2 марта в Воронеже состоится конкурс на пост главы города. Всего шесть кандидатур, включая нынешнего мэра Вадима Кстенина. В последние дни подачи заявок в борьбу вступили представители от строительных фирм: заместитель генерального директора по развитию АО «Специализированный застройщик «Домостроительный комбинат» Сергей Крючков, замгендира АО СЗ ФК «Аксиома» Александр Овсянников. Политолог Владимир Слатинов связывает наличие столь весомых конкурентов с механизмом, который призван восполнить дефицит легитимности градоначальника в связи со скандалами в городской Думе.
Выдвижение на выборы (которым предшествует конкурсный отбор) мэра Воронежа двух хозяйственных «тяжеловесов» (топ-менеджера ДСК Сергея Крючкова и топ-менеджера ФК «Аксиома» Александра Овсянникова) позволило некоторым моим коллегам и представителям медиа заговорить о конкурентном характере предстоящей кампании. И хотя выбор будут делать не жители Воронежа, а депутаты гордумы, заметно «потяжелевший» список претендентов в мэры наталкивает на мысль о желании влиятельных городских групп интересов (прежде всего, строительного лобби) открыто заявить о своих амбициях. Столь солидные персонажи не могут быть «техническими кандидатами», уверены некоторые аналитики.
Опыт проведения выборов глав региональных столиц в территориях Черноземья в формате «конкурсный отбор + выборы депутатами городского представительного органа», увы, не позволяет делать столь оптимистичных выводов. Речь идет, скорее, о том, чтобы «договорный матч», который представляют собой подобные кампании, выглядел солидно. А для того, чтобы процедуре выглядеть солидно, нужны статусные кандидаты. Воронеж – город-миллионер, его ныне действующий мэр, по данным авторитетного социологического агентства «Квалитас», весьма известный управленец в городе и регионе. Поэтому соревноваться на конкурсе и на выборах в гордуме и победить бизнесменов второго и третьего порядка (так недавно было в одной из региональных столиц Черноземья) ему явно не комильфо. Многие эксперты, да и известные воронежские политики, вроде депутата Госдумы Андрея Маркова, справедливо указывают на дефицит легитимности, возникающий у мэров крупных городов вследствие отсутствия всенародного избрания. В воронежском случае, ложку, а то и ушат дегтя действующему мэру принес разрастающийся скандал с политической коррупцией (а проще говоря – «торговлей мандатами») как раз в нынешнем составе гордумы. Так что конкурс и выборы с участием «тяжеловесов» - это своего рода компенсаторный механизм, призванный восполнить дефицит легитимности градоначальника, что будет избран в скором времени.
Разумеется, участие в конкурсе и выборах статусных кандидатов должно придать импульс действующему мэру работать активнее. Тем более, что, помимо чисто политического скандала в гордуме, возникла уже вполне «хозяйственная», а точнее – инфраструктурная проблема с дефицитом воды в городе и состоятельностью концессионных соглашений с «РВК-Воронеж». Это – прямая сфера ответственности мэрии, так что «подстегнуть» действующего руководителя через участие в выборах вполне конкурентоспособных кандидатов областная власть вполне могла. Тем не менее, если не ошибаюсь, губернатор Александр Гусев публично поддержал Вадима Кстенина, эту поддержку не отзывал и не нивелировал, так что было бы странным, если после публично выраженной поддержки действующему мэру со стороны главы региона, руководителем города стал кто-то иной – в нынешней модели управления это сразу создаст в Кремле представление о том, что регион не контролирует областную столицу.
Участие статусных кандидатов в выборах мэра, пусть и по специфической процедуре, в которой не участвует население, заметно оживляет местную политику. Нечто подобное было в Курске в 2017 году, когда помимо действующего мэра Николая Овчарова на конкурс заявились замгубернатора Михаил Горбунов и первый заместитель градоначальника Сергей Малахов. Их тоже вряд ли можно было назвать «техническими» кандидатами, что, однако, не отменило предсказуемого финала кампании. Но она сама прошла динамично. Участвовавший в ней бизнесмен Максим Мамзурин опубликовал свою программу и устроил её презентацию и обсуждение на различных площадках. Было бы недурно, если бы ключевые претенденты в мэры Воронежа в ближайшие дни сделали то же самое, и городская общественность в течение месяца обсуждала перспективы развития областного центра. Наличие дискуссий и активизация обратной связи даже при отсутствии прямых выборов мэра придаст импульс городской воронежской политике.
Комментарии