Валерия Робустова: «Сейчас важен не сам факт, а его интерпретация»

Валерия Робустова: «Сейчас важен не сам факт, а его интерпретация»

«Любимый блогер губернатора» ‒ об обучении на филологическом факультете, смерти блоггинга и работе органов власти в соцсетях

Блогер Валерия Робустова стала преподавателем на филологическом факультете ВГУ. Об этом стало известно в середине февраля. На ее курсе будут разбирать все известные соцсети, кроме Одноклассников и Твиттера. Основной упор сделают на Инстаграме. Специально для издания «Время Воронежа» Валерия Робустова рассказала о блоггинге и ее связи с эпохой пост-правды и количестве подписчиков, которого может хватить для монетизации контента.

‒ В стенах филологического факультета ВГУ будет преподаваться курс блоггинга. Вообще, как это стало возможным?

‒ Мне позвонили 7 января и попросили прочесть курс «Блоггинг и основы работы в социальных сетях». Меня довольно часто приглашают читать краткосрочные лекции, я читала студенческим отрядам, активу ВГАУ. Однако я не думала, что это будет именно курс, я думала это все разово. Я, конечно, ожидала, что ажиотаж поднимется в СМИ, но не предполагала, что он будет такой. Я погуглила, где преподается блоггинг, оказалось, что достаточно большое количество институтов, где есть даже специальность «политический блоггинг». Это естественный ход событий. Блоггинг, работу в социальных сетях и диджитал-маркетинг сейчас преподают в самых разных институтах.

Я преподаю в группе по специальности «библиотечно-информационная деятельность». Фактически это библиотекари, которые могут работать в культурно-досуговых центрах самого разного уровня, но они же должны уметь вести социальные сети. Соответственно, блоггинг мы будем проходить на втором курсе на протяжении семестра.

‒ Почему в качестве базы был выбран филологический факультет?

‒ С этим вопросом скорее нужно обратиться в пресс-службу ВГУ или филологический факультет. Но я думаю, что там здраво оценили, какие сейчас необходимы компетенции для того, чтобы развивать культуру. У нас есть прекрасные библиотеки, с которыми я сотрудничала, но работникам не хватает базовых знаний. Это очень хорошо, что работникам культуры дают базовые знания, как продвигать культуру в массы.

Мне очень нравится мысль, которую я услышала у Сергея Воропанова, это мэр Вологды, вологодский тик-токер. Он сказал следующее: «Если я не буду говорить с молодежью, то с ней поговорит кто-нибудь другой, и, что они скажут, я не знаю». И тут такая же история. Почему нам не обучать работников культуры, как разговаривать с молодежью на тех площадках, на которых есть молодежь?

Вам не кажется, что как-то ближе к этой теме должен быть факультет журналистики?

Кажется, мне позвонили пятеро журналистов и все задавали этот вопрос. Но я не декан факультета журналистики. Да, я сама закончила факультет, хотела пойти в аспирантуру, но это не случилось. Почему это так произошло, опять же, не ко мне опрос. Не только журналистам и PR-щикам нужны социальные сети, но и, наверное, HR-специалистам следует понимать, как через социальные сети повышать престижность своей работы.

‒ Курс новый, программа составлена? Если да, то из чего она будет состоять?

У меня была составлена программа, я преподаю на самом деле давно, только онлайн. Я обучаю блоггингу взрослых людей, которые платят за это деньги с 2018 года. Сначала я это делала как куратор на чужом курсе, а с 2020 года у меня появились уже свои материалы и свой тренинг. Поэтому, когда мне говорят, приходите, по-быстрому про SMM расскажите, я говорю: «А что из 40 часов материала вам по-быстренькому рассказать?».

Я буду со студентами разговаривать про функционал Инстаграма, у меня очень много материала, который я проанализировала и составила сама. Я уже 2-ой год занимаюсь изучением сценаристики сториз: алгоритмы, механики, жанры, посылы. Есть жанры в кино, все это понимают, также и в сторис есть жанровое деление, есть механизмы создания эффективного контента.

Мы будем изучать алгоритмы, как это все правильно заполнить, как это должно функционировать. Мы будем писать тексты, изучать схемы сторителлинга и по ним раскидывать сторис, создавать сценарные планы сторис, писать сценарии, смотреть, какими планами лучше снять Reels, говорить про архетипы, изучать законодательство о рекламе, потому что оно напрямую касается того, что мы делаем в интернете. А у нас тут полная анархия, иногда люди думают, что их не касается закон о рекламе, потому что они ведут блог, это на  самом деле большая иллюзия. Мы будем говорить про Телеграм, ТикТок и Ютуб, хотя я не специализируюсь на них, но общие теоретические представления у меня есть, про «ВКонтакте» поговорим. «Одноклассники» мы вообще не будем затрагивать.

Если ты понимаешь свою целевую аудиторию, если ты умеешь писать тексты, понимаешь сторителлинг, понимаешь, как коммуницировать с аудиторией, то по идее тебе останется потом только изучить функционал самой сети, это гораздо проще.

‒ Как вы думаете, сколько ваш курс продержится? Пока блоггинг не умрет?

Я не думаю, что блоггинг умрет. Что такое блоггинг? Это фактически человек, который делает свое персонализированное СМИ. Я думаю, что это не умрет и будет дальше-дальше дробиться. Мы живем в эпоху пост-правды. Сейчас важен не сам факт, а его интерпретация. Читатель ищет себе человека близкого по духу, который является лидером общественного мнения и интерпретирует эти факты так, как ему созвучно. Блоггинг умрет, когда людям перестанут быть нужны их провожатые в информационном мире, когда людям перестанет быть это нужно, а это не случится никогда. Им необходимо на кого-то опираться в инфопространстве. А о том, когда этот курс умрет или не умрет… Наверное, мне бы не говорили, что в следующем году будет не 12, а 25 студентов.

Быть блогером прибыльно?

‒ Да.

За счет чего происходит монетизация?

‒ Есть три вида монетизации у блогеров. Первый ‒ это реклама. Второй ‒ когда они продают свои продукты какие-то или являются экспертами в чем-то. Третий ‒ СРА, когда ты получаешь процент от продаж, а не за факт рекламы. Мне платят за факт рекламы самой, плюс у меня есть свои материалы, я продаю курсы, могу поработать по системе CPA.

Сколько должно быть подписчиков, чтобы к тебе начали обращаться рекламодатели?

‒ Здесь надо понимать, что не столько играет роль количество подписчиков, сколько их качество. Если мы говорим о блогере с размытой аудиторией, это значит, что она не собрана по геолокации или не собрана по каким-то демографическим признакам, т.е. все подряд. Размытая аудитория сейчас бывает у блогеров, которые либо на хайпе продвигаются, либо на розыгрышах и т.д. Так вот, если говорить о них, то здесь надо минимум 30-50 тыс. подписчиков.

Если выбирать своей спецификой региональную направленность, то, во-первых, все равно максимум 50-70 тыс. целевой аудитории, даже в городе-миллионнике. А во-вторых, зарабатывать такой блогер может уже от 3-4 тыс. подписчиков.

Можно ли считать блогеров журналистами новой формации?

‒ Если бы все так считали, это было бы прекрасно, потому что блогеров сейчас считают паразитами и лентяями, которые вредят обществу. И при этом я всегда задаю вопрос, скажите, а журналистом быть нормально? Да, нормально. А рекламист это работа? Да, работа. Хорошо, видеограф и монтажер это работа? Да. А почему, когда человек совмещает все это он становится лентяем? И все уходят от ответа. Да, конечно, может быть, он не может идеально смонтировать Reels, как это мог бы сделать профессиональный видеограф, который потратил бы на это много часов. Но у нас и задачи такой нет и у нас нет времени ждать, пока видеограф сверстает. Я съездила на производство, сняла, дома монтирую, и завтра это уже выйдет в эфир. Поэтому, если нас будут считать журналистами, это будет огромная победа.

Охотно ли представители власти идут на контакт с блогерами?

‒ Все охотнее.

В чем заключается их и ваш интерес?

‒ Надо понимать, что сейчас общефедеральная установка, что власть должна разговаривать с людьми человеческим языком. Поэтому блогер сейчас достаточно легко может получить какой-то комментарий от представителя какого-нибудь департамента и получить приглашение на какие-то мероприятия. Блогеры этой такой хороший мостик. С какими-то представителями департаментов у меня есть просто телефон в Вотсапе, я могу им просто задать вопрос. Очень часто они ко мне первые обращаются и говорят, что мы хотим рассказать про что-то, и я уже собираю информацию. Понятное дело, что они хотят рассказать, но у меня задача задать вопросы моих читателей. В итоге получается пул вопросов, который и они хотят осветить, и аудитория хочет задать.

Вы являетесь «любимым блогером губернатора» Александра Гусева, который ведет свой телеграм-канал. Является ли губернатор вашим любимым блогером?

‒ Нет. Александр Викторович не зарабатывает на своем блоге, поэтому он не блогер, он инфлюэнсер. В это понятие входят лидеры общественного мнения, селебрити, блогеры. Блогер это человек, который зарабатывает на своем блоге, поэтому губернатор не мой любимый блогер, потому что он просто не блогер.

Насколько грамотно ведутся соцсети нашими органами власти, в частности губернатором? И что вы бы могли им предложить в плане ведения контента?

Я буду опираться на московское обучение, которое прошло осенью. Мы обсуждали, как власть в их регионах разговаривает с обществом, в том числе с блогерами, и какие ведет аккаунты. И у нас очень даже хорошо, говоря про область. Воронеж немного в догоняющей сейчас позиции, Кстенин только недавно завел Телеграм-канал.

Лично мне нравится, что это не скатывается в какое-то панибратство. Есть прецеденты, когда человека власти становится слишком много в сети, а я понимаю, сколько времени это занимает. Поэтому такое присутствие в соцсетях делает дефицит в других местах. Есть тот же Бречалов в Ижевске (прим.ред. ‒ Александр Бречалов ‒ глава Удмуртской Республики), который очень активен в сети. Есть Воропанов, который каждый четверг проводит прямой эфир. У нас губернатор раз в год, но я думаю, что будет увеличиваться частота, но это не будет каждую неделю. Да и не надо это, каждый должен заниматься своей работой.

Я бы увеличила количество живого общения, я бы сделала это хотя бы раз в три месяца. Вопросы, которые были актуальны во время последнего прямого эфира, явно будут отличаться от тех, которые будут задаваться в апреле. Понятно, что есть какой-то пул вопросов, но они меняются от времени года. Я бы увеличила частоту, а так…

У правительства был заведен аккаунт в ТикТоке. Провал, успех или дань трендам?

‒ Я думаю, что он пока только раскачивается, об успехе пока говорить рано. В ТикТоке тоже есть ряд алгоритмов и в нашем случае он был нарушен. Но это процесс обучения, экспериментов, что заходит, как заходит. Делают? Пусть делают.

В последнее время правительство начало анонсировать появления каналов именно районных. С чем связан такой тренд?

Я в 2016 году завела себе аккаунт и через год стала приставать ко всем своим знакомым, не стать ли мне региональным блогером. Это глупость, говорили мне все. А я же понимала, что до условных «Dolce & Gabbana» я буду тянуться долго, а до магазина на соседней улице дотянусь быстро, им же тоже нужна реклама, и до аудитории я дотянусь быстро. За год я собрала 3 тыс. подписчиков бесплатными абсолютно методами, это были знакомые знакомых, никто не верил в региональность, что это кому-то нужно.

Так вот, отвечая на ваш вопрос, это иллюзия, что людям хочется смотреть исключительно, что делается где-то там. Людям хочется понимать, что у них здесь происходит. Мне писали из Острогожска, приеду ли я к ним проверять школьные столовые. А не должно быть такого. В Острогожске должен быть свой блогер, который будет лидером общественного мнения. Это для нас то, что там незначительно, а для них значительно. Это нормально, что людям интересно про свою жизнь читать, а не про кого-то, кто далеко. У нас есть в Павловске, в Лисках неплохой блогер. Это для нас непонятно зачем, а людям надо видеть, что у них тут под боком.

Какие из политических структур вы бы посоветовали читать в соцсетях?

‒ У нас много анонимных политических каналов, но очень сложно верить, потому что, когда они пишут ерунду обо мне, как мне верить, что статьи о других ‒ правда. Я понимаю, если это написал официальный канал мэра, это не просто голословное решение, потому что ему за это через какое-то время предъявлено будет. Я предпочитаю читать официальные источники, особенно в политике. Понятно, что у всех свои цели, но в анонимных телеграм-каналах бывает такая интерпретация что диву даешься.

Автор: Василий Захаржевский

Фото предоставлено Валерией Робустовой

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.