На днях летчики-испытатели, имеющие звание героев России и Советского Союза, заявили, что высокопоставленные госслужащие игнорируют работу по обеспечению российских авиакомпаний надёжными новыми самолётами отечественного производства. Письмо летчиков опубликовано в Интернете.
Авторы сообщения, обращенного к президенту, отмечают, что при аварии в Казани разбился старый самолёт американского производства.
Созданные государством ОАК и «Ильюшин Финанс Ко», предназначенные для развития авиационной промышленности, не только не выполнили поставленной задачи, но и сделали ряд шагов, которые привели к обратному результату.
Летчики подчеркивают, что Михаил Погосян, возглавивший ОАК, сорвал производство ближнемагистрального самолета «Ту-334», получившего ещё в 2005 году все необходимые документы на его эксплуатацию.
- Вместо этого, по разным оценкам, были потрачены многие десятки миллиардов рублей для проектирования и производства самолёта «Сухой Суперджет 100», - пишут специалисты президенту. - Он так и не нашёл себе места в российском небе в силу известных специалистам недостатков. Один «Суперджет» разбился в Индонезии с иностранными заказчиками на борту. Ещё один лежал разрушенный около аэропорта Рейкьявик (Исландия), словно надгробный памятник. Тем временем, помимо Ту-334, готового к лётной эксплуатации вот уже 10 лет, только что получил все сертификаты лётной годности среднемагистральный самолёт Ту-204 СМ. О его надёжности говорит тот факт, что самолёты такого типа используются в президентском лётном отряде и в интересах МО РФ. Но и этот самолёт, к серийному производству которого готов Ульяновский авиазавод «Авиастар», усилиями Погосяна остаётся недоступным российским авиакомпаниям. Руководимая им ОАК накручивает 30- процентную наценку.
Отдельного внимания авторов удостоился и воронежский «Ильюшин Финанс Ко». Летчики заявили о том, что компанию принудили заключить в Канаде контракт на покупку и эксплуатацию в России 32 канадских самолётов «Бомбардье» CS300, хотя они не проходили даже лётных испытаний. Эта сделка была совершена в присутствии российского министра промышленности Дениса Мантурова.
На этом фоне в гражданском авиастроении продолжает развиваться тяжелейший кризис. По данным авторов письма, виной ему то, что «управляют отраслью люди, либо имеющие очевидно преступные намерения, либо не понимающие ничего в предмете».
- Знаменитые на весь мир конструкторские бюро Туполева и Ильюшина, выпустившие в небо сотни и тысячи гражданских самолётов, были попросту унижены, если не уничтожены, - пишут летчики. -Не помогли обращения к Вам и президента Татарстана Рустама Минниханова, чей сын Ирек погиб в этой ужасной катастрофе. Как и его предшественник Минтимер Шаймиев, он настаивал на серийном производстве новых гражданских самолётов «Ту» на простаивающих мощностях Казанского авиазавода.
По мнению составителей письма, таким образом, катастрофы в Казани и ранее в Перми того же типа американского самолёта могло не быть. Если бы десять лет назад запустили в серийное производство новые отечественные лайнеры, но этого так и не произошло.
- В российском небе сегодня летает до 750 бывших в употреблении самолётов иностранного производства, и число их продолжает расти, - отмечают в письме. - При этом известно, что прямо с американских и европейских конвейеров к нам не доходит почти ничего. То же самое касается и запасных частей. Часто это восстановленные детали. О масштабах говорит такой факт. Для поддержания лётной годности этих самолётов российские авиакомпании тратят в месяц около 200 миллионов долларов. Поэтому и цена на авиабилеты в России самая высокая в мире.
В заключение, летчики просят президента прислушаться к экспертному мнению, которое поможет сформулировать кратчайшие пути по выходу из кризиса.
- Если срочные и необходимые меры, в первую очередь кадровые, так и не будут приняты, то вина за все будущие авиакатастрофы и человеческие жертвы ляжет на руководство страны, - поясняют летчики. - Только оно в силах остановить запланированное убийство людей.
Комментарии