Игорь Прокопенко: «На Украине произошла не революция, а классический переворот»

Игорь Прокопенко: «На Украине произошла не революция, а классический переворот»
Известный журналист рассказал в Воронеже о причинах и последствиях событий на Украине

29 октября Воронеж посетила представительная делегация телеканала РЕН ТВ, в составе которой был и наш земляк, уроженец Воронежской области, заместитель гендиректора РЕН ТВ по документально-публицистическим проектам, ведущий программ «Военная тайна» и «Территория заблуждений», автор почти десятка книг, Игорь Прокопенко.

На встрече со зрителями  читателями, которая проходила в книжном магазине «Амиталь», писатель и тележурналист презентовал свою новую книгу - «Вся правда об Украине. Кому выгоден раскол страны». Благодаря руководству воронежского телеканала РЕН ТВ Воронеж, интернет-газете «Время Воронежа» удалось взять эксклюзивное интервью у Игоря Прокопенко.

– Игорь Станиславович, расскажите, о чём ваша новая книга?

– Это уже моя восьмая книга, и она об Украине. Так и называется - «Вся правда об Украине». Это вовсе не значит, что я о себе чрезмерно высокого мнения, и что только я имею возможность рассказывать всю правду. В моем представлении, правда - это факты. Эта книга содержит ответы на те вопросы, которые, так или иначе, у всех сегодня возникают. Что же произошло на Украине? Почему это произошло? А ответить на эти сложные вопросы можно только оперируя историческими фактами. Что происходило два месяца назад на Украине. Что происходило год назад, 23 года назад, что происходило в 1918 году, когда Украина приобрела современные границы. Что происходило в 1843 году, когда польский историк впервые написал историю великой Украины, и что происходило в 16 веке, когда галицко-волынское княжество приобрело, а потом потеряло свою независимость, и стала частью сначала Речи Посполитой, а потом Великого княжества литовского. В этой книге изложено огромное количество исторических фактов, причем, когда я работал над ней, у меня не было задачи выковырнуть совсем уж какую-то закрытую информацию, засекреченную, потому что даже та информация, которая существует в открытом доступе, большинству из нас неизвестна. Поэтому мы искренне удивляемся - что же произошло на Украине? Чем так не угодил Янукович, и т.д.

– Ну, о Януковиче говорят, что он нагло «отжимал» предприятия, фирмы…

– Это правда. Но справедливости ради надо сказать, что уголовные дела о растратах, о хищении, о коррупции, о лоббировании, в том числе и в отношении первых лиц государства, возникают в Европе регулярно. Начиная от Гельмута Коля, которому на самом деле стоило бы поставить памятник из золота, потому что он мастерски объединил две Германии. Вместо этого - уголовное дело из-за растрат в партии. Те же самые истории с Саркози, с нашим лучшим итальянским другом Берлускони. В Израиле, например, премьер-министра вообще посадили. Но это никогда не является причиной государственных переворотов.

– А на Украине, почему так произошло?

– То, что там произошло 22-23 февраля 2014 года, называют революцией, но строго говоря, революцией это не является. Что такое революция? Когда власть у одних взяли, и другим отдали. Законно или незаконно – второй вопрос. В чём же заключается украинская революция, если те пять олигархов, в руках которых была вся Украина при Януковиче, никуда не делись? То есть, получается, что всего лишь убрали «смотрящего». Все эти пять человек, включая сегодняшнего президента Украины, начиная с 2006 года вместе «Слава Украине» говорили на своих застольях, вместе «решали вопросы». «Решали вопросы» в понимании эпохи 90-х годов: «отжимали», делили, распределяли и договаривались. И это было при Януковиче. А сейчас нет только Януковича, а остальные остались.

– Тогда это не революция, а дворцовый переворот какой-то…

– Да, это классический переворот. Со всеми вытекающими и отягчающими последствиями и обстоятельствами.

Конечно, Янукович виноват, но только ли Янукович, и только ли в нём дело? В своей книге я излагаю все факты, потому что истории украинского национализма не полгода. «Кто не скачет, тот москаль» - это придумка не прошедшей весны. И «Слава Украине, героям слава», это тоже не модная «кричалка», рождённая на майдане. Мало кто об этом задумывается, но сегодня над майданом, в стране, которая стремится в Евросоюз, летит это словосочетание, которое рождено было Степаном Бандерой. Это было придумано как пароль и отзыв украинской повстанческой армии.

– Вам не кажется, что у нас всё-таки несколько нагнетается антироссийская роль Бандеры? Ведь еще неизвестно, кто больше пострадал от него и его соратников – русские или, например, поляки…

– Я согласен, у поляков огромные причины ненавидеть Степана Бандеру. Достаточно вспомнить «волынскую резню», в которой по разным оценкам погибло до 80 тысяч человек.

– Так почему тогда молчит Польша?

– Польша не молчит. Во-первых, в 2009 году польские власти официально определили «волынскую резню» как геноцид польского народа. Это официальная информация. И в нынешней ситуации поляков сдерживает только одно: они не любят Россию еще больше чем бандеровскую Украину. Поэтому здесь присутствует такая «людоедская» целесообразность.

А что касается вопроса о том, какие основания у нас нагнетать обстановку вокруг Степана Бандеры, то ответ простой. У нас же вообще сейчас форма национальной самоидентификации - это отношение к Великой Отечественной войне, к нацизму. А Бандера был нацистом.

– Но он же и против немцев тоже выступал…

– На самом деле, вокруг Степана Бандеры существует очень много версий и гипотез, очень много псевдоисторической пены, но документы, которые существуют, свидетельствуют о том, что даже его посадка в концлагерь, это была в каком-то смысле консервация собственного агента. Он сидел в достаточно комфортных условиях. Так что конечно это был один из самых ценных агентов гестапо, и нельзя в этом сомневаться.

Существует огромное количество источников, огромное количество записей его выступлений. Здесь уже из сферы домыслов мы вступаем на путь изучения документов. Конечно, Бандера выступал за независимую Украину, но в традициях 30-40 годов, в традициях фашистских режимов, он мечтал о совсем другой Украине. Об Украине, свободной от евреев и москалей. И это есть в документах. А куда их девать? Конечно, в газовые камеры. Есть огромное количество цитат из его выступлений и записей, где он говорил что, если для построения великой и славной Украины нужно уничтожить полтора миллиона украинцев, пусть будет так, потомки, мол, нам это простят.  

- Вам не кажется, что Сталин совершил роковую ошибку, прибрав к рукам территории, которые ни исторически, ни по менталитету, России не принадлежали, а являлись частью Австро-Венгрии и Польши? Речь о западной Украине, разумеется.

- Гораздо большую ошибку совершили большевики, во главе с Лениным, в 1918 году. Когда пытались сделать из Украины часть советского государства и механическим образом присоединили к Украине Юго-Восток. Это малоизвестная история – каким образом возникла Украина как союзная республика в современных её границах. После революции, во время анархии и гражданской войны, в верховной раде большевики имели меньшинство. Тогда Ворошилов, которого почему-то в советской историографии принято считать не очень далеким человеком (а на самом деле лидер луганских большевиков был далеко не глуп), стал понимать, что в верховной раде большинства не достичь. И очень быстро к той Украине, которая была, присоединили Луганск и Донбасс. Большевики оттуда вошли в верховную раду, их стало большинство, и таким образом были закреплены нынешние границы. Поэтому сегодняшние попытки сносить памятники Ленину на Украине носят суицидальный характер. Им-то их надо как раз красить в золотой цвет. Потому что именно благодаря Ленину они получили ту Украину, которая сейчас трещит по швам.

- Первый звонок прозвенел в конце 70-х в Великобритании, когда стало ясно, что угольная промышленность нерентабельна. И Маргарет Тэтчер, устроив локаут, взамен развернула целую программу по перепрофилированию. Люди могли бесплатно сменить профессию, поступать в вузы и т.д.  Донбасс тоже завязан на угольной промышленности - совершенно нерентабельной. Так зачем нам такой сверхдепрессивный регион? И зачем он Украине?

- Тут мы вступаем в область гипотез, версий и личного мнения (я всё же закончил Высшее Донецкое военное училище, и прожил в этом городе пять лучших лет). Так вот, моё личное мнение, что, строго говоря, как Россия, так и лично Путин, вряд ли вынашивают планы по действительному присоединению Юго-востока. И есть огромное количество причин этого не делать. Как бы мы ментально не хотели этого – говорить «Донбасс – наш», на самом деле он не наш.

Первая и главная причина того, что таких планов нет – нам бы Крым переварить. Так или иначе, в какой степени опьянения Ельцин был в 1991 году – история умалчивает, но факт остается фактом: документы были подписаны. И перекраивание границ недопустимо. Можно и нужно рассуждать об исключительности истории с Крымом. Но что касается Юго-востока, я абсолютно убежден, что нет никаких планов присоединения. Другое дело – политика вещь циничная – Российской Федерации в ситуации, которая сложилась сегодня в мире, конечно как воздух нужна какая-то буферная зона. И Донбасс является в каком-то смысле такой буферной зоной.

Что касается Украины, то там сейчас развернута огромная пропагандистская кампания по дискредитации Юго-востока в принципе. В ситуации, когда народ чувствует, что его унизили, чувствует некое психологическое поражение на Юго-востоке, надо его заместить мыслями о том, что «да Донбасс нам на самом деле не нужен», «они все люди второго сорта», «уголь нам не нужен», «Донбасс тянет Украину назад», и т.д.    

- Так, если Донбасс не нужен, зачем же за него так драться?

- А они дерутся за великую и неделимую Украину. Что происходит на Украине? Как пишет один из блогеров про Одессу – после второго мая, как будто бабка пошептала. Никто не говорит по-русски, каждое воскресенье все ходят в вышиванках и носят украинские флаги. Вопрос решили.

Но! Несмотря на то, что «Украина це Европа» и все внешние эмоциональные признаки такого движения налицо, там кристаллизуется мощное имперское сознание. Согласно которому есть территории и люди второго сорта. И им территории эти вроде как не нужны, но на самом деле-то Донбасс не так депрессивен как кажется. Это ведь не только уголь, но и металлургия. А это уже не убыточные шахты. Да и с шахтами надо еще разбираться. Убыточность донбасских шахт – это так же как с Крымом. 23 года в Крым денег не вкладывали. То же самое и с Донбассом. Почему такое огромное количество аварий и несчастных случаев? Да потому что всё оборудование 60-х – 70-х годов.

- Да ведь убыточность-то в том, что в принципе уже столько угля не нужно…

 - Тем не менее, сейчас Украина получает уголь из ЮАР. Первые баржи уже пришли.

- Что есть на самом деле Украина? Если отбросить Галицию с одной стороны и  восток с другой?

- Я бы очень осторожно отвечал на этот вопрос, потому что у нас в России были упрощенные представления об Украине – есть, мол, западная, а есть восточная. И всё что после Днепра – это «наши», а до Днепра – нет. Не получается так. Всё-таки, весь советский период насильственной украинизации востока, начиная с 1920 года, сделали свое дело. А то, что украинизация была насильственная – это факт. Потому что, когда возникла союзная республика в этих границах, её нужно было создавать по принципу национальной самоидентификации. Весь Юго-восток заставляли учить украинский язык, отсюда вся символика, все эти названия. А последние 23 года этот процесс вообще приобрел оголтелый характер. Что и привело к проблемам на юго-востоке, которые мы имеем сейчас.

Так вот, повторю, что было упрощенное представление: это ваше, а это наше. А оно уже и не наше. Оно, может быть и не «их», но уже и не «наше». Люди в Харькове и Днепропетровске всерьез говорят – а мы еще посмотрим, с кем нам лучше. Кто больше даст. Элемент некой торговли. От кого мы больше получим, от Киева или от Москвы? Я бы не стал проводить границы, а повнимательнее присмотрелся к тому, что там происходит. С западом-то всё понятно. А вот Юго-восток отнюдь не однороден.

- В рамках своей передачи «Военная тайна» Вы пару лет назад сделали программу о Воронеже во второй мировой войне. Так почему же так незаслуженно была забыта роль битвы за Воронеж?

- Причём Воронеж оказался незаслуженно «оттерт» два раза. Первый раз, когда лавры колыбели русского флота уплыли в Ленинград. Произошло это именно в советский период. Потому что Ленинград это город Ленина, революции и т.д. И второй раз, когда битва за Воронеж оказалась незаслуженно отодвинута на второй план. А ведь многие историки всерьёз утверждают, что, не умаляя битвы под Сталинградом, именно битва за Воронеж оказалась переломным моментом в Великой Отечественной войне.

Но получилось так, что Венгрия оказалась членом восточного блока. И очень было неудобно в 60-е годы (а расцвет этой канонизации ВОВ пришелся именно на конец 60-х - начало 70-х годов), из битвы за Воронеж делать культовое событие, потому что разгромлены тут были в первую очередь именно венгры. А они, дескать, наши товарищи -  Янош Кадар и т.д. С точки зрения логики тех времен это было, наверное, правильно. Потому что нужно было цементировать восточный блок. Но, тем не менее, Воронеж оказался заложником этой истории, и битва под Воронежем оказалась незаслуженно забыта.

- Те, кто пережил оккупацию на территории Воронежской области, в один голос утверждают, что по жестокому отношению к мирному населению венгры превзошли всех, кто здесь воевал на стороне нацистской Германии, в том числе и самих немцев. Как вы считаете, почему они себя так вели?

- Да, ведь был даже негласный приказ – венгров в плен не брать. Я могу высказать свою версию. Венгрия была до 1918 года частью Австро-Венгрии. Но первенство в этой империи держала всё же Австрия. Венгрия была чем-то вроде «второго сорта». А крушение этой великой империи требовало какого-то замещения. И, когда эти люди (не самая жестокая и воинственная нация, надо отметить) оказались за тысячи километров от родины, да еще и в таком представительстве – ведь венгерская группировка была огромной, судьба сыграла с венграми злую шутку. Они почувствовали, что здесь могут реабилитироваться за все поражения предыдущих лет. Своего рода незавершённый гештальт массового имперского сознания. Ну и, конечно, подавление в 1848 году венгерской революции российскими войсками тоже нельзя сбрасывать со счетов. Других причин я не вижу. Большая группировка, ощущение собственного превосходства, ощущение безнаказанности, и желание реабилитироваться.            

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Learning a ton from these neat <a href="http://srkzwelmgjd.com">artleics.</a>
I really apcatpiree free, succinct, reliable data like this. http://eckqdx.com [url=http://ueutwulw.com]ueutwulw[/url] [link=http://jrhosgsfkdf.com]jrhosgsfkdf[/link]