оказывается, только в Воронеже и области существует покилометровый тариф на принудэвакуацию: 102 рубля за 1 км. Во всех остальных регионах расценки фиксированы и не зависят от расстояния. В Тольятти и Самаре -1700 рублей в любой конец, в Омске - 1500 рублей, в Оренбурге – 1940 рублей. В Санкт-Петербурге – 2700. Ну, про Москву промолчим, там – свое государство.
В общем-то, у нас даже не самый драконовский тариф. В среднем, получается около 1600 рублей.
- Но следует участь психологический фактор - эффект тикающего счетчика. Да и тариф непонятно откуда взялся. А водители эвакуаторов с готовностью подтверждают худшие опасения – в большинстве случаев везут задержанное авто не на ближнюю, а на дальнюю площадку, - рассказал председатель НКО «Город и транспорт» Андрей Фурсов.- Ни у кого не возникает сомнения: чем длиннее дорога, тем «длиннее рубль» перевозчика.
В конце концов, количество жалоб перешло в качество. Как нам пояснил источник в областной прокуратуре, из сотен жалоб просто-напросто выбрали одну наиболее грамотную и адекватную – она-то и стала поводом для судебного процесса, растянувшегося на несколько месяцев.
По законам стаи
Из личных наблюдений. Недавно мы с коллегой ехали на похороны товарища. Остановились у мини-рынка на Клинической, чтобы купить венок. Пока продавщица выводила на золотистой ленте скорбную надпись, раздался звук сигнализации. Прошло минут семь, а работник эвакуатора уже тут как тут: закидывал под машину свои зацепы, а сзади, сверкая спецсигналами, стоял автомобиль ГИБДД.
- Они моментально приезжают – рассказала продавщица венков, когда мы, уладив инцидент, вернулись на рынок. – Причем обязательно в паре: эвакуатор и гаишник. У них тут видеокамеры стоят.
- К сожалению, в воронежской практике сложилась еще одна особенность раздражающая людей, - прокомментировал председатель воронежского Комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев. –Сплошь и рядом машины-нарушители забирают не там ,где они создают существенные помехи, а там, где их удобнее погрузить на эвакуатор. То есть, главное – «производительность» Всем уже стало понятно, что работа идет ради бизнеса, а не ради безопасности и порядка на дорогах. И вольно или невольно полицейские выступают фактическими партнерами такого бизнеса. Как, по нормальному алгоритму, должен поступить гаишник? Обнаружив нарушение, наряд старается выявить виновника и устранить помеху на дороге. И только если это оказалось невозможным, взывают по телефону эвакуатор. У нас же люди в погонах работают будто в одной бригаде. Точнее, ищут добычу по законам стаи, задействуя все технические средства, в том числе видеокамеры. При таких подходах, уверен, жалобы населения не прекратятся.
Конечно, уговорит о наличии коррупционной составляющей без конкретных фактов мы не будем.Но подумайте, почему «не пошла» работа с фотофиксацией неправильно припаркованных автомобилей? Не потому ли, что здесь нет оборота живых денег?
Мальчики по вызову
Согласно реестру департамента транспорта, в Воронеже пять предприятий имеют право заниматься деятельностью по перемещению транспортных средств. Это МКП «Воронежпассажиртранс», ООО «Мега» , ООО «Юридическая фирма «Традиция», ООО «Центр организации движения», ИП Алексеева Л.И. Теоретически в областном центре могут работать и другие участники списка, зарегистрированные в районах области. Но даже коренных воронежцев, как выяснилось, не всех подпускают к кормушке.
--Да, мы попали в реестр. Но занимаемся по-прежнему только добровольной эвакуацией, - признали представители ИП Алексеевой. - Штрафплощадка не заключает с нами договора.
- Почему?
- Не заключает и все.
Судя по регистрационным данным, городские площадки открыто аффилированы с операторами перевозок. Площадки по улице Пирогова и Серафимовича – традиционные структурные подразделения «Пассажиртранса», а ООО «Центр организации движения»зарегистрировано по адресу площадки на Острогожской. То есть, для того, чтобы получить свою долю пирога, игрок должен не только защитить свою состоятельность и стать участником реестра, но и получить разрешение от конкурента!
Бизнес молодой, но уже такой непрозрачный и монополизированный! От конкурсных процедур здесь отказались. Почти все телефоны, указанные в свежем (майском) государственном реестре – не отвечают или не существуют в природе. Нет ни сайтов, ни социальной рекламы - только грозные дорожные знаки обозначают близкое присутствие хищников. Привыкшие к своей «невидимости» монополисты не боятся идти на явный фол. ООО «МЕГА» стало указывать в своих квитанциях вместо тарифа «102 рубля» за услуги «туда и обратно», 204 рубля –только за дорогу «туда». Если 102 рубля - тариф незаконный, то в какие ворота лезут 204?
Эвакуатор – не вытрезвитель, от услуги можно и отказаться
Но это все небольшие открытии по пути к главному русскому вопросу: что делать? За время своей незаконной деятельности операторы успели сделать нечто совсем ужасное. Они «подсадили» горожан на иглу своих услуг. Жители городского центра и просто законопослушные водители уже привыкли к цивилизованному виду центральных улиц хотя и не хотят возвращения бордюрного хаоса.
Но, возможно, им еще предстоит стать свидетелями нового «нашествия варваров»
- Прокуратура области поясняет, что граждане вправе не платить за доставку их автомобиля на площадку хранения, пока не будет принят новый тариф, - напоминает юрист, активист НКО «Город и транспорт» Юрий Новиков. - Более того, раз тариф незаконный, то любой из тысяч плательщиков может подать иск в суд и потребовать возврата как минимум половины уплаченных средств.
Дело о 102 рублях: все только начинается
Но и это еще не все. Прокуратура доказала, что управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области превысило свои полномочия. У него не было права определять механизм применения тарифов, а при расчёте тарифа использована формула, которая предполагает получение непрозрачной прибыли организации.
Новый тариф ведомство обещает утвердить на днях .что также вызывает сомнения. То же тарифное управление тратит по четыре – пять месяцев, чтобы разработать и защитить очередной тариф на городские пассажирские перевозки. И каждый раз – каждый божий раз! - к этому тарифу возникают серьезные претензии у специалистов, игроков и, разумеется, пассажиров.
А здесь не то что расчетов, нет даже признанной методики расчетов! К слишком круглой цифре «100 рублей» приписали «2», чтобы выглядело правдоподобнее – вот и весь расчет.
Но ничто теперь не помешает гражданам опротестовать такой тариф. Любой первокурсник юрфака сможет, при наличии энтузиазма торпедировать может всю систему. Потому что она изначально строилась в непрозрачной ситуации с непрозрачными целями
Комментарии