Роман Савенков: «Воронежские избиратели не верят партийным программам»

Роман Савенков: «Воронежские избиратели не верят партийным программам»

Известный политолог анализирует течение выборной кампании


 

До единого дня голосования осталась всего неделя. Самое время оценить степень влияния агитационной кампании на настроения электората. Интернет-газета «Время Воронежа» попросила дать такую оценку кандидата политических наук, доцента кафедры социологии и политологии Воронежского госуниверситета Романа Савенкова.

- Как вы оцениваете ход агитационной кампании в регионе?

- Избирательная кампания идет спокойно, без неожиданностей. Соискатели депутатских мандатов, имеющие высокие шансы на победу, сохраняют своё лидерство. Новым человеком в избирательной кампании на уровне региона стал только лидер Воронежского отделения партии «Справедливая Россия» Абубакар Арсамаков. Нарушения правил агитации, конечно, есть – избирательная комиссия области и нижестоящие комиссии проверяют информацию и реагируют. Более того, комиссии получили поручение повысить прозрачность избирательного процесса в тесном контакте с общественными организациями и, в частности, с движением в защиту прав избирателей «Голос». А «Голос», как известно, молчать не будет – все нарушения (подтверждённые и ошибочные) будут преданы гласности.

Воронежские избиратели не проявляют высокого интереса к агитационным действиям партий и кандидатов. Но главный показатель активности граждан будет определен явкой в день голосования.

- Почему партийные дебаты в теле- и радиоэфире оказались столь непопулярны у публики?

- Я, как и 23% россиян (по данным ВЦИОМ), слежу за дебатами. Но интересного обмена идеями и мнениями пока не вижу. Даже на дебатах предварительного голосования «Единой России» предусматривалась возможность задавать вопросы участникам дебатов. Такой возможности сейчас – нет. Некоторые участники дебатов откровенно скандалят, а ведущие не всегда их останавливают. При этом стоит отметить, что электоральный рейтинг ЛДПР (опять же, по данным ВЦИОМ) превысил электоральный рейтинг КПРФ еще до начала дебатов.

Мне кажется, избиратели не верят в то, что предлагаемые партийные программы способны изменить пугающее снижение благосостояния. Избиратель прагматичен, «котлеты» для него важнее и давно лежат отдельно от «мух». В такой ситуации преимущество получает партия парламентского большинства, которая может представить результаты своей работы, убедить в своих возможностях решать конкретные проблемы граждан. Партии парламентской и непарламентской оппозиции вынуждены рассказывать о своих проектах и желаниях. 

- Вам не кажется, что в Воронежской области партии и кандидаты вообще как-то мало пока тратятся на агитацию? Если так – с чем это связано?

- Вы правы, «бумаги» в почтовых ящиках на этих выборах меньше, чем мы привыкли. Парламентские партии имеют достаточную узнаваемость, чтобы не тратить усилия на масштабное распространение печатного агитационного материала. Все силы брошены на организацию проведения личных встреч с избирателями. Только «живые» кандидаты, их авторитет и обаяние смогут побудить избирателей принять участие в выборах.

- В области уже выдано более 4 тыс. открепительных удостоверений. По вашему мнению, это много, мало, нормально?

- Не больше, чем обычно на избирательных кампаниях федерального уровня. В регионе в день выборов будет работать более 1 тыс. избирательных участков: на каждом дежурит как минимум один полицейский, в режиме повышенной готовности будут работать медики, МЧС, журналисты, наблюдатели и др. Всем этим гражданам придется голосовать за пределами своих избирательных участков.

В СМИ описывали факты злоупотребления правом «миграции» избирателей во время муниципальной избирательной кампании 2015 года. В одномандатных округах по выборам депутатов Госдумы такой нечестный прием не даст значительного увеличения шансов на победу. Но в день выборов наблюдатели должны проявить бдительность, внимательно наблюдать как за стационарными, так и за переносными урнами для голосования.

- Появляются сообщения о применении в некоторых районах области административного ресурса: главы собирают бюджетников на встречи с кандидатами от партии власти. Этот тренд ближе к выборам сойдет на нет или усилится?

- Столичный избиратель в 2011 году уже активно и явно выразил своё отношение к использованию нечестных методов проведения выборной кампании. Избиратель в 2016 году настроен более критично и недоверчиво к качеству избирательных процедур. Хотя проведены существенные трансформации избирательного законодательства в сторону повышения легитимности и конкурентности. Использование административного ресурса публично критикуется со стороны руководства «Единой России», а Центральная избирательная комиссия со своей стороны обещает жесткую реакцию. По данным ЦИК, большинство подтвержденных фактов нарушений правил предвыборной агитации поступают из Москвы и Московской области. Другие регионы ЦФО не звучат. Из Кремля постоянно подаются сигналы, что «такой хоккей нам не нужен». Уверен, что с предвыборной гонки никого не снимут, но организационные меры будут применены, а использование административного ресурса снизиться. Легитимность выборов, подчеркнутая честность – важны для партии парламентского большинства как никогда.

- Губернатор Алексей Гордеев ведет единороссов не только по Воронежской, но и еще по трем областям. Не слишком тяжел для него этот груз? Как он может контролировать ситуацию в регионах, где у него нет подчиненных?

- Согласен, задача трудная. Но, мне кажется, контролировать нет необходимости. Правила избирательной кампании всем понятны, кандидаты мотивированы к активности и готовы к личным встречам с избирателями. Главное, чтобы организаторы встреч не перестарались и не нарушали законодательства. Ведь за «Единой Россией» пристально наблюдают. Партия парламентского большинства – с них и спрос больше.

- Что-нибудь по ходу кампании вас удивило или вызвало сильные чувства? Вообще, какую пищу для размышлений дает эта выборная кампания в Воронежской области?

- Я надеялся, что в Государственную думу пройдут новые организации. В рядах непарламентских  партий есть умные и интересные кандидаты. Их работа в думе седьмого созыва могла бы сделать достоянием гласности новые альтернативные проекты решения наших проблем. Социологические данные пока не позволяют гарантировать их попадание по «партийной» части в Государственную думу. Для сохранения себя в качестве политических организаций непарламентским партиям придется предпринимать серьезные усилия по участию в будущих региональных и муниципальных кампаниях и формированию вокруг себя твердых избирателей.

Автор: Герман Полтаев

13:14 09.09.2016

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Читать сложно. Тема интересна, но слова из текста - "Но главный показатель активности граждан будет определен явкой в день голосования". " Этим сказано все - никакие политологи, никакие социологи , не знают результаты выборов. А тогда о чем разговор с этими ребятами? Пусть уж они напрягутся после выборов, чтобы объяснить свершившиеся результаты. Ванговать может каждый. Поэтому совет - лучше не светиться на эту тему. Можно и в просак попасть. А что такое просак - смотрите фильм "Жмурки", в котором Н.Михалков объяснил его смысл. Ох, как же мне не нравится шапкозакидательство и всезнайство. Некто, не буду говорить кто, говорил - "чем больше я знаю, тем больше убеждаюсь что я ничего не знаю". А тут вдруг - есть люди, которые все могут объяснить и знают что делать. Мельчаем братцы.
Избирательная кампания идёт спокойно... мимо избирателей, пожалуй, даже в другую сторону от них.