Вчера в медиасфере случилась маленькая сенсация - Дмитрий Медведев придумал, как спасти пригородные пассажирские железнодорожные поезда (проще говоря – электрички). Премьер предложил регионам субсидировать РЖД за счет налога на имущество. Эта новость была с особым фанатизмом подхвачена прессой, однако те, кто увидели в инициативе Медведева «вариант восстановления пригородных электропоездов», явно поспешили.
Вообще, внимательные наблюдатели помнят, что практически любая инициатива премьер-министра Медведева (перевод стрелок часов, Сколково и т.д.) в итоге оборачивается совсем не тем, что ожидалось в начале. Начнем с того, что практически все СМИ, сообщая о решении проблемы, ссылались на заметку в газете «Ведомости», которая пестрит перлами наподобие следующего: «Премьер-министр Дмитрий Медведев нашел решение проблемы неплатежей — предложил на совещании о долгосрочной модели организации пригородного сообщения решение проблемы неплатежей со стороны регионов». Как-то сразу теряешь доверие при таком стиле изложения. Что же касается найденного решения проблемы, то правительством только рекомендовано «субъектам Российской Федерации при определении обязательств региональных бюджетов по субсидированию деятельности перевозчика в рамках долгосрочного транспортного заказа использовать в качестве защищенного источника поступления от налога на имущество, уплачиваемого в отношении железнодорожных путей общего пользования». Что это значит в переводе на русский язык? Дмитрий Медведев перевел это так: «В 2013 г, когда льгота по налогу для РЖД была отменена, РЖД заплатила 8,3 млрд руб. налога на имущество в региональные бюджеты из 28 млрд руб. начисленных налогов на имущество. Этого хватит, чтобы покрыть убытки РЖД от пригородных перевозок». Как сообщается, представитель РЖД успел заметить на совещании, что «этих денег монополии хватит».
Еще бы, конечно хватит. Ведь о каких же собственно деньгах идет речь в казуистическом пассаже Медведева, процитированном «Ведомостями»? По всей видимости, о тех, что начислялись РЖД в качестве налога, но оставались в компании. Поскольку у РЖД была льгота. В прошлом году эту льготу отменили. Поступивший в регион от РЖД в 2013 году налог на имущество уже пошёл на определенные нужды Воронежской области. Но ведь и тот налог, что поступит от РЖД в 2014 году, уже учтен в свёрстанном областном бюджете. Так его теперь надо оттуда забрать и передать РЖД в качестве компенсации за электрички?
- Надо ещё разобраться, о налоге от какого именно вида деятельности говорилось на том правительственном совещании – или только от компании «ППК Черноземье» (там сумма незначительная), или от всей структуры РЖД, которая платит налог на имущество. Пока нет разъяснений Минфина, пока об этом нет разъяснений правительства РФ, преждевременно говорить о том, что именно будет идти на компенсацию убыточной деятельности наших перевозок, - сообщил в интервью Интернет-газете «Время Воронежа» председатель комитета областной думы по бюджету, налогам и финансам Александр Вериковский.
- Александр Евгеньевич, можете озвучить сумму общего налога на имущество, что платит РЖД региону?
- Это более 700 миллионов рублей, а в виде компенсации за перевозки с нас сейчас требуют около 500 миллионов. Так что сумма покрывается, но, повторюсь, мы пока не знаем, о каком именно налоге идет речь.
- К тому же, налог 2014 года уже распределен в бюджете на конкретные нужды региона?
- Да. Он уже заложен в бюджет, тем более, что налог на имущество - это один из самых собираемых налогов.
- Теперь нам, если огрубить ситуацию, предлагают его вернуть РЖД?
- Нам пока ничего не предлагают, это было просто высказывание.
Отметим, что на том специальном правительственном совещании Воронежская область и ещё не менее дюжины регионов были отнесены к числу наименее платежеспособных субъектов РФ по части компенсирования структурам РЖД выпадающих доходов. А ещё правительство одобрило концепцию Минэкономики по развитию пригородного сообщения, где поставлен вопрос о целесообразности существования электричек во всех регионах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где электрички при субсидировании со стороны государства даже получают прибыль. Отметим ещё один аспект проблемы. Отмена льготы для РЖД по налогу на имущество сейчас происходит постепенно, и платежи достигнут максимума только в 2016 году. Будет ли задолженность с регионов (если совет Медведева все-таки перейдет в юридическую плоскость) списываться пропорционально поступающим суммам или компания планирует получать с региона все сразу?
Вопрос, конечно, риторический. РЖД устами своих топ-менеджеров не раз давали понять, какой вид расчета предпочитают. Кстати, на том же правительственном совещании самым проблемным субъектам, вообще было предложено пересесть на автобусы! Это поразительным образом перекликается с тем, что в 2013 году заявлял глава центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер:
- Регион может сказать, что будет развивать автобусное или вертолетное сообщение. (…) Но вряд ли какой-то губернатор выйдет на площадь и скажет: ну всё, товарищи, приехали, сейчас будем ездить все на маршрутках. Регионы могут сделать и по-другому: они могут создать полностью свою компанию. Они могут взять кредит в банке, купить электричку (электричка — это же не ракета «Тополь-М», её любой может купить), могут создать свое депо на своей территории, обслуживать там поезда и использовать инфраструктуру РЖД, ни копейки не направляя на якобы «непрозрачные расходы» РЖД. Вариант? Почему так никто не делает?
Да потому что электрички выполняли социальную функцию со времен СССР (и в этом плане сейчас ничего не изменилось), заработать в рыночных условиях на электричках невозможно. А насчет так называемых «непрозрачных расходов», представителям РЖД лучше вообще в публичном пространстве речей не вести. Когда вся страна наслышана о шубохранилище президента РЖД Владимира Якунина, ссылки на честный бизнес из уст топ-менеджеров монополии выглядят изощрённым издевательством.
Тем временем на текущей неделе ушли из расписания два очередных пригородных электропоезда: №6304 «Сагуны – Россошь» – он ходил ежедневно кроме субботы и воскресенья, отправлением в 18.30 и прибытием в 19.32, и №6303 «Россошь – Сагуны», который курсировал также каждый день, кроме субботы и воскресенья, отправлением в 17.18 и прибытием в 18.13.
Так что за совет Дмитрий Анатольевичу – спасибо. Но на совете далеко не уедешь.
Комментарии