Владимир Бойков: «Меня, воронежца,
поразило: над столом мэра в Париже висели не фото политических вождей,
а портрет Виктора Гюго!»

Владимир Бойков: «Меня, воронежца, поразило: над столом мэра в Париже висели не фото политических вождей, а портрет Виктора Гюго!»

Тем временем  в  Воронеже чиновники плевались при имени Бунина


 

Продолжение. начало см.  http://vrntimes.ru/articles/kultura/vladimir-boykov-v-epopee-s-buninskim... и  http://vrntimes.ru/articles/kultura/pochemu-voronezh-tak-dolgo-tormozil, а также  http://vrntimes.ru/articles/kultura/osobist-v-parizhe-shpynyal-menya-za-chto-vmesto-voronezhskogo-gubernatora-kovaleva

В эти юбилейные дни, в рамках празднования 145-летия Бунина   ожидается принятие решения о создании в Воронеже Бунинского музея. В некотором смысле  тоже юбилей: этого решения культурная общественность ожидала 45 лет.  Воронежский историк  Владимир Бойков в своих в своем почти детектвином рассказе пытается ответить на вопрос, почему до сих пор ожидания оказывались напрасными. 

Опять презренный металл!

- Мы все-таки прилетели в Париж – выручила  телеграмма главы «Аэрофлота». В Париже нас встречает  издатель Мишель Парфенов, потомок рода Чертковых, с которым мы успели подружиться во время французских «культурных десантов» в Москве и Воронеже.

Миша помогал нам, чем мог в Париже. Но скоро начались проблемы. Тогдашний глава парижского представительства «Аэрофлота» в Париже Геннадий Рыженков,  мне заявил, что перевезут коллекцию только в том случае, если она будет застрахована. В данном случае перестраховывался сам Рыженков, т. к. я, как перевозчик, обращался в парижское представительство «Аэрофлота» по доброй воле и без принуждения, с согласия Голубовской, о перевозе груза без страховки.  

Значит опять деньги! Страховка коллекции Нилуса должна была составить где-то 30 тысяч долларов. И я начал, как на службу, ходить на Елисейские поля в «Аэрофлот» на переговоры.

Пытаюсь убедить Рыженкова, что это культурная миссия, опыта нет, я понимаю, что дал маху, но коллекция должна быть в России. В результате рождается уникальный документ, подписанный тремя сторонами: парижским представительством «Аэрофлота», Владимиром Васильевичем Бойковым и Валентиной Лазаревной Голубовской.  Трехстороннее соглашение о вывозе коллекции П. А. Нилуса без страховки. По этому договору ответственность за все, что происходило с коллекцией, – потеря, воровство - все было на мне как на лице, осуществлявшем перевозку. В письменной форме.

Бунинский  год в Париже

-1995 год был бунинский – 125 лет со дня рождения. Бунинские события были и в России, и во Франции. В  Сорбонне проходила большая международная конференция, посвященная Бунину, там были наши воронежские филологи – Мущенко, Никонова, Бердникова.

 В Париже, на улице Жака Оффенбаха, 1, где жили Бунин и  Нилус,  открыли мемориальную доску памяти Бунина. Это вызвало большой прилив публики. У меня до сих пор стоит картина открытия доски. Я увидел три  группы людей. Одна - представители первой волны  русская эмиграции и их дети. Там были Соллогуб, Голубовская и другие, кто всех знал, все помнил. Старики. Вторая толпа – это уже советская эмиграция, диссиденты. Там Алик Гинзбург, он, кажется, был заместителем редактора «Русской мысли», Кира Сапгир и другие – они  держатся  своей кучкой. И третья толпа – наши советские люди - университетские  филологи, представители посольства.  Зрелище впечатляющее: все-таки не умеем мы объединяться… Казалось бы, такой праздник, мы должны быть все вместе, нас должен объединить общий глубинный интерес. Увы: у этих свой праздник, у этих - свой.

                                                            

Еще меня  поразила церемония открытия мемориальной доски. У нас– микрофон, речевка, простыню сдирают. «Слово предоставляется… » и т. д. Человек пять-десять выступят, пока всех не утомят. Как это было у французов:  российский посол Рыжов и мэр XVI округа  подошли к стене, где прикреплена доска. Она не занавешена, все могут сразу ее оценить. На тротуаре стоят корзины с цветами. Фотосессия, вспышки, щелканье затворов, Как? Все? Нет, не все. Потом, приглашенные пили шампанское и вино в кабинете мэра. В этой же мэрии в начале 80-х была устроена выставка Нилуса. А меня тогда поразило, что за спиной чиновника висели не фотографии политических вождей, а большой портрет Виктора Гюго.

Воронеж  не догонишь

- Наступает день  Икс, мы выезжаем в аэропорт – я и Аля Ребиндер. За рулем грузовичка Алик Хананьи, мой товарищ, директор магазина ИМКА-Пресс, где все время хранился упакованный ценный груз. Все люди, которые мне помогали, были наши люди из эмиграции. Они действовали бескорыстно, по движению души, от добрых чувств к памяти Бунина и Нилуса. Это, в конце концов и вырулило всю ситуацию.

Не могу еще раз не вспомнить добрым словом сотрудников ВАСО из московского представительства. Они встречали меня в Шереметьево. Но не просто в Шереметьево - они встречали на границе. По моей просьбе наблюдали за разгрузкой самолета, доставили мне собственноручно на тележке ящики с коллекцией. Слава Богу, все в целости и сохранности!

Подхожу к таможеннику. «Куда?». «Так и так, у вас должны быть бумаги из Воронежа». «У нас ничего нет, Ваш груз арестован». А до этого  была договоренность с председателем комитета по культуре, что растаможивание произойдет в Воронеже и что на таможне в Шереметьево меня будут ждать необходимые бумаги для прохождения «зеленого коридора». Время ночь, около полуночи, обещанных бумаг нет.  Нет их и на следующий день. Груз три дня под арестом, я бегаю по таможенным структурам с документами, а каждый день ареста – деньги, которые я должен платить.

Наконец, все улажено, ближайшим самолетом ВАСО – опять благодаря В. А. Саликову - я все это перевожу в Воронеж, доставляю в музей Крамского. На следующий день туда пришел таможенник и на месте, вскрыл пломбы, растаможил груз. Там, помимо коллекции Нилуса, было еще 100 книг Бунина «Темные аллеи», изданные Парфеновым в Париже на русском языке -  для распространения на выставке.

И казалось все тревоги и волнения позади, и теперь наступают. сплошные праздники. Да не тут-то было.

«Твой Нилус выеденного яйца не стоит»

 Надо сказать, что в Воронеже мало кто верил, что у меня что-нибудь получится, знающие люди на меня смотрели как на городского сумасшедшего. И вдруг получилось – и ирония стала переходить в зависть. Хуже того. Раз появилась коллекция – значит, есть повод снова говорить о музее. Значит,  обостряется  риск, что всплывут  махинации культурного руководителя области Юрия Соловьева.

А директором художественного музея им. Крамского был Владимир  Устинов, человек, скажем так, со странной психикой, с определяющей психологией «красных глаз». Воронежские художники его ненавидели. Никого не пускал в музей – с выставками, культурными акциями туда невозможно было пробиться. Он встретил меня с нескрываемым раздражением. При разборе картин ходил и негодовал: «Это говно! Говно! Это ничего не стоит! Выеденного яйца не стоит!  Нам это не надо!».

Соловьев при первой встрече после приезда устроил истерику по поводу того, что я его подставил, что из-за меня он должен платить деньги неизвестно за что  - имелся в виду таможенный платеж. «Ты знаешь, был такой художник, Криворучко - и что теперь, его вещи признаны барахлом (экспертная оценка от инструктора обкома), а твой Нилус, что это такое, кому он нужен?». На все мои доводы, что сделано большое дело для русской культуры, для музея Бунина он еще больше распалялся и в конце концов выпалил историческую фразу «Знаешь что? Срать я хотел на твоего Бунина вместе с Нилусом!».

Я попросил его извиниться. Извинений не последовало.

Культурная столица должна знать своих героев

 -Через несколько дней у меня был прямой радиоэфир  в ВГТРК. Я и рассказал как меня встретил Воронеж дословно, процитировав без купюр Соловьева и Устинова.

Потом мне рассказали, что зампредседателя телерадиокомпании запретил допускать Бойкова в эфир. 

Но это было не единственным последствием общения с «культурным» начальством.

Когда я передал  Соловьеву письмо  от Голубовской – о разделении коллекции между музеями, он мне сказал: «Это теперь все наше. Тебя мы будем извещать об основных этапах работы. Ты здесь уже не при чем».

Письмо вскоре исчезло. А перспективы Бунинского музея растаяли в который раз.

                      

Записал: Александр Саубанов

На снимках: "Дом Бунина" в Париже; мемориальная табличка от парижан и  улица Оффенбаха от Нилуса; Вячеслав Саликов (ВАСО); сцены парижской жизни.

Продолжение следует

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.