Блогер Валерия Робустова стала преподавателем на филологическом факультете ВГУ. Об этом стало известно в середине февраля. На ее курсе будут разбирать все известные соцсети, кроме Одноклассников и Твиттера. Основной упор сделают на Инстаграме. Специально для издания «Время Воронежа» Валерия Робустова рассказала о блоггинге и ее связи с эпохой пост-правды и количестве подписчиков, которого может хватить для монетизации контента.
‒ В стенах филологического факультета ВГУ будет преподаваться курс блоггинга. Вообще, как это стало возможным?
‒ Мне позвонили 7 января и попросили прочесть курс «Блоггинг и основы работы в социальных сетях». Меня довольно часто приглашают читать краткосрочные лекции, я читала студенческим отрядам, активу ВГАУ. Однако я не думала, что это будет именно курс, я думала это все разово. Я, конечно, ожидала, что ажиотаж поднимется в СМИ, но не предполагала, что он будет такой. Я погуглила, где преподается блоггинг, оказалось, что достаточно большое количество институтов, где есть даже специальность «политический блоггинг». Это естественный ход событий. Блоггинг, работу в социальных сетях и диджитал-маркетинг сейчас преподают в самых разных институтах.
Я преподаю в группе по специальности «библиотечно-информационная деятельность». Фактически это библиотекари, которые могут работать в культурно-досуговых центрах самого разного уровня, но они же должны уметь вести социальные сети. Соответственно, блоггинг мы будем проходить на втором курсе на протяжении семестра.
‒ Почему в качестве базы был выбран филологический факультет?
‒ С этим вопросом скорее нужно обратиться в пресс-службу ВГУ или филологический факультет. Но я думаю, что там здраво оценили, какие сейчас необходимы компетенции для того, чтобы развивать культуру. У нас есть прекрасные библиотеки, с которыми я сотрудничала, но работникам не хватает базовых знаний. Это очень хорошо, что работникам культуры дают базовые знания, как продвигать культуру в массы.
Мне очень нравится мысль, которую я услышала у Сергея Воропанова, это мэр Вологды, вологодский тик-токер. Он сказал следующее: «Если я не буду говорить с молодежью, то с ней поговорит кто-нибудь другой, и, что они скажут, я не знаю». И тут такая же история. Почему нам не обучать работников культуры, как разговаривать с молодежью на тех площадках, на которых есть молодежь?
‒ Вам не кажется, что как-то ближе к этой теме должен быть факультет журналистики?
‒ Кажется, мне позвонили пятеро журналистов и все задавали этот вопрос. Но я не декан факультета журналистики. Да, я сама закончила факультет, хотела пойти в аспирантуру, но это не случилось. Почему это так произошло, опять же, не ко мне опрос. Не только журналистам и PR-щикам нужны социальные сети, но и, наверное, HR-специалистам следует понимать, как через социальные сети повышать престижность своей работы.
‒ Курс новый, программа составлена? Если да, то из чего она будет состоять?
‒ У меня была составлена программа, я преподаю на самом деле давно, только онлайн. Я обучаю блоггингу взрослых людей, которые платят за это деньги с 2018 года. Сначала я это делала как куратор на чужом курсе, а с 2020 года у меня появились уже свои материалы и свой тренинг. Поэтому, когда мне говорят, приходите, по-быстрому про SMM расскажите, я говорю: «А что из 40 часов материала вам по-быстренькому рассказать?».
Я буду со студентами разговаривать про функционал Инстаграма, у меня очень много материала, который я проанализировала и составила сама. Я уже 2-ой год занимаюсь изучением сценаристики сториз: алгоритмы, механики, жанры, посылы. Есть жанры в кино, все это понимают, также и в сторис есть жанровое деление, есть механизмы создания эффективного контента.
Мы будем изучать алгоритмы, как это все правильно заполнить, как это должно функционировать. Мы будем писать тексты, изучать схемы сторителлинга и по ним раскидывать сторис, создавать сценарные планы сторис, писать сценарии, смотреть, какими планами лучше снять Reels, говорить про архетипы, изучать законодательство о рекламе, потому что оно напрямую касается того, что мы делаем в интернете. А у нас тут полная анархия, иногда люди думают, что их не касается закон о рекламе, потому что они ведут блог, это на самом деле большая иллюзия. Мы будем говорить про Телеграм, ТикТок и Ютуб, хотя я не специализируюсь на них, но общие теоретические представления у меня есть, про «ВКонтакте» поговорим. «Одноклассники» мы вообще не будем затрагивать.
Если ты понимаешь свою целевую аудиторию, если ты умеешь писать тексты, понимаешь сторителлинг, понимаешь, как коммуницировать с аудиторией, то по идее тебе останется потом только изучить функционал самой сети, это гораздо проще.
‒ Как вы думаете, сколько ваш курс продержится? Пока блоггинг не умрет?
‒ Я не думаю, что блоггинг умрет. Что такое блоггинг? Это фактически человек, который делает свое персонализированное СМИ. Я думаю, что это не умрет и будет дальше-дальше дробиться. Мы живем в эпоху пост-правды. Сейчас важен не сам факт, а его интерпретация. Читатель ищет себе человека близкого по духу, который является лидером общественного мнения и интерпретирует эти факты так, как ему созвучно. Блоггинг умрет, когда людям перестанут быть нужны их провожатые в информационном мире, когда людям перестанет быть это нужно, а это не случится никогда. Им необходимо на кого-то опираться в инфопространстве. А о том, когда этот курс умрет или не умрет… Наверное, мне бы не говорили, что в следующем году будет не 12, а 25 студентов.
‒ Быть блогером прибыльно?
‒ Да.
‒ За счет чего происходит монетизация?
‒ Есть три вида монетизации у блогеров. Первый ‒ это реклама. Второй ‒ когда они продают свои продукты какие-то или являются экспертами в чем-то. Третий ‒ СРА, когда ты получаешь процент от продаж, а не за факт рекламы. Мне платят за факт рекламы самой, плюс у меня есть свои материалы, я продаю курсы, могу поработать по системе CPA.
‒ Сколько должно быть подписчиков, чтобы к тебе начали обращаться рекламодатели?
‒ Здесь надо понимать, что не столько играет роль количество подписчиков, сколько их качество. Если мы говорим о блогере с размытой аудиторией, это значит, что она не собрана по геолокации или не собрана по каким-то демографическим признакам, т.е. все подряд. Размытая аудитория сейчас бывает у блогеров, которые либо на хайпе продвигаются, либо на розыгрышах и т.д. Так вот, если говорить о них, то здесь надо минимум 30-50 тыс. подписчиков.
Если выбирать своей спецификой региональную направленность, то, во-первых, все равно максимум 50-70 тыс. целевой аудитории, даже в городе-миллионнике. А во-вторых, зарабатывать такой блогер может уже от 3-4 тыс. подписчиков.
‒ Можно ли считать блогеров журналистами новой формации?
‒ Если бы все так считали, это было бы прекрасно, потому что блогеров сейчас считают паразитами и лентяями, которые вредят обществу. И при этом я всегда задаю вопрос, скажите, а журналистом быть нормально? Да, нормально. А рекламист это работа? Да, работа. Хорошо, видеограф и монтажер это работа? Да. А почему, когда человек совмещает все это он становится лентяем? И все уходят от ответа. Да, конечно, может быть, он не может идеально смонтировать Reels, как это мог бы сделать профессиональный видеограф, который потратил бы на это много часов. Но у нас и задачи такой нет и у нас нет времени ждать, пока видеограф сверстает. Я съездила на производство, сняла, дома монтирую, и завтра это уже выйдет в эфир. Поэтому, если нас будут считать журналистами, это будет огромная победа.
‒ Охотно ли представители власти идут на контакт с блогерами?
‒ Все охотнее.
‒ В чем заключается их и ваш интерес?
‒ Надо понимать, что сейчас общефедеральная установка, что власть должна разговаривать с людьми человеческим языком. Поэтому блогер сейчас достаточно легко может получить какой-то комментарий от представителя какого-нибудь департамента и получить приглашение на какие-то мероприятия. Блогеры этой такой хороший мостик. С какими-то представителями департаментов у меня есть просто телефон в Вотсапе, я могу им просто задать вопрос. Очень часто они ко мне первые обращаются и говорят, что мы хотим рассказать про что-то, и я уже собираю информацию. Понятное дело, что они хотят рассказать, но у меня задача задать вопросы моих читателей. В итоге получается пул вопросов, который и они хотят осветить, и аудитория хочет задать.
‒ Вы являетесь «любимым блогером губернатора» Александра Гусева, который ведет свой телеграм-канал. Является ли губернатор вашим любимым блогером?
‒ Нет. Александр Викторович не зарабатывает на своем блоге, поэтому он не блогер, он инфлюэнсер. В это понятие входят лидеры общественного мнения, селебрити, блогеры. Блогер это человек, который зарабатывает на своем блоге, поэтому губернатор не мой любимый блогер, потому что он просто не блогер.
‒ Насколько грамотно ведутся соцсети нашими органами власти, в частности губернатором? И что вы бы могли им предложить в плане ведения контента?
‒Я буду опираться на московское обучение, которое прошло осенью. Мы обсуждали, как власть в их регионах разговаривает с обществом, в том числе с блогерами, и какие ведет аккаунты. И у нас очень даже хорошо, говоря про область. Воронеж немного в догоняющей сейчас позиции, Кстенин только недавно завел Телеграм-канал.
Лично мне нравится, что это не скатывается в какое-то панибратство. Есть прецеденты, когда человека власти становится слишком много в сети, а я понимаю, сколько времени это занимает. Поэтому такое присутствие в соцсетях делает дефицит в других местах. Есть тот же Бречалов в Ижевске (прим.ред. ‒ Александр Бречалов ‒ глава Удмуртской Республики), который очень активен в сети. Есть Воропанов, который каждый четверг проводит прямой эфир. У нас губернатор раз в год, но я думаю, что будет увеличиваться частота, но это не будет каждую неделю. Да и не надо это, каждый должен заниматься своей работой.
Я бы увеличила количество живого общения, я бы сделала это хотя бы раз в три месяца. Вопросы, которые были актуальны во время последнего прямого эфира, явно будут отличаться от тех, которые будут задаваться в апреле. Понятно, что есть какой-то пул вопросов, но они меняются от времени года. Я бы увеличила частоту, а так…
‒ У правительства был заведен аккаунт в ТикТоке. Провал, успех или дань трендам?
‒ Я думаю, что он пока только раскачивается, об успехе пока говорить рано. В ТикТоке тоже есть ряд алгоритмов и в нашем случае он был нарушен. Но это процесс обучения, экспериментов, что заходит, как заходит. Делают? Пусть делают.
‒ В последнее время правительство начало анонсировать появления каналов именно районных. С чем связан такой тренд?
‒Я в 2016 году завела себе аккаунт и через год стала приставать ко всем своим знакомым, не стать ли мне региональным блогером. Это глупость, говорили мне все. А я же понимала, что до условных «Dolce & Gabbana» я буду тянуться долго, а до магазина на соседней улице дотянусь быстро, им же тоже нужна реклама, и до аудитории я дотянусь быстро. За год я собрала 3 тыс. подписчиков бесплатными абсолютно методами, это были знакомые знакомых, никто не верил в региональность, что это кому-то нужно.
Так вот, отвечая на ваш вопрос, это иллюзия, что людям хочется смотреть исключительно, что делается где-то там. Людям хочется понимать, что у них здесь происходит. Мне писали из Острогожска, приеду ли я к ним проверять школьные столовые. А не должно быть такого. В Острогожске должен быть свой блогер, который будет лидером общественного мнения. Это для нас то, что там незначительно, а для них значительно. Это нормально, что людям интересно про свою жизнь читать, а не про кого-то, кто далеко. У нас есть в Павловске, в Лисках неплохой блогер. Это для нас непонятно зачем, а людям надо видеть, что у них тут под боком.
‒ Какие из политических структур вы бы посоветовали читать в соцсетях?
‒ У нас много анонимных политических каналов, но очень сложно верить, потому что, когда они пишут ерунду обо мне, как мне верить, что статьи о других ‒ правда. Я понимаю, если это написал официальный канал мэра, это не просто голословное решение, потому что ему за это через какое-то время предъявлено будет. Я предпочитаю читать официальные источники, особенно в политике. Понятно, что у всех свои цели, но в анонимных телеграм-каналах бывает такая интерпретация что диву даешься.
Автор: Василий Захаржевский
Фото предоставлено Валерией Робустовой
Комментарии