«Дом генералов» - яблоко раздора
Исторический центр города стремительно застраивается. Старые дома отступают под натиском многоэтажек. Но большинство зданий не так-то просто (как хотелось бы некоторым) снести. Витиеватые постройки разных стилей, расположившиеся в центральном районе –культурное наследие. И их нужно не разрушать, а наоборот – холить, лелеять и гордиться.
Именно к таким объектам относился и дом по улице Таранченко, 40. Его построили в 1911 году для семьи статского советника Николая Перрен-Синельникова. Историки полагают, что проект этого дома выполнил знаменитый архитектор Михаил Замятнин.
Много лет спустя бывшей усадьбе дали другое название, неофициальное – «дом генералов». Ведь именно здесь в 50-60-х годах прошлого века жили Дважды Герой Советского Союза, генерал армии Афанасий Белобородов, который взял в плен и допрашивал генерала Паулюса, и Герой Советского Союза генерал-полковник Михаил Шумилов, командовавший Воронежским военным округом.
Так получилось, что уникальное здание, построенное в стиле модерн, стало яблоком раздора. Дом в самом центре города привлёк внимание бизнесменов. Историки, рассказывавшие о ценности его фасада, выполненного в духе неоклассицизма, ничего не могли поделать с его медленным разрушением. А обеспеченные инвесторы прагматично оценили здание: ветхая конструкция их не заинтересовала, а вот лакомый кусочек земли под ней привлёк внимание одной из воронежских компаний.
Офис вместо памятника
Памятник культурного наследия представители компании «ЭФКО» решили снести, чтобы построить вместо него офисный центр. Пообещали оставит лишь переднюю стеночку – чтобы «сохранить историческую ценность». Но с этим не согласились местные краеведы и общественники. Развернулась широкая кампания в защиту «дома генералов». Десятки людей собирали подписи, писали обращения в департамент градостроительства и архитектуры, в департамент культуры и даже прокуратуру. Около года назад активисты открытого общественного движения «Вантит» обратились к губернатору Алексею Гордееву, в котором попросили принять меры по предотвращению сноса дома №40 по Таранченко.
По информации членов общества «Вантит», нынешнему владельцу удалось получить заключение экспертизы о ветхом и аварийном состоянии дома и на этом основании ходатайствовать о снятии объекта с охраны. Возникла опасность реального исчезновения очередного замечательного памятника архитектуры из нашего города.
- Это был памятник культурного наследия – сносить его нельзя, а продавать можно, - рассказывает краевед Ольга Рудева. - Представьте, покупает его новый собственник, вызывает специальную комиссию с просьбой установить аварийность. А она, к слову, устанавливается легко. Если бы кому-нибудь в голову пришло установить аварийность Кремля, собора Василия Блаженного или даже Колизея – то и они окажутся аварийными. Многие старые здания находятся в таком состоянии.
По словам краеведа, подобная система используется у нас в городе уже много лет: здание быстро признают аварийным, а дальше его уже можно снести. По этой схеме работали и уже не раз.
За сохранение «дома генералов» около главного корпуса ВГУ защитники боролись почти год, и вот теперь, увы, битва проиграна – дом фактически перестал существовать.
Была историческая ценность. И больше её нет…
В начале лета бывшую усадьбу Перрен-Синельниковых снесли. На месте дома теперь стройка.
По словам историков, по Таранченко раньше проходила крепостная стена, то есть там ценный в археологическом плане слой грунта, а его спокойно сняли и вывезли на помойку.
Если сейчас взглянуть на эту улицу издалека, ничего не заметишь. Ряды домов гармонично сочетаются друг с другом в бежевато-коричневых тонах. Но одно из зданий – симулякр. За завесой, имитирующей бывший особняк, расположилась одна-единственная уцелевшая стена с двумя балконами, выступающими из специальных отверстий. На солнечном свету полотно просвечивает – за ним открывается стройка. Вовсю идут работы: два крана склонили свои «головы» над небольшой площадкой бывшего двора, слышен шум и голоса рабочих.
Тонкая стена, зависшая между современной стройкой и старинной улицей – последнее напоминание об усадьбе статского советника. На плотно закрытых желтых воротах висит эскиз проекта нового здания. По нему получается, что многострадальный кусочек памятника архитектуры превратится во входную группу новостройки.
- Мы пытались сохранить хотя бы вестибюль и парадную лестницу, - поясняет Ольга Рудева.- Но на все наши заявления не среагировали. А уже перед самым сносом я поняла причину – под зданием будут построены двухэтажные подземные гаражи. Поэтому им и нужно было снести весь объём здания.
- Получается, здание потеряет свою историческую ценность?
- Абсолютно, уже потеряло, - вздыхает краевед. - Дома больше нет, все равно одна из стен будет родная или сложенная заново из кирпичиков. Теперешние воронежцы не представляют сам формат дворянской усадьбы - парадный вход, чёрный вход, подсобные помещения, также в доме были прекрасные каменные погреба. Это был единственный особняк с беломраморной лестницей, которая сейчас исчезла в неизвестном направлении. Уникальным в нём было еще то, что в здании была полностью сохранившаяся чёрная лестница. Дело в том, что после войны в пространства таких лестниц в барских особняках застраивали под квартиры. А в этом оставили лишь потому, что он был отдан воронежским военачальникам – именно поэтому его ведь и стали называть потом «генеральским».
Реконструировать сложнее, чем заново строить
Год назад в драмтеатре проходила архитектурная выставка, где представили проект новых помещений дома по улице Таранченко, 40. На эскизах можно увидеть, что внутреннее устройство здания будет полностью изменено.
Мраморные полы, полупрозрачные перегородки, тонкие колонны, минимум деталей. Ничего лишнего, ничего напоминающего о бывшей усадьбе.
- Основой разрабатываемого пространства является его функциональность, диктуемая жестким течением современной корпоративной жизни, - отмечают дизайнеры проекта нового офиса.
Строить здание заново всегда проще, чем реконструировать старое. Активисты опасаются, что город может лишиться даже последней сохранившейся стены. Основания для беспокойства действительно есть. В Воронеже неоднократно утверждались проекты с многообещающими названиями "Реставрация...". От задания оставалась лишь исторически значимая часть, потом строители нечаянно вырывали котлован вплотную к оставленной стене, после чего выяснялось, что она удержаться на месте не может, и либо падала, либо ей помогали упасть. Потом фасады приходилось отстраивать заново, получались лишь имитации погубленных памятников. Так, например, было с домами на улице Дзержинского и Никитинской.
ОФИЦИАЛЬНО
- Мы пока не будем комментировать это строительство, - заявили Интернет-газете «Время Воронежа» в «ЭФКО». – Пока не закончены определённые процедуры, ничего сообщать не будем.
КОММЕНТАРИЙ ЧИНОВНИКОВ
В департаменте культуры и архивного дела Воронежской области нам сообщили, что в выводах инженерно-технического исследования установлено аварийное состояние здания. Для дальнейшей эксплуатации рекомендовано выполнить ремонтно-восстановительные работы по специально разработанному проекту.
- Проектом предусматривается реставрация всех декоративных элементов главного фасада, воссоздание двухэтажного объёма здания с одновременной пристройкой нового семиэтажного объёма со стороны дворового фасада, - отмечают в департаменте.
По информации ведомства, элементы предмета охраны в интерьерах здания отсутствуют. Поэтому дом Перрен-Синельниковых решили отдать на приспособление для современного пользования. Будет сохранён лишь главный фасад, но, по словам специалистов отдела культурного наследия, дом сохранит свой статус памятника истории.
Не пропустите самые горячие новости, подписывайтесь на обновления от Интернет-газеты «Время Воронежа» в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter
Комментарии