Актёр и руководитель детских творческий студий Константин Хабенский закончил своё участие в воронежском фестивале «Маршак». В четверг, 5 ноября, в Концертном зале прошла его встреча с юными артистами. Встреча с гостем была бесплатной.
Обычно мастер-классы проходят в узком кругу и уютной атмосфере, когда каждый ребёнок становится участником действия, а не только зрителем. Так, например, на фестивале «Маршак» была организована встреча режиссёром Сергеем Казарновским. С Константином Хабенским всё оказалось совершенно по-другому. Одним словом актёр превратился в некий бренд, притягивающий толпы поклонников.
То, что доверительного общения не получится, стало понятно, когда в холе Концертного зала собрались несколько сотен детей, некоторых из них целыми группами приводили педагоги. Похоже, и сам актёр был удивлён подобным подходом организаторов.
Появившись на сцене, Константин Хабенский объявил, что никакого мастер-класса не будет. Он взял в руки программу вечера, скептически зачитав основные пункты, отбросил листок.
- Я сразу скажу, все упражнения одинаковые. Поэтому показывать вам их, вызывать на сцену и просить что-то сделать, я не буду – это всё ерунда. Вы ничего не поймёте, а я не успею что-либо объяснить. Для того, чтобы заниматься серьёзно, нужно создать атмосферу, узнать другу друга, посмотреть в глаза. Упражнения подразумевают полное расслабление и доверие, только тогда они начинают приносить пользу, - пояснил актёр.
В итоге «мастер-класс» скорее походил на творческий вечер. Вместо того, чтобы чему-то учить, актёр отвечал на вопросы, рассказывая о личном опыте.
Константин Хабенский не всегда понимает, что хотят показать его студийцы
В небольшом вступительном слове он сразу оговорился, что главная задача его студий – убедить детей не становиться актёрами.
- Многие студийцы поняли, что это тяжёлый физический труд. Я честно говорю – наша студия существует для того, чтобы промыть мозги в раннем возрасте, снять розовые очки, предложить молодому коллеге заниматься более полезным делом, нежели актёрским мастерством, - заявил Константин Хабенский.
Он ненадолго остановился на фестивале «Маршак». Конкретно на моментах, когда на сцене Концертного зала играли спектакли его творческие студии. Как мы уже писали, воронежские ребята представили постановку по Хармсу «Новый год в июне», уфимцы «Ха-ха-чу», а юные актёры из Казани спектакль «Перелистывая страницы».
- Эти постановки летом были представлены на фестивале «Оперение» в Санкт-Петербурге. Мне показалось, что это интересно, необычно, самобытно и имеет все шансы для продолжения, для широкого зрителя. Именно поэтому мы, подсобрав материал, сыграли его. Нет придела совершенству, но мне кажется, что это была честная работа.
К слову, зрителей немало удивила постановка воронежской студии. Спектакль на детском фестивале оказался непонятным, абсурд произведений Хармса мрачным и тяжёлым. Константин Хабенский признался, что на самом деле, это постановка была нацелена на взрослых. Не удивительно, что дети её не поняли.
- Мы хотели показать на фестивале, на котором для детей играют взрослые люди, спектакль, где дети играют для взрослых. Я тоже много чего не понимаю в работах наших студийцев, но я чувствую, что они что-то имеют в виду, что они серьёзны в своих намерениях. Поэтому влезть в придумку и требовать объясните мне это скорее, я считаю, не всегда нужно. Иногда можно чего-то «не догонять».
Рассказал актёр и о благотворительном спектакле «Поколение Маугли». Деньги с продажи билетов на эту постановку идут на помощь онкобольным детям.
- В спектакле работают сто наших студийцев. Но мы считаем, что этого мало, каждый раз набираем больше. В последний раз мы играли «Поколение Маугли» тройным составом, со студийцами из Казани, Уфы и Питера. Нас было 120 человек на сцене Кремлёвского дворца. В конце каждого спектакля на экране появляются фотографии конкретных ребят, для которых мы играем этот спектакль, которым очень нужна наша финансовая и эмоциональная помощь. Когда мы в первый раз играли для москвичей, к нам пришёл мальчик Михаил, раньше мы его видели только на экране монитора, и вдруг узнали в зрительном зале. Для него мы играли спектакль. Мне кажется, тут круг замкнулся. Все поняли, что мы не играем в поддавки, никто никого не обманывает, речь действительно идёт о спасении конкретных ребят. Это живой пример того, как можно, не владея финансовыми потоками, не имея недвижимости за границей, просто помогать людям.
Профессиональные актёры открывают творческие студии, чтобы реализовать амбиции
По просьбе зрителей Константин Хабенский дал несколько советов ребятам, которые всё ещё планируют после окончания творческих студий стать профессиональными актёрами.
- Что начинающему актёру, что заканчивающему я советую, если он называет себя актёром, условие только одно – преданность и честность своей профессии.
Чуть позже, когда дети спросили у Хабенского, что ему больше нравиться – играть в кино или на сцене театра, он вдруг заявил «ничего».
- Мне ни то, ни другое не нравится – я люблю отдыхать, - ответил актёр.
Зрители тут же припомнили ему высказывание о честности и преданности. Актёру ничего не оставалось, как пойти на попятную.
- На первый вопрос я ответил серьёзно, а на второй просто отшутился, - пояснил Хабенский.
- Артист – это такая профессия, которой нужно соответствовать каждый раз, выходя на сцену или заходя в кадр. Ты должен доказать, что ты имеешь право здесь быть. Как только ты перестал доказывать, начал наслаждаться и любоваться собой – всё, ты не артист, до свидания, ты не интересный нарцисс, - продолжил гость.
Отвечая на вопросы, он открыл тайну, зачем профессиональные актёры открывают детские студии.
- Полезность заключается в том, что мы реализуем какие-то свои амбиции, творческие планы, которые может быть никогда нам не позволят сделать. Мы балуемся, затрагиваем серьёзные темы и опять переходим в шутовство и клоунаду. Мы учимся и подсматриваем, за реакцией детей, за тем, как они размышляют. Наша задача сохранить в себе как можно дольше безобразие под названием детство, чтобы оставаться в профессии. Нет ничего скучнее, чем умудренный опытом ребёнок на сцене. Мы учим детей воспринимать всё как в первый раз и сами учимся это делать. Мне интересно видеть, как ребята взрослеют. Им есть о чём сказать. В первый год, это касается всех городов, основной вопрос был «можно автограф, можно с вами сфотографироваться». На второй год этот вопрос отошёл сам собой.
Гость рассказал, как однажды репетировал с комиком, который начал работать в театре ещё до войны, Михаилом Девяткиным. На тот момент ему уже было за 80 лет. Артист плохо ходил, держался за мебель, садился.
- Мы начали играть сцену. Он говорит: «тут я прыгну на стол, тут на шкаф». Сижу и думаю: «это он бредит или действительно?». И он начал прыгать, по своему, но прыгать, - вспомнил Хабенский. – Потом он подошёл ко мне и сказал: «Костя, вы знаете, неважно сколько тебе лет, какое у тебя звание – заслуженный, народный – важно только вышел ты сегодня на сцену, смог это сделать, значит, ты молодец, не смог – ты не молодец».
Юных актёров в зрительном зале, также интересовало, как сохранить в себе ту самую «искру в глазах» и любить до последнего свою профессию.
- Мне нравится находиться на театральной сцене, но не каждый день. К сожалению, наша профессия вовлекает многих играть иногда по 30-35 спектаклей в месяц. Я сам прошёл через это. Для того, чтобы не стереться в истории под названием «храм театра», нужно ходить в театр не на службу, а на праздник, - ответил гость. – У меня есть возможность делать это не часто, но с большим удовольствием. Пока я не начал получать от этого удовольствие, а многие актёры, к сожалению, не всегда это чувствуют на сценической площадке, ничего не происходило, никакого самосовершенствования. До этого была глупая борьба.
Завершая вечер, Константин Хабенский признался, что до сих порт чувствует страх перед сценой, и каждый раз «сам себя толкает ногой в спину», чтобы выйти.
- Я не говорю, что освободился от всех своих зажимов, нет, конечно. Я этого не скрываю. Я ловлю кайф от незнания того, чем закончится встреча со зрителем, - пояснил актёр.
Автор: Евгения Полухина
Комментарии