Михаил Чубирко: «Отсутствие общественных туалетов – одна из главных проблем Воронежа»

Михаил Чубирко: «Отсутствие общественных туалетов – одна из главных проблем Воронежа»
С руководителем Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Михаилом Чубирко интернет-газета «Время Воронежа» побеседовала о том, готов ли наш город к жаркому лету – в порядке ли пляжи, контролируется ли уличная торговля прохладительными напитками, оснащены ли должным образом детские лагеря, расположенные в области. Разговор получился долгим, содержательным, а главное – конструктивным. Интернет-газета «Время Воронежа» предложила Михаилу Ивановичу рассмотреть возможность введения правила содержания общественного транспорта и перевозки людей. Руководитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области обещал этот вопрос держать на контроле.

- Михаил Иванович, с наступлением лета очень актуальным стал вопрос об организации пляжей на территории Воронежа и вблизи города. Вы выступали уже ни один раз с заявлениями о том, что тот или иной пляж не соответствуют санитарным требованиям, а какие они, эти требования?

-  На каждом пляже должны быть: раздевалки, теневые навесы, туалеты и баки для мусора. Также должна быть питьевая вода, причем, не обязательно, водопроводная, можно доставлять упакованную воду, и продавать. Кроме того, дно водоема должно быть обследовано специалистами ГИМСа, они должны дать заключение, что это место безопасно. В идеале, конечно, место для купания еще должно быть огорожено буйками. Это минимальные требования, которые мы предъявляем к оборудованию пляжей, но, к сожалению, даже этот  минимум на большинстве пляжей не выполняется. 

Вот смотрите, в Воронеже есть три муниципальных пляжа: два на берегу водохранилища – у ДК имени Кирова и в районе улицы Дарвина, и один на берегу Усманки - в районе  села Боровое. Эти три места закреплены за районными Управами,  они должны следить за этими пляжами. Мы недавно проводили обследование этих мест и выяснили, что ни одно не отвечает требованиям. Вот, например, пляж у ДК Кирова. Там есть теневые навесы, есть контейнеры для сбора мусора, но там нужно привести в порядок туалет, и конечно, на пляже нужно каждый день делать уборку. Что касается пляжа в районе улицы Дарвина, то там нет вообще ничего из минимальных удобств. Если говорить о пляже в Боровом, то там почти все в порядке, но вот туалет есть только в одном кафе, а этого явно мало для того количества людей, которые там отдыхают. В районе города есть еще два немуниципальных пляжа. Первый – у санатория имени Горького, это на сегодняшний день  единственный пляж, который отвечает всем требованиям. Там за небольшие деньги можно попользоваться всем – раздевалками, теневыми навесами, там есть вода, туалет. Второй пляж – «Багратиони». Он почти отвечает требованиям, однако его нужно еще дооборудовать – оставить контейнеры для сбора мусора и организовать доставку питьевой воды. Хотя, честно говоря, питьевую воду там можно купить в близлежащем кафе.

- С оборудованием пляжей понятно. А можно ли там купаться? Что показывают пробы воды?

- Последние замеры мы проводили в начале июня, и сейчас ситуация в общем и целом нормальная. Согласно анализам, вода у ДК Кирова не отвечает санитарным нормам. Мы не рекомендуем купаться на этом пляже, и там выставлены соответствующие предупредительные знаки. На остальных городских и пригородных пляжах вода пока хорошая и купаться там можно. Следующие замеры мы будем проводить 17 июня, и какие будет результаты, сказать сложно. 

- С чем связано такое быстрое изменение показателей?

- С климатическими условиями и с тем, как идет спуск воды через шлюзы водохранилища. Если вода быстро спускается, то она не успевает застаиваться и быстро обновляется.  Сколько еще пробы воды будут в норме, сказать сложно.

- Еще один довольно злободневный вопрос – торговля квасом и другими сезонными товарами на улицах города. Роспотребнадзор следит за тем, что продают  горожанам с передвижных лотков?

- Нужно четко разделять разрешенную торговлю и торговлю в неустановленных местах. Места для торговли в Воронеже распределяет городское управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Они выдают ордера, что вот на таком-то месте, можно продавать квас. Подразумевается, что предприниматель, получивший такой ордер, должен сам следить за качеством тех продуктов, которые он продает. По закону, мы имеем право проверять предпринимателей, имеющих все разрешительные документы, не чаще, чем 1 раз в три года или по заявлению  недовольных потребителей. Это для нас большая проблема. Поэтому я хочу обратиться к воронежцам – если вам продали некачественный товар, приходите к нам, напишите заявление, чтобы у нас было основание проверить ту или иную торговую точку.

-На сегодняшний день много жалоб на некачественный квас?

- Ни одного нет.  Это говорит о том, что в общей массе квас воронежцам продают качественный.

- Михаил Иванович, судя по всему, воронежцев ожидает очередное жаркое лето.  Расскажите, как правильно вести себя в жару – что нужно делать, и что ни в коем случае не делать, когда температура поднимется до 30 градусов и выше.

- Чтобы уберечь себя от перегрева, нужно, во-первых, всеми способами понижать температуру тела – легче одеваться, днем  максимальное количество времени проводить в кондиционируемом помещении, бывать ближе к воде. Второй способ – своевременно пополнять количество жидкости в организме. Причем пить нужно больше утром и вечером, а в часы наибольшей жары –   между 12 и 16 часами, стараться потреблять минимальное количество жидкости, потому что жидкость – это дополнительная нагрузка на сосудистую систему, а в жару наше сердце и так работает на пределе.

- Вот в Израиле, например, даже детишек в садиках  по расписанию поят. Может, и у нас такие меры нужно ввести?

- В Израиле влажность очень низкая – 12-14%, у нас такого не бывает. Мне кажется, у нас не стоит вводить такие меры. В садах и школах и так нормально организован  питьевой режим.

- Есть ли у нас какие-то нормы, которые регулируют максимально допустимую температуру в общественном транспорте? Зимой температура не должна быть ниже 9 градусов. А летом?

- Таких требований нет. Есть только прописанные условия для работы водителей, а про пассажиров в России пока никто не думает. Такие нормыдолжны быть закреплены на федеральном уровне. Впрочем, при отсутствии нормирования в определенной области, конституция дает право субъектам федерации самим разрабатывать и принимать  нормативные документы.

- Как вы считаете, Воронежу нужны такие нормы?

-Да, безусловно, нужны единые правила содержания транспорта и перевозки людей. Это хорошая идея.  В правила же можно собрать все нормы – как часто нужно убирать автобусы, может ли водитель курить за рулем и так далее…  Такие правила могут быть приняты на уровне области. Роспотребнадзор  не имеет права законодательной инициативы, поэтому с  соответствующим проектом, я думаю, должен выступить Комитет по охране здоровья Воронежской областной думы. Нужно предложить комитету, пусть выступит, а мы поможем им в этом.

- Будем следить за воплощением этой идеи. А сейчас расскажите о требованиях к температуре воздуха на рабочем месте, чтобы воронежцы были во всеоружии, когда наступит жара. Когда рабочий день уже может быть сокращен?

- Есть санитарные нормы требования к микроклимату для организаций. Там учитываются 5 показателей, в то числе и температура воздуха на рабочем месте. Но нужно понимать, что градация идет в зависимости от сложности работы. Например, возьмем I категорию, к которой относятся все офисные сотрудники – и чиновники, и корреспонденты. При температуре до 28 градусов, у людей занятых на офисной работе, рабочий день длится 8 часов, при температуре 28,5 градусов – 7 часов, при температуре 29 градусов – 6 часов, и далее каждые полградуса сокращают продолжительность рабочего дня на полчаса. При 32 градусах на рабочем месте рабочий день должен длиться не более 1 часа. 

- В прошлом году во время аномальной жары,  были ли случаи, когда работодатели добровольно  снижали рабочий день?

- Таких данных у нас нет.

- А вы как-то можете контролировать соблюдение этих норм?

- Только по обращению потребителей. Обращайтесь - мы проверим.

- Ну, проверите, и что?

- Дадим предписание – сократить рабочий день. Не выполнят – в суд! А потом – штраф.

- Мотайте на ус, дорогие читатели! А мы вернемся к подготовке к летнему сезону. Все детские лагеря у нас готовы принять детишек?

- В Воронежской области в этом году будут работать 43 детских загородных лагеря.  Сейчас к работе готовы только 40. Мы пока не все проверили еще, но из тех, какие мы уже просмотрели, мы не приняли лагерь в Эртильском районе, там не решены вопросы по пищеблоку. Не получили  наше одобрение «Бригантина» и «Салют». Все эти лагеря  открываются после 16 числа, и для того, чтобы все привести в порядок, время у них еще есть.

-  Что вы проверяете в первую очередь в лагерях?

- Мы смотрим на условия размещения детей – чтобы на оного ребенка приходилось определенное количество квадратных метров. Смотрим на обеспечение бельем, питьевой водой, проверяем наличие душевых и  ногомоек. Особенно тщательно следим за организацией питания. Проверяем, кто поставляет продукты в лагерь, какую сопроводительную документацию имеют эти  продукты. Следим за соблюдением технологии приготовления, ведь огромного количества проблем можно избежать, если правильно термически обработать продукты. Мы проверяем, как оборудованы места для купания в открытых водоемах. Также, как и на общественных пляжах, 1 раз в неделю мы проводим  забор воды на анализ, и если вода не отвечает требованиям, то запрещаем купаться.

- А какие претензии у вас возникают чаще всего в процессе проверки детских лагерей?

- У нас всегда самые большие претензии – к персоналу. Там не уследили, тут не проконтролировали…  Очень много у нас делается с надеждой на русский «авось». Если среднестатистического русского жаренный петух должен один раз клюнуть, чтобы дело сдвинулось, то воронежца он должен клюнуть трижды. Отсутствие ответственности – вот самая главная проблема у нас. Если мы говорим о детских лагерях, то там все самые важные процессы должны контролировать медики и руководители лагерей отдыха – поменяли ли детям белье, приняли ли дети душ, какие продукты привезли сегодня на кухню и прочая и прочая. Мы-то раз в смену лагерь проверяем, а они каждый день должны держать все на контроле…

- А техническое оснащение лагерей в последнее время становится лучше?

 - Да, конечно. Мы же не примем ни один пищеблок, если он  не будет оборудован должным образом.  Тут меня заботит другой вопрос – ветшает сама база. Как домики ни крась, ни подмазывай, они приходят в негодность. Нужно  строить новые капитальные лагеря отдыха и оздоровления.  

- Сколько  лет у нас в области не строились детские лагеря?

- Да лет тридцать ни одного нового не было. Нет, лукавлю, в Россоши года три тому назад построили новый, хороший, современный лагерь на 100 человек. А до этого – как раз около 30 лет ничего не строили. Да и потеряли мы много. У нас же совсем недавно было не 40 лагерей, как сейчас, а почти 70. Раньше ведь много было лагерей, которые стояли на балансе заводов, и они были лучшими из всех.

Нужно отметить, что сейчас правительство области уделяет много внимания решению проблемы оздоровления детей. Уже есть первые реальные достижения. Например, недавно принято решение отреставрировать давно пришедший в упадок санаторий «Углянец», и превратить его в круглогодичный детский санаторий. Я считаю, это великолепное решение.

- Уже известны сроки реализации этого проекта?

- В этом году санаторий, наверное, будет приобретен в областную собственность, а в следующем году уже там начнутся работы по реконструкции. Лично мне очень хочется, чтобы  у нас в каждой районе области  были такие  лагеря, в которых дети могут отдыхать круглогодично. Я верю. Что так и будет. Да, я оптимист.

- Михаил Иванович, давайте вернемся к насущному. Что показывают последние пробы воздуха в Воронеже?

-  Воздух в Воронеже далек от идеала. Есть превышение по оксиду углерода, окислам азота, это связано с большим количеством транспорта в городе. У нас вообще 85% загрязнения воздуха связано с автомобилями, и только 15% - с деятельностью промышленных предприятий. Такой перекос характерен на только для нашей области, но и для всей страны в целом. 

- А какая у нас третья самая главная проблема в городе кроме плохой воды и грязного воздуха?

– Отсутствие общественных туалетов. Если человек не знает, где в центре города есть туалет, то он ни за что его просто так не найдет. И это большая проблема. Даже не во всех городских парках есть туалеты.  Вот в Кольцовском сквере есть, а на «Динамо» - нет.

- Кто виноват и что делать?

- Это обязанность муниципальных властей. Есть же коммунальные службы, они должны следить за этим. Вопросы создания благоприятных условий для жизни в городе – это первейший вопрос для органов местного самоуправления. Федеральный закон №131 гласит именно это. А вообще горожане сами должны ставить такие вопросы на встрече с мэром. 

- А у нас есть какие-то нормы, регулирующие количество туалетов на квадратный километр или, например, на душу населения?

- У нас есть требования к содержанию общественных туалетов сорокалетней давности. Это документ был издан в 1972 году. Согласно ему, «радиус обслуживая общественных туалетов в городе не должен превышать 500-700 метров». Т.е. у нас только на проспекте Революции должно быть два туалета. В крайнем случае – один. Но эти нормы можно оспорить, конечно, так сказать «за давностью». Но вот других-то нет…

- Михаил Иванович, спасибо за содержательную беседу.

- И вам спасибо!

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.