14 сентября в книжном клубе «Петровский» в рамках проекта «Открытое пространство» состоялась лекция на тему «Возможна ли культурная политика?». Лектор, Александр Архангельский, повёл речь о том, возможна ли политика в области культуры, и какой она должна быть. Александр Архангельский — профессор НИУ «Высшая школа экономики», кандидат филологических наук, писатель, публицист, автор, ведущий и руководитель информационно-аналитической программы «Тем временем» на телеканале «Культура». Первым делом он отметил, что проводить культурную политику в России и в мире можно мимо министерства культуры:
- Министерство культуры — это случайно возникшая, сохранившаяся, утвердившаяся структура, как тип управления, но она не обязательна. В Европе, во Франции в частности, культура управляется человеком, исполняющим роль бюрократа, а не бюрократией, это существенная разница. В США министерства культуры нет, есть бизнес, который поддерживает культуру. А у нас государство само решает, что в искусстве хорошо, а что плохо. Но государство не обязано помогать художнику, оно должно помогать зрителю. И только он должен решать, что для него хорошо.
Архангельский говорил и о том, что спасать национальный кинематограф России должны и сами художники. Каждый из них должен решить для себя, находится ли он в рынке, и тогда снимает для масс и как попало, или же вне его, и тогда это будет штучное элитарное качественное кино.
Помимо этого, лектор вёл речь о развитии и состоянии жанра сериала. По его словам, «мусорный жанр стал жанром со смыслом и ценностью». Но на сегодняшний день это касается только западных произведений.
Заговорил гость и о и литературе, телевидении и музыке. Говорил Архангельский и о месте религии в искусстве, и о самой религии в целом. В ходе беседы он не раз назвал себя верующим. Он огорчён появлением закона об «оскорблении чувств верующих». По его словам, в России люди называют себя православными, не вкладывая в это истинного смысла и не являясь таковыми на самом деле.
Ещё одна проблема, которая была затронута на лекции, это отсутствие в России подросткового искусства.
- Сейчас нет никакого поля для развития подросткового искусства. Государство не создаёт условий, а родители не в состоянии финансировать творчество своих детей.
В целом монолог нёс в себе идею о том, что искусство в России должно быть отделено от государственных структур. Художники должны делать выбор в пользу творчества, а не денег, а зрительдолжен хотеть получить качественные продукты искусства. Государству же следует давать рамки, выбирать экспертов, но оно не может решать за экспертов, за всю страну, за зрителя. Решениям, спускаемым сверху, нет места в области культуры.
После лекции сам Архангельский поделился со слушателями своими литературными пристрастиями, своими взглядами на искусство востока, в частности Китая, на состояние искусства в регионах нашей страны. Так же лектор выразил своё сожаление по поводу того, что из России сейчас уезжают творческие люди, которые являются нитью, связывающей массовую и элитарную культуры. Без этой нити, по его словам, вся культура в стране станет массовой, а значит лишенной интеллекта.
Комментарии