Как мы уже писали, 28 ноября в воронежском Пабе 100 ручьев состоится концерт архангельского нео-фолк-коллектива Moon Far Away. Накануне выступления корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» сделал небольшое интервью с лидером группы Алексеем Шептуновым, предпочитающим в рамках творческой активности называть себя Count Ash.
- Добрый день, в этом году исполняется вашему релизу «Беловодие», который был назван в журнале Rolling Stone не иначе как «главный альбом русского фолка». За эти 10 лет коллектив так и не стал широко популярным как, к примеру, «Мельница». Скажите, это пренебрежение мейнстримом или же какие-то допущенные ошибки промоушна?
- Мне сложно сопоставлять себя с группами вроде «Мельницы». Несмотря на то, что формально мы подпадаем под один и тот же хэштэг «фолк», и, отчасти, делим одну и ту же публику (всё же, лишь отчасти), по сути, мы живем в разных мирах. У нас кардинально разные ощущения музыки, и, судя по всему, разные взгляды на мир звуков и природу фольклорной музыки. Когда ты говоришь, что мы не добились того же, чего добилась «Мельница», я прихожу в некоторое замешательство: а зачем? У них неплохая музыка. Но мы играем совсем для иной цели - даже не аудитории. У нас изначально не было цели стать профессиональными музыкантами, и жить на доходы от музыки - и мы благодарны Богу за то, что удаётся окупать затраты на её производство, ездить по городам и странам, и играть перед людьми, близкими нам по миро- и звукочувствованию. Наверняка, при профессиональном продвижении у MFA было бы куда больше поклонников. Но это, повторюсь, никогда не было самоцелью. В этом плане мы вполне аристократичны.
- Говоря про поездки и близость по духу, пришлось, к сожалению, вспомнить про близких нам по духу украинцев. Ведь в вашей биографии было что-то похожее: когда-то, несмотря на антирусскую риторику польских властей, вам аплодировала польская публика и кричала «Слава Великой России!» Верите ли вы что сила музыки может стать созидательным стрежнем в произошедшей с нами беде? Или градус ненависти сейчас достиг такого накала, что ментальные общие корни на долгое время отойдут на задний план?
- Сложный вопрос. Прежде всего, эмоционально сложный. Мне до сих пор иногда кажется, что всё, что сейчас происходит на Украине - лишь какой-то медиа-морок, что всё это существует не в реальности а лишь в информационном пространстве. Происходящее искусственное разделение Русского Мира более всего напоминают страшные картинки из Откровения, когда делятся не только семьи - режут по живому единую культуру, фронт проходит по человеческим отношениям. Знаю, что у MFA немало поклонников на Украине, хотя мы до сих пор там ни разу не играли. Время от времени у местных промоутеров возникали идеи нас привезти, однако по каким-то причинам эти намерения так и не были доведены до конца. Не знаю, насколько музыка сможет исправить эту ситуацию. Но когда мы поём нашу «Маму Русь» - это, безусловно, и про Украину с Белоруссией тоже! Пусть нас обвиняют в Имперстве, но это идея естественная для нашего государства, для нашего общего Русского пространства. Уверен, что сегодняшний морок развеется, и что мы снова будем вместе.
- Кстати, «имперство», патриотизм, это то, что сейчас неожиданно стало, не просто востребовано, а, к сожалению, превратилось в тренд. В связи с этим хотелось бы спросить как раз про второе явление - показной патриотизм. Он стал уже поводом для многочисленных шуток и критики. В частности на этой волне снова появились такие персонажи квази-фольклора, как Вика Цыганова... Подразумевается гибрид откровенного блатняка и фольклора, скорее призванного оттолкнуть ту же молодежь от всего, что связано с национальной идентичностью, чем пробудить в ней интерес к традиционной культуре собственной страны. Что, по-вашему, стоит предпринимать, чтобы избежать этого мракобесия в стиле «Хохлома» и привить любовь к родной культуре?
Что касается «Хохломы», само по себе то, о чем вы говорите, не есть плохо. Если, в качестве первого воспитательного или образовательного шага, предстоит выбирать между Хохломой или диснеевщиной, считаю правильным выбрать первое. А уже потом, когда родная культура будет воспринята на этом детском, подготовительном уровне, стоит идти дальше - на Север, в деревни, за аутентикой и глубинной душой России. Вряд ли к этому можно прийти сразу, минуя первую стадию «народной поп-культуры». Да, эстрадные русские частушки неприятны, но это лучше чем Бритни Спирс и подобный чужеродный, навязанный поп-субстрат.
- Да, но не кажется ли вам, что современная власть стала старательно монополизировать понятия: фашизм, патриотизм, благотворительность, православие, и, в зависимости от сложившегося момента, вольна трактовать их как ей заблагорассудится?
- Эти понятия просто переходят в плоскость однозначных определений. Фашизм равно плохо, Православие равно хорошо. Впрочем, фашистом в России после 1945 года могут назвать любого нелицеприятного персонажа, вне зависимости от его членства в НСДАП. Скажем, водителя маршрутки, который не желает бережно везти своих пассажиров.
- Из сказанного выше понятно, что вы человек достаточно традиционных взглядов. Однако хотелось бы у вас спросить ваше отношение к скандалам, которые прокатились по стране за последнее время. Сначала срыв гастролей зарубежных музыкантов от имени так называемых традиционалистов или «православных активистов» (ставших по сути инициаторами столкновений на «межрелигозной почве»). Речь о Marlyn Manson, Cannibal Corpse, групп популярных в среде поклонников метала. Но теперь эти действия пошли дальше метал-сцены, и свои концерты отменила словенская группа Laibach, которая всегда симпатизировала России и, в отличие от официальной Европы, поддержавших крымский референдум. Не кажется ли вам, что страна потихоньку начинает катиться в средневековье?
- Сам по себе термин «Средневековье» для меня лишен заведомо отрицательной коннотации. Скажем так, это просто время, которое сегодня мы мало понимаем и считаем ужасным, т.к. тогда еще не изобрели горячее водоснабжение и интернет. По поводу отмены концертов и «православия» стоящих за этим людей, есть масса сомнений. Я допускаю, что традиционалистские силы, составляющие большинство в обществе, могут и должны активизировать охранительные действия по отношению к своей культуре.
- Сингл «Новый гимн России», и, ставшая хитом, песня «Мама Русь», по сути, были программными. Сегодняшние события как-то повлияют на новый материал группы? Будет ли новый релиз окрашен социально политическим посылом?
- «Новый гимн России», при всей его программности и идейности, был совершенно искренним творческим выдохом, который не имел ничего общего с политикой. Так будет и впредь. На новом альбоме, скорее всего будет песня «Империя Правды», которая образно суммирует наши взгляды по поводу «имперскости», неизбежного разделения мира периода Конца Времён на два лагеря, вне которых не сможет оказаться никто.
- «Имперство», по вашему мнению, совпадает со строительством национального государства? Ведь в вашей музыке в первую очередь сильно национальное начало?
- Империя - принципиально многонациональное и полиязыковое явление. Однако ее сердцем, в концептуальном плане, является некая Идея общности культур, исторического пути, трансцендентных ценностей. Все эти вещи могут иметь выражение на разных языках и знаковых системах, однако, как правило, объединяются неким универсальным кодом. На примере России (как государства, так и идеального образа Небесной России) таковым коммуникационным ядром является русский язык и русская культура. В нашей музыке она находит выражение потому, что мы русские. Логично, однако, что сторонники той же самой имперской идеи, являющиеся представителями других этносов, говорят на языках своих культур, представляют и развивают их, находясь в общем имперском творческом пространстве и взаимодействии.
- Что еще приготовила группа для воронежских слушателей?
- Выступать в Воронеже, где находится наш лейбл-издатель, для MoonFarAwayвсегда особо приятно. Мы давно не виделись с местными друзьями и публикой. Тем более повод для встречи особый - это выпуск долгожданного винилового переиздания нашего альбома «Беловодие», который в следующем году отметит десятилетие с момента выхода. Радостно, что именно с Воронежем и лейблом Shadowplay был когда-то связан выход в свет российского варианта альбома, и многих других наших релизов. Сейчас же ремастированный под винил и засиявший обновлённым оформлением альбом стал номером 1 в виниловой линейке лейбла. С нетерпением ждём концерта в одном из наших любимых городов, до встречи!
Комментарии