«В грядущем отопительном сезоне остается надеяться только на Бога»

«В грядущем отопительном сезоне остается надеяться только на Бога»
Изображение: Центр мониторинга благоустройства городской среды Народного фронта «Доброволец»

Координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды Народного Фронта и проекта «Доброволец» Олег Вельможин: о коммунальном коллапсе, кошмарных подвалах и уходе Максима Зацепина

Продолжение авторского расследования директора «Время Воронежа» Александра Баймурзаева о ЖКХ в городе, управляющих компаниях и сферах влияния в этой отрасли.

Отопительный сезон 2023-2024 еще не наступил, но ничего хорошего от него уже никто не ждет. Ни один опрошенный изданием эксперт, пока не выразил хоть сколько-нибудь оптимистичных прогнозов относительно его прохождения. Станет ли этот отопительный сезон первым «провальным» за последние годы? Рассуждали на эту тему с координатором Центра мониторинга благоустройства городской среды Народного Фронта и проекта «Доброволец» Олегом Вельможиным. Заодно поговорили о дефиците кадров в ЖКХ, главных слухах на коммунальном рынке и похвалили экс-главу департамента ЖКХ региона Максима Зацепина.

- Одна из ключевых тем коммунального рынка в этом году – уход «ПИК Комфорта» и передача его огромного жилфонда другим компаниям. Частично такие «миграции» уже начались. Как оцените, новые УК управляют лучше?

- Ну пока рано говорить об улучшениях, но какие-то «шевеления» идут. Тут просто надо понимать состояние жилфонда «ПИК-Комфорта». Был на проверке дома на ул. Южно-Моравская,74. Увиденное поражает: крыша течет, подвал затоплен, трупы крыс, система отопления тоже течет, мусоропровод дырявый. Вы представляете, сколько нужно времени и денег все это привести в порядок? Ведь там вообще ничего не делалось, зато всегда докладывалось, что к зиме готовы, все хорошо.

- Страшно представить, как город переживет эту зиму, многие прогнозируют коллапс, потому что жилфонд в ужасном состоянии…

-  Совершенно верно, по многим домам в нынешнем сезоне остается надеяться только на Бога, других вариантов нет. Те немногие УК, которые работали, они и продолжают работать, а остальные… Был на ул. Острогожская, там четыре стареньких дома и одна «хрущевка». Крыши дырявые, двери выломаны. Подготовка к отопительному сезону — это же не только опрессовка труб, это и замена оконных рам в подъездах, ремонт входных дверей, крыши и конечно обслуживание всей запорной арматуры по воде и отоплению. Есть еще проблема – в начале 2010-х у нас начали массово срезать батареи в подъездах «хрущевок» и «сталинок». Встал вопрос, что с этим делать? Если сейчас все это восстанавливать, то непонятно, как система отопления отреагирует на все это. Не получится ли так, что где-то будут создаваться воздушные пробки, и мы сделаем только хуже? Я уже не говорю о том, что в каких только подвалах я не бывал, не видел, чтобы кто-то занимался заменой участков трубопроводов, труб, клапанов. Крайне редко. Надо вообще кардинально менять концепцию подготовки к зимнему периоду. Потому что нынешняя скоро нас приведет к коллапсу.

- Осталось найти того, кто эту систему будет менять... Кстати о кадрах.  Как думаете, с чем связан уход руководителя департамента ЖКХ области Максима Зацепина?

- Знаете, когда я с ним познакомился, то увидел грамотного руководителя, который хотел сделать эту сферу лучше. Но, поработав в этой должности и в этом рынке, думаю он понял, в какую «трясину» реально попал. Его взгляд тускнел. Тратить энергию и молодость на все это он в итоге не захотел, и я его понимаю. Сделать что-то прорывное в нынешних условиях невозможно: бесконтрольность, безнаказанность, «крышевание» — вот она наша система, которая не меняется много лет.  Вот пример – Новохоперский горе-парк «Крымская горка» и набережная реки Хопер. Заказчик – муниципалитет. Но как этот объект вообще приняли? Там же на каждом этапе большие «косяки». Я там был - на набережной в нескольких местах можно просто разбиться. Вместо ступенек - жутко крутые спуски, просто садись на санки и «лети». Это же элементарные нормы безопасности. Но все оплачено, все принято. Молодые и грамотные управленцы за редким исключением не выдерживают этой системы.

Один из экспонатов парка «Крымская горка». Скриншот сделан из видео, опубликованного в телеграм-канале регионального отделения Народного фронта 

- Ходили слухи, что в новые руководители департамента пророчат первого вице-мэра Воронежа Сергея Петрина. Как смотрите на такой развитие событий?

-  Мне кажется, что на него слишком много завязано здесь, в городе. Его туда никто не отпустит. Я больше скажу, на данный момент, что самое ужасное, я не вижу ни одной достойной кандидатуры на эту должность. Человек, который возглавляет департамент ЖКХ, должен обладать независимым мышлением и прямо доводить все проблемы до руководства, в том числе и до губернатора. Таких людей я пока не вижу.

- Еще один кадровый вопрос - уход Дианы Гончаровой с посты руководителя Госжилинспекции и назначение Дмитрия Соломахи. Как по вашему мнению, сейчас ГЖИ стала лучше работать?

- Однозначно да, во всяком случае, пока. Дмитрий Соломаха работает достаточно грамотно, эффективно. Сейчас я в его команде вижу молодых энергичных молодых людей, которые все-таки что-то хотят сделать. Но считаю, что у ГЖИ слишком мало надзорных функций. Я - за то, чтобы их увеличить. Например - контроль протоколов, их подлинности. Сейчас только полиция имеет право этим заниматься.

- Слышал, что депутат гордумы Александр Сысоев выступал с инициативой создания муниципальной Госжилинспекции…

- Не слышал о таком, да и не понимаю, в чем смысл. Александр Сысоев, конечно, интересный депутат. Где он постоянно находит людей, которые хотят, чтобы им подняли тарифы, не знаете? Я, например, не видел ни одного, кто бы говорил, что мало платит за услуги ЖКХ и хочет платить больше. А он их где-то находит. И еще много, конечно, говорит всего интересного, я себе ссылки сохраняю, а потом, когда к ним возвращаюсь – то уже ничего не нахожу. Все подчищает.

-  Перейдем к теме программы капремонта, тем более что сейчас ее скорректировали. Каково ваше отношение к этому документу? Громкие судебные разбирательства были, инициатором которых стал общественник Илья Сиволдаев, который оспорил перенос сроков капремонта по нескольким домам. Но власти пока борются и не хотят признавать, что они не правы.

- А у нас власть никогда не признает, что она была не права. Дело в том, что программа капитального ремонта запустила очень нехороший процесс. Теперь УК вообще перестали дома обслуживать и начали переводить стрелки на капитальный ремонт, убеждая людей, что их проблему решит только капитальный ремонт. Крышу с мягкой кровлей положено менять каждые 10 лет. И что, кто-то об этом вспоминает? УК просто перестали работать из-за этой программы капремонта, а она вообще изначально была провальная, но в Правительстве закрыли на это глаза. Программу нужно было, конечно, пересматривать, но не так, как сделали в этот раз. Они же подписывали заключения по домам даже не выезжая туда, представляете? Конкретный пример – ул. Варейкиса, 78. В документе указано, что у дома есть большой подвал, а на деле его нет?  Есть небольшая подвальная ниша, в которой расположен тепловой узел и все. Это говорит о том, что никто эти объекты не смотрел, с реальными проблемами не знакомился. Ну и какой толк от этого пересмотра программы в итоге? Никакого. Скажу больше, при таких сроках, многие дома не доживут, развалятся.

Фото: «Время Воронежа» 

- Сейчас в Воронеже идет массовая замена лифтов. Многие жители категорически против этой замены. Вроде благое дело, в чем подвох и недовольство?

- Приведу конкретный пример – ул. Туполева,27. В доме крыша течет на три этажа вниз, представляете? Подвал весь залит фекальными массами, тучи насекомых. Но зато поменяли лифт, который при этом, как говорят жители, работает через раз. Ну давайте откровенно: лифт в их ситуации – не первостепенная необходимость, есть гораздо более важные проблемы. Людям нужна нормальная крыша и чистый, сухой подвал, вода и тепло, а потом уже лифт.

- Не так давно была выделена рекордная сумма для обновления контейнерных площадок и создания системы раздельного сбора мусора в Воронежской области. Программа рассчитана была на Воронеж и Семилуки. Как сейчас все это развивается?

- Так «хорошо» развивается, что аж Следственный комитет подключился. Куда потрачены выделенные на площадки Семилук более 33 млн рублей – большой вопрос, потому что объекты в ужасном состоянии. Спустя два года, их впору сносить и строить заново, а это уже дополнительные траты. Как такового раздельного сбора мусора у нас тоже сейчас нет. Потому что мусор из всех контейнеров сваливается в одну и ту же машину. Мое личное наблюдение: чем больше у нас о чем-то говорят, тем больше этого нет. Вот у нас о раздельном сборе мусора начали говорить много, детей обучать, но вы сначала организуйте этот процесс, выстройте его, чтобы все работало, а дети уже сами примеру последуют. 

- Слышал, что городские котельные скупили некоторые частные лица, и еще с прошлого сезона начались проблемы с тарифами, их сильно завышали. УК в этом сезоне опасаются, что ситуация станет вообще нерешаемой….

- Я пока плотно не разбирался в этой теме, но знаю, что действительно были такие случаи. Поскольку в тариф закладывают не только затраты на подогрев воды, но и затраты на модернизацию оборудования и прочее и тут фантазия бизнеса может пуститься во все тяжкие. Это вопрос к Управлению по тарифам. Только в их компетенции наведение порядка в этом процессе.

- Давайте теперь о Народном Фронте немного. В начале года в Воронеж приезжала член центрального штаба ОНФ Светлана Калинина, которая инспектировала коммунальную сферу. Тогда множество проблем она обсудила с губернатором, и они даже договорились разработать дорожную карту по устранению нарушений. Как проходит процесс, все устранили?

- Нет, конечно. Часть отработали, это правда, но еще множество проблемных объектов так и остались со своими проблемами. Например, дома на ул. Машиностроителей, 62, 64, 66, в которых жить невозможно, как и на ул. 9 Января, 179. Их в этом году расселять не будут. Объект на ул. 9 Января, 181 аварийным тоже признать отказались. Люди бьются, но никак. Мы со Светланой Калининой этот вопрос обсуждали, она планирует вернуться к теме осенью, после выборов.

Состояние домов на ул. Машиностроителей. Фото: «Время Воронежа» 

- Ну и наверное, в завершении. Поговаривают, что есть планы по созданию муниципальной управляющей компании. Что по этому поводу думаете?

-  Если управляющая компания муниципальная, соответственно, ответственность за все будет нести мэр, верно? В принципе, с одной стороны, я думаю, что это неплохо. Можно было бы тогда сравнить, как работает муниципальная структура и как работают частники. Вопрос в другом. Все эти дома, которые потенциально войдут в муниципальную компанию, находятся в ужасном состоянии, лет 15 туда никто ничего не вкладывал. Поэтому в прибыль они не выйдут еще много лет. А это значит проект будет изначально убыточный для мэрии.  Я бы, кстати, еще дальше пошел - вообще районные управы сократил бы и сделал один муниципальный комбинат благоустройства, который подчинялся непосредственно мэру. Тогда заказчиком была бы не управа, которая подписывает все, что принесут, а администрация города. Ответственность значительно бы возросла.

- Вообще не нравится работа ни одной управы?

- Ну почему. Мне сейчас импонирует отношение к благоустройству в Коминтерновском районе. Там очень качественно второй год идут работы, чего нельзя сказать про другие районы. Тут вопрос опять же в ответственности. Если вернуться к тем же УК, то иначе как к бизнесу, к этой сфере никто не относятся, частные компании же везде. А если создать муниципальную УК – здесь уже мэр в ответе лично, дороги назад не будет, придется отчитываться перед людьми. И опять же, все упирается в кадры, потому что нужны талантливые люди, которые будут жить на работе. В хороших частных УК именно так и происходит. Как найти для муниципальной «управляшки» таких специалистов – большой вопрос.  

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram
Теги: 

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.