В дни Платоновского фестиваля в Воронеже состоялись два показа «Русского романа» московского академического театра имени Маяковского в постановке литовца Миндаугаса Карбаускиса по пьесе еще одного литовца Марюса Ивашкявичюса.
Спектакль – лауреат нескольких театральных премий, в их числе – «Золотая маска» (победил в трех номинациях), московской театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона», премии «МК». Для Платоновского фестиваля, куда зритель идет в основном «за современным искусством», «Русский роман» стал, пожалуй, самым классическим из всех театральных постановок программы-2019.
Классическим спектакль стал и по актерской игре, и по основным идеям. Так как суть не так, чтобы нова – модернисты еще в начале прошлого века изъездили ее вдоль и поперек. Для тех, кто привык считать, что жизнь влияет на творчество, авторы «Русского романа» покажут, что все совсем наоборот. Творчество проникает в жизнь создателя и в результате разрушает его изнутри. В данном случае Толстого. Главный герой спектакля, Лев Николаевич, погиб в начале пьесы под колесами поезда как героиня собственного романа. Зритель не видит сцены гибели, как и Льва Толстого. О нем много говорят, он умирающий лежит в глубине сцены, но самого персонажа писателя нет. На сцене появляется только завернутый в ткань бюст Толстого, легко узнаваемый по очертаниям.
Авторы постановки показывают переплетение жизни и творчества русского классика – меняются сцены из романа «Анна Каренина» и быта в имении Толстого в Ясной поляне. За это время на сцене появляются все главные герои известного романа – Анна, ее муж, Кити, Левин, а также члены семьи писателя – жена, дети, Чертков, прислуга.
Миндаугас Карбаускис не щадит зрителя, как сам Толстой не щадил читателя большим объемом текста, – спектакль длится три с половиной часа. Поэтому к концу пьесы начинаешь терять идею метафоричности о жизни и творчестве, и главным центром пьесы становится жена классика Софья в исполнении Евгении Симоновой. Так как она своей истеричностью и драмой задает общий тон «русского романа», который опять же становится метафорой и размышлениями литовцев о «загадочной русской душе». В данном случае, женской. Софья показана женщиной, которая всю жизнь мучается с мужем-гением и терпит его измены.
На Платоновфесте в Воронеже спектакль стал как будто неким компромиссом организаторов после того, как власти обратились с настойчивой просьбой сделать фестиваль более развернутым к массовой аудитории.
Больше фото – в фотогалереи «Времени Воронежа».
Автор: Ирина Овчарова
Фото: Андрей Парфенов
Комментарии