Как прощение бюджетных долгов ударило бумерангом по воронежским ТОСам

Как прощение бюджетных долгов ударило бумерангом по воронежским ТОСам

Расходы областной казны на поддержку местной инициативы сочтены «непрофильными»

Департамент финансов Воронежской области обратился к врио губернатора Александру Гусеву с предложением с 2019 года «объединить мероприятия по поощрению проектов ТОС и проектов поддержки местных инициатив, установив единый механизм финансирования путем предоставления субсидий муниципальным образованиям». Об этом интернет-газете «Время Воронежа» сообщил депутат Госдумы от Воронежской области Андрей Марков – один из инициаторов идеи поддержки территориального общественного самоуправления за счет бюджетных ассигнований.

Механизм, который позволяет областной казне финансировать общественную активность на местах, был разработан правительством Алексея Гордеева и до последнего времени считался своего рода «фишкой» региона, наряду с поддержкой крупных аграрных производителей и Платоновским фестивалем. Однако стоило Гордееву отойти от непосредственного контроля за положением дел в области, как у ТОСов возникли серьезные проблемы. Впрочем, необходимо отметить, что эти проблемы стали прямым следствием другой знаменитой инициативы Алексея Гордеева, когда в сентябре прошлого года на заседании Госсовета он от имени «всех губернаторов» попросил президента Владимира Путина реструктурировать бюджетные долги регионов.

– Это нам позволит существенно расширить программы и выполнять прямые социальные обязательства, – говорил на том Госсовете тогдашний воронежский губернатор, – модернизировать ту или иную инфраструктуру, которая обеспечивает качество жизни наших граждан.

Глава государства охотно откликнулся на просьбу, и вскоре власти регионов заключили соглашения с федеральным правительством о реструктуризации задолженностей перед государственным бюджетом. В частности, Воронежской области «простили» долг в сумме 12 млрд рублей. Но реструктуризация происходила не повально, а на определенных условиях. Одним из таких условий является требование к региональным властям, чтобы они прекратили финансировать проекты, не отнесенные к прямым полномочиям субъектов Федерации.

И как раз ТОСы к таковым не относятся, это, можно сказать, личная инициатива Алексея Гордеева и Андрея Маркова, который до избрания в Госдуму курировал в областном правительстве вопросы региональной политики.

Если вспомнить динамику финансирования местной инициативы, то она постоянно росла. В 2016 году ТОСам выделялось 60 млн рублей, в 2017 – 120 млн.  На 2018 год было запланировано 154 млн рублей.  

В феврале 2018 года Андрей Марков докладывал Алексею Гордееву, ставшему полпредом президента в ЦФО, об успешном развитии воронежских ТОСов. В конце марта на Совете законодателей ЦФО в Москве опыт воронежских ТОСов был оценен самым положительным образом.

По словам Андрея Маркова, в области действуют порядка 1,7 тыс. ТОСов, в которых, так или иначе, состоят почти полмиллиона человек. За минувшие годы при поддержке областных грантов было реализовано более тысячи проектов. Речь о строительстве детских и спортивных площадок, благоустройстве сельских кладбищ и родников и так далее и тому подобное.

На 2018 год ТОСы подали 1,3 тыс. заявок, комиссия отобрала 975 из них. Глава департамента финансов Надежда Сафонова обращает внимание Александра Гусева, что согласно требованиям Минфина, следует на этот сохранить финансирование ТОСов на уровне 60 млн, а с 2019 года – прекратить выдавать гранты, сосредоточившись на финансировании местных администраций, которые уже и станут распределять ассигнования в рамках «инициативного бюджетирования».

Между тем, на противоречия между прямым финансированием ТОСов и инициативным бюджетированием обратили внимание участники круглого стола, посвященного перспективам развития институтов местного самоуправления, прошедшего в Ресурсном центре НКО в ноябре 2017 года. В частности, там говорилось, что зачастую именно ТОСам удается получить ассигнования на важные местные проекты по благоустройству, в то время как муниципалитету на те же цели денег не достается. И не всегда муниципальные руководители приветствуют инициативу снизу, если в итоге средства проходят, что называется, мимо их рук.

Теперь же, судя по предложению департамента финансов, именно муниципалитеты опять станут главными распорядителями скудных местных ресурсов.

По этому поводу депутат Марков говорит:

– Если победит мнение о том, чтобы все средства направлялись на инициативное бюджетирование, то общественное самоуправление как сложившийся уже формат взаимодействия людей и власти просто рискует оказаться без поддержки.  Потому что есть принципиальная разница между государственным или  муниципальным заказом и грантом на поддержку инициативы.  При  первом гражданам покажут несколько проектов, люди поспорят между собой и скажут, например, «выбираем сквер»! И власть сделает сквер. При  втором активные люди собираются и говорят «мы благоустроим родник, который еще прадеды помнят, кто с нами?». Вот для таких неравнодушных людей и создана система поддержки ТОС. В ней есть и конкурс, и творчество, и неравнодушие, и минимум мешающей бюрократии.

Но если верить финансовому департаменту, именно такую цену придется заплатить Воронежской области за право не отдавать вовремя долги федеральному центру.

Автор: Герман Полтаев 

14:03 10.04.2018

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.