Сегодняшнее время – трудное, но интересное для настоящего коррупционера. Я бы сказал больше: мы переживаем серебряный век русской коррупции – эпоху, полную открытий и творческих исканий.
Каждые полгода законодатели совершенствуют антимонопольное законодательство– и, значит, нужно постоянно думать, как обойти новые силки и ловушки.
Надо ежедневным дерзанием доказывать, что даже при тотальном засилье электроники в сфере госзакупок последнее слово остается за человеком.
А компьютер только тогда сможет превзойти чиновника, когда сам захочет иметь откаты с каждого подряда.
Самый капитальный фонд в мире
Сообщение о том, что у нас арестован замдиректора Фонда капитального ремонта, совпало по времени с информацией о том, что наш Фонд – чуть ли не самый капитальный фонд в стране. Он занял третье место по собираемости того, чего никто не хочет платить. И по ремонтируемости того, что ремонту не поддается.
А все потому, что мы умеем привлекать достойных подрядчиков.
Один из таких достойных и занес роковые 180 тыс. заместителю директора.
Ну что сказать. Я давно подозревал, что эффективность и коррупционность не мешают друг другу, а в отдельных случаях – смейтесь, не смейтесь, господа из ОНФ, – сочетание трудового энтузиазма с низкой корыстью могут служить всеобщему благу.
Дорожно-денежное пространство
С Александром Трубниковым, которого недоброжелатели уже называют могильщиком гордеевской эпохи, мне посчастливилось встречаться несколько раз. Я делал с ним большие, полосные интервью по итогам дорожных сезонов и не мог не одобрить ключевую идею героя, которую он лелеял и развивал от сезона к сезону. Это идея единого дорожного пространства. Стоило произнести эти волшебные слова – и на странноватом лице Трубникова загорались раскосые глаза.
-Да, да! Единое пространство! Автомобилисту все равно, на чьем балансе находится дорога, по которой он едет, – федеральная, муниципальная или областная. Ему надо обеспечить равный комфорт. Разве дело, чтобы машину начинало трясти, как только начинался муниципальный участок.
-Не дело! - искренне мотал я головой.
Это был идейный коррупционер, который последовательно вел нас к идеальному устройству дорожного хозяйства - ради того, чтобы мешки в его родовом гараже исправно пополнялись пачками банкнот.
Ну, это я сейчас понимаю.
Путь к Единому Дорожному Пространству пролегал через объединение под его началом и областных, и муниципальных подрядов – а значит, к удвоению подконтрольного денежного потока. Он добился того, чтобы через его управление пропускались все вложения в отрасль.
И вложения, как все наблюдатели убедились, приобрели более системный, разумный характер. Появилась стратегия « концентрации усилий», сформировались единые требования к качеству покрытия.
Фамилию Трубникова начли с благодарностью произносить в Лисках, Павловске, Репьевке.
Марк Твен бессмертен
Но Трубников сосредоточил взяткооборот в одних руках - и нарушил главный закон под названием «Делиться надо».
В одну из последних встреч я не мог не задать Трубникову вопрос про Марка Твена – про первую анонимку, распространенную в Сети. Компромат был изложен хорошим языком профессионального журналиста, но фактуру явно добыли ребята в погонах, а публикации в СМИ кто-то оплачивал через посредников наличными деньгами. Такой хорошо организованный наезд должен был насторожить опытного дорожника. Но этот неисправимый романтик даже не потрудился перефасовать купюры из мешкотары в пакеты.
-Наветы, - беспечно прокомментировал Трубников анонимку. - Мы давно ждали чего-то подобного. Противостояние нерадивых организаций с властью – закономерное следствие жесткой политики, проводимой управлением. Те из подрядчиков, кто привык лишь осваивать бюджетные деньги, а не добросовестно исполнять обязательства, оказались недовольны сложившейся ситуацией. Но им придется смириться, потому что концепция единого дорожного пространства…
Да, он был неисправимый романтик. Почти как Робин Гуд: отбирал добро у богатых и отдавал его себе.
Кесарю - кесарево
Конечно, случайное совпадение, но - из серии непростых случайностей. После Трубникова дорожное строительство в городе и области стало клониться к упадку. Строят все меньше, обслуживают без радения, а благородные революционные лозунги не вспоминает никто.
И эта картина подводит нас к главному вопросу. Что более приемлемо для общества - консолидация взяткооборота с ценником « по совести» в одних руках, раздербанивание его мелкими чиновниками или тоталитарные поборы государства?
И не надо, господа из ОНФ, придираться к слову «приемлемо»! Главному дорожному контролеру Жозефу Еркнапешяну дальнобойщики годами тихо и послушно платили дань за проезд перегруженных фур. А как только примерно такую дань решило взимать государство, подняли бучу.
А не должно государство брать на себя функции, которые выполняет Еркнапешян. Кесарю-кесареву. А Еркнапешяну – еркнапешяново.
Прекратить нельзя переосмыслить.
Уголовное дело Трубникова, на взгляд воронежского обывателя, – давно отработанный материал, но оно продолжает обрушивать рейтинги губернатора и имидж Воронежской области. Каждый суд-пересуд в масштабах страны становится негативным информационным поводом и бросает на нас новое облако тени. Когда это закончится, трудно сказать.
Прекратить это нельзя. Можно только переосмыслить.
Комментарии