Депутат Государственной думы, член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков рассказал «Времени Воронежа», как новые региональные законодательные и бюджетные инициативы могут повлиять на наследие Алексея Гордеева.
– На днях в областную думу врио губернатора Гусевым был внесен законопроект о сельских старостах. Что вы думаете об этой инициативе?
– Практика сельских старост реализуется уже достаточно давно. Передовиками тут выступают Ленинградская, Оренбургская области, Татарстан. Подходы в регионах разные. Где-то староста своеобразный полномочный общественный представитель губернатора на своей территории, где-то он более тесно замыкается именно на местный уровень власти и представляет интересы жителей небольшой территории. Но в принципе этот институт живой. Мы в Воронежской области, когда затевали ТОСы, рассматривали возможность внедрения этого института, но в итоге решили начать с другого. Сейчас пришло время дополнять систему новыми элементами. Впрочем, по сути, председатель комитета территориального общественного самоуправления – такой же представитель интересов населения, как и сельский староста.
Должен сказать, что в марте Государственная Дума внесла изменения в законодательство о местном самоуправлении и ввела в него понятие «староста сельского населенного пункта». Таким образом у муниципальных образований появилось право (но не обязанность) вводить на подведомственных территориях сельских старост. Насколько могу судить, воронежский проект в некоторых мелочах противоречит федеральному законодательству. Ничего страшного в этом нет – проект есть проект, и в процессе принятия его вполне можно скорректировать.
– Что именно нуждается в корректировке?
– Согласно федеральному закону, староста назначается советом депутатов соответствующего муниципального образования по представлению сельского схода. В нашем проекте о сельском сходе не упоминается. В федеральном законе про срок полномочий старосты сказано – не менее двух и не более пяти лет. У нас сразу сказано – пять лет. Есть и другие нюансы. Государственная дума установила срок в полгода, чтобы регионы привели свое законодательство о сельских старостах в соответствие с федеральным, так что времени достаточно.
– А в целом идея старост вам кажется продуктивной?
– Думаю, этот институт может послужить более тесному взаимодействию местной власти и населения. С другой стороны, это во многом совпадает с функционалом местного депутата. В любом случае потребуется какое-то время на обкатку самой идеи сельских старост, выработку механизмов взаимодействия и сотрудничества, приобретение авторитета. В одночасье ничего не заработает. Но уже сейчас можно говорить, что полезность подобного института представительства от малых территорий просматривается прежде всего в городских округах.
– У нас в области в этом смысле можно говорить только о Борисоглебском округе.
– Наверное. Там в окружной думе 30 депутатов, а на территории много сел, поселений, деревень, жителям которых староста мог бы быть полезен. Но нельзя забывать, что и в Воронеже много территорий, которые можно назвать сельскими: Краснолесный, Подгорное и так далее. Наверняка, их население нуждается в своих референтных представителях в диалоге с местной властью. Главное, чтобы идея старост не подменяла ТОСы.
– Кстати, мы сообщали, что воронежские ТОСы находятся под угрозой: финансовый департамент, ссылаясь на мнение Минфина, заявил, что грантовая поддержка ТОСов не относится к полномочиям областного бюджета, а потому от нее следует отказаться. Каково ваше мнение на этот счет?
– Бюджетные субсидии предоставляются Ассоциации муниципальных образований Воронежской области, которая на конкурсной основе распределяет гранты между ТОСами. Сама Ассоциация является социально ориентированной некоммерческой организацией (СО НКО). А поддержка таких организаций находится в совместном ведении федеральных и региональных властей, то есть это в том числе и полномочия Воронежской области. В общем, я уверен, что всегда можно найти способ решить любой спорный вопрос – при условии, что стороны готовы слышать друг друга. Насколько я знаю, врио губернатора Александр Гусев считает необходимым и дальше поддерживать существующую модель развития территориального общественного самоуправления.
– И еще вопрос – уже как к члену «Единой России». В сентябре у нас выборы губернатора. Коммунисты практически определились со своим кандидатом. У «Единой России» на начало июня назначено внутрипартийное голосование, по результатам которого и будет определен кандидат. Вы можете сказать, какие фамилии называют в партии в качестве потенциальных участников праймериз?
– Я думаю, что основной кандидат ясен – врио губернатора Александр Гусев. Других фамилий я не слышал.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии