Депутаты Государственной думы рассматривают законопроект об отмене транспортного налога для физических лиц с 2016 года. О том, какие последствия могут быть от этой инициативы, рассказал глава воронежского Управления федеральной налоговой службы Сергей Дуканов с среду, 4 марта.
По его словам, сейчас в Воронежской области собираемость транспортного налога находится на достаточно высоком уровне. Она составляет 90 процентов, а если брать в расчёт два месяца этого года, то 91. Суммы, которые поступают в бюджет по налогу на транспорт, растут, всё больше людей приобретают автомобили.
- Вопрос отмены уже поднимается не в первый раз. Отмена налога, его размер, его справедливость вызывают большие споры. Считалось, что если будут расти акцизы на бензин, то, по большому счёту, необходимость в налоге автоматически отпадает. Логика в этом есть: человек не ездит на машине, соответственно он не платит акциз, ездит – платит. Возможно, размер акциза будет многократно превышать размер транспортного налога, - рассказал Сергей Дуканов. – Сейчас сохраняется и акциз и налог. Возможна ли отмена налога? Если этот вопрос находится в ведении бюджетополучателя, то нет. Никогда он не откажется от такой значительной суммы. Речь идёт не только о Воронежской области. Откажется ли Российская Федерация от этого налога? Да, может отказаться. Но для этого РФ должна предложить регионам компенсацию выпадающего дохода. В том числе и за счёт возвратности акциза.
Как отметил глава воронежского УФНС, предпосылки для отмены налога существуют. Но при этом есть и некоторые противоречия. С одной стороны, страна движется в сторону развитых систем налогообложения, где доля налогоплательщиков - физических лиц значительно выше, чем организаций.
- Таким образом, нам, конечно, ни в коем случае нельзя отменять никакие налоги для физических лиц. По такому пути пошли в Скандинавских странах, в Америке, в большинстве стран Европы, - продолжил Сергей Дуканов. – Если мы отменяем транспортный налог для физических лиц, то давайте признаемся, что по большому счёту для многих из нас это единственный налог. Не у всех есть земля и недвижимое имущество в собственности. Но машины есть у большого количества населения. Таким образом, человек вообще не будет платить никакие налоги, за исключением налога на доходы. Но и этот момент исполняет налоговый агент. Это противоречит концепции создания из физических лиц ключевого налогового плательщика.
С другой стороны, отменить транспортный налог для физических лиц это, по словам Сергея Дуканова, всё равно, что переложить налоговое бремя с одной категории населения на другую.
- Возможно, это справедливо. Но сказать, что мы будем меньше платить – это абсурд. Речь будет идти, либо о прямом налогообложении, либо о косвенном. Считается, что прямое более стабильно и эффективно, - рассказала глава налоговой службы. – Косвенное налогообложение свойственно для таких государств, которые являются транзитными. К примеру, история успеха Великобритании была связана с тем, что отошли от прямого налогообложения и перешли к косвенному. Британия это та страна, через которую все едут. Разумеется, это эмигранты, туристы и так далее. Перейдя на косвенное налогообложение, страна смогла компенсировать все потери от прямого. Мы не являемся такой страной. Отказываться от прямого налогообложения, на мой взгляд, было бы не совсем правильно.
По словам Сергея Дуканова, регулятивная функция налога, то есть влияние на гражданско-правовые сделки, на экономику во всех странах мира сводится к минимуму. Не всегда регулятивная функция имеет значимый эффект.
- Мне кажется, что отмена налога на транспорт или его замена другим может быть и позитивной. Но надо решить, каким образом будет компенсированы расходы и восполнены потери. Как гражданин, я приветствую любую отмену налога – в этом честно признаюсь. Люди, как известно, платят налоги неохотно, но прекрасно осознают, что это делать надо.
Комментарии