Вчерашний день для журналистов начался очень благополучно. С утра внимание репортеров было приковано к десятку беженцев, которых не пустили в зал суда, где слушалось дело о продлении срока ареста украинской летчицы Надежды Савченко. Бежавшие от войны пришли еще раз напомнить о себе – то, что они есть, украинские власти отрицают, а Надежда Савченко уже по документам стала героем Украины. Еще до начала заседания беженцы вышли из здания суда, и были атакованы корреспондентами. Впрочем, внимание уделили не только им, но и активистам, держащим в руках плакаты с надписями «США за войну на Донбассе», «США помогает убийцам мирных граждан» (позднее выяснилось, что это бывшие члены МГЕР, разошедшиеся во взглядах с организацией). Ребята, постояли, десятки фотокамер сделали фото, пошел дождик, ребята ушли. К слову, для того, чтобы объяснить суть акции подвыпившему мужичку, активисты воспользовались помощью своего товарища, который выполнял очень важную функцию – фотографировал пикетчиков.
- Пойдемте, я вам все объясню, - отводя в сторону воронежца, начал молодой человек. – Сегодня в этом суде слушается дело украинки, которая убила российских журналистов.
- Так же ее еще не осудили, вы знаете, что такое презумпция невиновности? – пытаюсь оборвать красочную речь парня.
- Так я и ничего не утверждал, - после этих слов парочка попыталась от меня отстраниться.
Можно еще сказать, что Савченко – мужеподобная, с судом разговаривает на украинском языке, а российскими журналистами на русском, и вообще (о Боже!), возможно, лесбиянка. В этом ее, во всяком случае, постоянно обвиняют в интернете.
Молчат все!
Надежда Савченко присутствовала на заседании. На ней была футболка, на которой красовался герб Украины, украшенный алыми цветами.
Одежду Савченко, стоит отметить, сразу оценили в социальных сетях.
- Ще зробіть комплімент за її футболку. Це сильно! – прокомментировал фото Надежды в твиттере министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
Сама Савченко активно участвовала в заседании.
– Я не признаю себя виновной, я не убивала российских журналистов. То, что происходит на Украине – дело внутригосударственное. Я – военнослужащая, и это моя работа. Я не считаю, что граждане другого государства могут ее оценивать, – твердила обвиняемая.
По мнению и адвокатов, и правозащитников, доказательств виновности Савченко нет. Нет даже оснований считать, что она может быть причастна к убийству журналистов. Из озвученных доказательств – допрос самой арестованной, допросы нескольких анонимных свидетелей, которые то ли видели ее, то ли не видели. На вопрос адвоката Ильи Новикова «Ничего ли я не забыл?», прокурор многозначительно молчал.
Молчание вообще было показателем на этом заседании. В ответ на фразу Савченко: «Как может политическая ситуация влиять на решение суда?» судья лишь вздохнул и сразу же спросил, поддерживает ли она ходатайство адвокатов. Савченко ответила: «Конечно!».
Слова о политике из уст Надежды звучали очень часто. В перерыве она заявила журналистам, что «в России нет закона, права и справедливости», что наши «люди – овощи» (видимо, оттого, что мирятся с таким положением).
- У нас не стало Януковича, я надеюсь, что у вас скоро не станет Путина, - заключила Савченко.
Миллион не сработал
К пяти часам около дверей зала собрались все. Слева от двери стояли адвокаты, правозащитники и несколько журналистов, некоторые из которых даже успели пожать руку Илье Новикову – так впечатлила его работа. Справа ожидали решения следователь, прокурор. Почти по центру – переводчик. Остальные журналисты устало сидели в креслах и ждали главной новости.
Начало последней части марафона задержали почти на полчаса. Решение суда было напечатано на нескольких листах. Журналисты, адвокаты и правозащитники, вслушиваясь в монотонный голос судьи, прекрасно понимали, чем все закончится. Некоторые были уверены настолько, что даже начали отправлять сообщения в редакции, мол, ждите, все закончилось, арест продлили.
В итоге судья удовлетворил ходатайство следствия и оставил Савченко в СИЗО до 30 октября. Адвокатам же, которые просили отпустить ее под залог в миллион рублей, было отказано.
Надежда Савченко с невозмутимым лицом слушала решение. С таким же лицом она протянула руки приставам, чтобы те надели наручники. Немного улыбнувшись, она произнесла фразу, в которой отчетливо было слышно только «Честно судим».
- Охо-хо, о чем ты говоришь, - ответил адвокат Марк Фейгин, когда подзащитная уже почти скрылась за дверьми.
Из зала, по традиции, донеслось «Слава Украине», Савченко громко крикнула «Героям слава!». На этом и порешили.
Ответ Москвы Киеву?
По окончанию заседания адвокаты, как и положено, поговорили с журналистами. На выходе их встретило оцепление из видеокамер, операторы ждали «картинку» с самого начала суда (во время заседания вести фото- и видеосъемку категорически запретили, а журналистов просили оставить технику на входе или у коллег).
Разумеется, красноречивый Марк Фейгин сразу же заявил, что ничего общего с законом произошедшее не имело, а решение полностью политизировано. Еще одним поводом для негодования стали переговоры президентов России и Украины. На то, что на переговорах будет хоть какое-то потепление в отношениях стран, и это поможет их подзащитной, адвокаты сильно надеялись, но Савченко так и осталась в СИЗО.
Кроме того, в самое ближайшее время Надежду Савченко на месяц поместят в Институт имени Сербского для судебной психолого-психиатрической экспертизы. Арестованная, по словам адвокатов, уже передала свое заявление о несогласии с этим решением. По мнению Савченко, нахождение в закрытом стационаре без доступа адвокатов будет использоваться для оказания давления на нее.
Также после заседания стало известно, что СУ СКР по Воронежской области отказало в возбуждении уголовного дело по факту якобы похищения летчицы с территории Украины.
- Всё это по сумме выглядит, как ответ Кремля Киеву. Как обычно. Наша аргументация на суде была исчерпывающей, - подытожил в социальной сети Марк Фейгин.
Комментарии