Режиссёр Евгения Беркович: «Воронеж в части искусства даст прикурить Москве»

Режиссёр Евгения Беркович: «Воронеж в части искусства даст прикурить Москве»

Участница детского театрального фестиваля «Маршак» рассказала об «оскорблении чувств», доносах и казаках-цензорах 


 

В Воронеже продолжается детский театральный фестиваль Маршак. Во вторник, 1 ноября, зрители увидели спектакль «Пингвины» московского ТЮЗа. Режиссёр  Евгения Беркович,  выпускница школы-студии МХАТ, ученица Кирилла Серебренникова, перед показом ответила на вопросы журналистов.

 

С детьми надо говорить о серьёзном

 

- Есть ли современные драматурги, которых театральные режиссёры незаслуженно обходят стороной?

- На самом деле, сейчас в России незаслуженно обходят стороной огромный класс современной европейской драматургии для детей и подростков. Например, скандинавская драматургия, немецкая, голландская появляются в России очень дозированно -по чайной ложечке.  Дело в том, что современная европейская драматургия делает упор на том, что всё должно быть честно и интересно – с людьми надо говорить, неважно, сколько им лет, 5 или 15, о тех проблемах, которые их волнуют. Часто эти проблемы сложные, острые, больные.

Часто бывают ситуации, когда режиссёр даже до директора театра не доносит пьесу. Сам себе говорит, что его за этакую постановку посадят, что он что-то нарушит, не учтёт возрастной ценз и так далее. Если уж пьеса и попадает к директору, то уже он начинает  думать, что его не поймут, посадят и т.д.  К сожалению, люди боятся. Современных пьес даже в хороших театрах очень мало.

Я же думаю, что если человеку в пять лет, восемь, пятнадцать показывать только «колобайки и барабайки», а не говорить с ним о смерти, о его теле, которое меняется, о сексе, о боге, об отношениях с родителями, о травле в школе, то ничего хорошего не выйдет. Откуда человек должен узнать, как ему это пережить?

- Какие формы подачи должны быть у таких тем?

- Это зависит от многого: от возраста, от материала, от жанра. Можно и снегурочку и колобка поставить так, что это будет честно и важно, а при этом интересно и весело.

Дело не в том, чтобы пальчиком перед носом размахивать, а в том, чтобы себя вспомнить 12-летнего. Как с тобой должны говорить, чтобы ты, не зевая ушёл, а что-то пережил, воспринял. Это не вопрос просвещения. Мы всё время хотим кого-то просвещать и воспитывать. Человека в 12 лет и так с утра до ночи все просвещают и воспитывают. Надо просто поговорить с ним. Спросить: «Где у тебя болит? Давай это проживём, проиграем весело и смешно».

 

 Пингвины – это история не про религию

 

- Сейчас идёт много споров о том, чего хотят зрители: драматичного или же веселого, чтобы отдохнуть. Что вы думаете по этому поводу?

- Нет ничего плохого в том, чтобы человек хотел отдохнуть. Никакой нормальный человек, за исключением узкой прослойки, не идёт в театр, чтобы страдать. Мозг так устроен, что страдать он не хочет, а хочет получать удовольствие. Мне кажется,  это вещи совершенно не противоречащие друг другу. Как-то умудряется цирк du Soleil делать невероятные развлекательные шоу, но при этом включать в них мысли, философию.

- У Вас получается найти это сочетание?

- Иногда не получается. В случае с «Пингвинами» мне просто повезло с пьесой. Она сама по себе живая, смешная, не банальная. Я не вижу здесь никакого трагического противоречия. Тут нет какого-то разделения: здесь мы развлекаемся, а здесь философствуем. В ней не излагается библейский сюжет. Есть только библейская завязка: бог обрушил на землю всемирный потоп, все потонут, кто парами не пройдёт на ковчег.

Была задача рассказать историю. Но это история совершенно не про Библию. Эта история имеет отношение к религии, как таковой, так же точно, как она имеет отношение к любой идеологии, к любой вещи, которая не требует от человека, пингвина, существа, думать и решать самому, а в общем подчиняться правилам. Всё то же самое имеет отношение к жизни в семье, в школе, в стране, в любой религии и идеологии.  Это не про потоп. Это про дружбу, про понимание добра и зла, про свободу. Про то, что нет никакого боженьки с бородой, который будет бить тебя молнией по голове, если ты что-то плохое скажешь. Это про собственный нравственный выбор, про умение, способность и возможность оглядеться вокруг, понять что-то про мир, про себя. Иногда нужно все потопить, поставить человека в экстремальную ситуацию, чтобы от схем, в которых бесконечно существует просто за неимением другого выбора, был вынужден уйти. И посмотреть на собственного друга-пингвина, оторвав свой клюв от неба, где кто-то на облаке сидит и говорит – это хорошо, это плохо.

- Какие новые форматы в общении со зрителем вы использовали в этой постановке?

- Пожалуй, никаких. Мне кажется, здесь все вполне традиционно. Здесь были использованы приёмы кабаре, насколько это было возможно, потому что артисты не музыканты, не вокалисты. Использованы также приёмы из шоу, из других соседних жанров.

 

Для детских спектаклей «мамский» форум важнее отзывов критиков

 

- Какие спектакли вам больше нравится ставить – для взрослых или для детей?           

- Я не могу выбрать. Для меня этой разницы нет. У меня нет такого неприятного ощущения, что ты ставишь для детей, потому что тебя не позвали ставить для взрослых. Хотя у режиссёров и актеров такое ощущение часто бывает.

В случае со спектаклями для детей больше честности с собой, с командой со зрителями. Ты сразу получаешь реакцию. Она не опосредована через критиков.Тот,  кому восемь лет, не понимает драматический это театр или пост драматический. Ему просто интересно или не интересно.  С одной стороны это интересно, с другой это, правда, очень страшно. Но всё равно ты делаешь, как интересно тебе  и артистам.

Есть, конечно, технические моменты. Например, человеку в определённом возрасте сложно высидеть дольше полутора часов без антракта, сложно слушать долгие куски текста без какого-либо действия, музыки или перемены картинки. Это техника, все остальное нормам не подчиняется. У нас в «Пингвинах» декорации чёрно-белые. При этом все говорят, что для детей должно быть ярко и красочно. Но это абсолютно не так. Мне кажется, что, наоборот, дети чувствуют, когда их держат за идиотов.

- На какой возраст рассчитан спектакль «Пингвины»?

- Официально стоит возраст 12+. Но мне кажется, что подойдёт с 10. Один раз была внезапная замена спектакля – «Пингвинов» поставили вместо совсем малышового спектакля. Был полный зал детей лет пяти. Они нормально сидели, смотрели, слушали. Что поняли, но, конечно, по- своему .

- Как вы относитесь к критике? Обижает ли она вас?

- Критику читаю, иногда злюсь. Я считаю, что это  нормально когда художник злится на критиков. Но, что касается экспериментальных театров, то я знаю массу случаев, когда спектакли были поставлены только благодаря критику, который объяснил директору, что стоит рискнуть. В моей практике есть спектакли, которых могло бы и не быть, если бы не критики. Это ценно и важно.

В детских спектаклях критика не так важна. «Мамский» форум, как правило, имеет большее значение.

 

Публика может среагировать пачкой доносов

 

- Как в целом вы оцениваете развитие театров, как детских, так и взрослых?

- С художественной точки зрения, мне кажется, что всё лучше и лучше. С точки зрения реальности, в которой мы существуем, всё тревожно. То, чувства чьи-то оскорбишь, то казаки какие-нибудь придут, то просто деньги в стране заканчиваются.

-Вы лично сталкивались с обвинениями или давлением?

- Да, но пока не сажу о чём идёт речь. Эта история ещё не закончилась. Единственное, могу сказать, что это была не какая-то страшная, таинственная сила, прилетевшая  из Кремля, а конкретные люди, которые завидуют, которых что-то раздражает. Они сразу же будет писать доносы. А среда наша такова, что сразу все в благодатную почву: в прокуратуру, в соцсети и так далее.

- Ранее в одном из интервью вы говорили, что боялись неоднозначной реакции на «Пингвинов». В итоге на форумах написали, что этот спектакль милый.

- Да, мы очень боялись, потому что шутить на тему бога… Мы были в абсолютно ощущении, что на второй же день будет лежать пачка писем в прокуратуру. Но этого не произошло.

- Ждёте ли вы от воронежской публики неоднозначной реакции? Или разницы между провинциальной и столичной публикой нет?

- Изменения в спектакль мы внесли только технические. Это связано со светом, звуком. Ни по тексту, ни по содержанию корректировок не было.

Что касается разницы, то она есть не между столицей и провинцией, а между городом и городом.

Воронеж – прекрасный театральный город, который в последнее время даст и Москве «прикурить» по части искусства, в особенности театрального. Бывает, понимаешь, что в городе и театра то нет, а если и есть, то там только комедии ставят. Там какие-нибудь казаки любят что-нибудь запрещать. Мне кажется – это не ситуация Воронежа. Я думаю, что здесь риска нет.

Хотя иногда бывают удивительные вещи. Часто не понятно, что оскорбляет людей, почему они реагируют пачкой доносов.

Автор: Евгения Полухина

 

 

 

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram
Теги: 

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Поразительно, как можно ненавидеть и не понимать своего зрителя - Считать возмущение зрителя какими-то частями спектакля - доносом!!! Дух народоненавистничества возвращается. Следующая ступень - русофобия. И это культурная элита. Чему их учили в МХАТе ?
А как может человек, читавший с детства хороший книги, получивший высшее образование и разбирающийся в театре и кинематографе, понять, например, жлоба, который прогуливал уроки, рано познал вкус алкоголя и вершиной театрального искусства считает представление про Деда Мороза, на которое его водили в семь лет?
Понять такие события проще простого. Это значит - Культурная элита - УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ, ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, сделали так, что человек стал жлобом Этому человеку подсовывали образцы поведения через спектакли, кино, телевидение, интернет. В любой цивилизации есть поговорка "Скажи человеку сто раз, что он свинья и он захрюкает" Простой человек- по отношению к ЭЛИТЕ - маленький ребенок. Это ЭЛИТА помнит всех, кто ее обидел, обворовал, сделал подлость.Простой человек прощает и забывает все плохое.
Ну да, это злые люди искусства сделали вас жлобом... К сожалению, такие жлобы с ярко выраженной паранойе не дают людям искусства нормально работать
Среднестатистический россиянин не читает книг и не ходит в театры, о чем вы вообще? Настоящее искусство не предназначено для невежественных масс.
ЛЮДИ ИСКУССТВА - люди талантливые и подневольные Не следует путать УПРАВЛЯЮЩУЮ ЭЛИТУ и людей в искусстве
Смотрю на фото Евгении Беркович - прекрасное лицо, подобные лица можно встретить на картинах в Третьяковке. Молоденькая красивая девушка - все хорошее у нее впереди - жизнь, творчество, дети. А в голове - разговоры с детьми 5 лет о смерти. У детей этого возраста еще нет логического мышления, нет абстрактного мышления. Есть эмоции. О только-только начинает познавать окружающий мир. А ему навязывают тему смерти, да еще без разрешения родителей. Это БЕСПРЕДЕЛ Это чужая культура. Любой родитель будет против. Ребенку будет нанесена огромная травма, которая будет сопровождать его всю жизнь. И подавать все это в виде спектакля - это ЛАСКОВЫЙ БЕСПРЕДЕЛ. У подростков психика подвижная и неизвестно как слово Евгении отзовется.. Хорошо, что в российском интернете почистили рекламные сайты о самоубийствах подростков.
Какие у вас, однако, дети чувствительные. Этак до 40 лет не узнают, куда делась бабушка.
Пётр, а вы сказки детям не читаете? К примеру, русско-народные? Там "смерть на конце иглы", баба Яга Иванушку в печь пытается засунуть, царь в котле варится "Конёк Горбунок" и так далее. Вам, очевидно, в детстве тоже сказок не читали. Жалко...
Самый яркий пример непонимания РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ виден по отношению к КОНСТАНТИНУ РАЙКИНУ. К нему перестали люди ходить на спектакли. Я видел несколько спектаклей с его участием. Признаю, что Константин Райкин яркий, талантливый, самобытный актер. Больше на его спектакли не пойду - перестал уважать. В чем здесь дело? Давным-давно в РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ выживания появилось осуждение тех, в обществе людей показывает голый зад. Это НЕ ЗАПРЕТ, это осуждение. С голым задом ходят животные, а человеку не следует сверкать голым задом. И самый первый актер во всем российском кинематографе (во время "перестройки) показался с голым задом - Константин Райкин. Многим это не понравилось.Константин не понял и "дошел" до "все оттенки голубого". Вот и перестали люди на него смотреть и платить свои заработанные деньги за спектакли. Все, что не помогает жителю РОССИИ выжить - естественно отвергается. И театр Константина Райкина - талантливого человека, к сожалению, может исчезнуть
Режиссёр говорит о честном разговоре с детьми, о том, что нельзя держать их за дураков. А также о кляузах и клевете из зависти... и тут понеслось - ааааа "голубые".... ааааа "РУССКУЮ культуру губят".... "аааа как же можно с детьми и честно то?". Действительно, паранойя. что тут скажешь...
Все, что не помогает жителю РОССИИ выжить и продолжить жизнь человеческую - будет отвергаться. И мне будет жаль эту красивую молоденькую девушку - если она не поймет, что самое интересное, самое важное - это жизнь и все проявления человеческих чувств. Она видимо искренний человек и пока не понимает, что увлечение смертью - гибельное дело для творческого человека. Вдохновение и смыслы жизни умрут, а с ними и ЧЕЛОВЕК!
Из всего текста вы выдернули одну строчку и зациклились на ней. Вы хоть почитайте о чём пьеса "Пингвины". Не передёргивайте, не коверкайте смысл сказанного. Кто вам вообще сказал, что в голове у режиссёра только смерть? Вы хоть хоть чуть-чуть мозг включите... Как любят люди, которые ни в чём толком не разбираются разглагольствовать.
Петр - Человеку Мы стали жить в капиталистическом обществе с 1991 - 1993 годов При капитализме честность и искренность подменяется жадностью к деньгам и оправданием любых преступлений ради денег. Ваши слова - это только слова - достаточно посмотреть на руки Улюкаева
Петр "вежественному" от 9 ноября Разбирать статью, что лежит перед нами - по серьезному нельзя. Это вольная трактовка интерьвью. Нет четкости в - где вопрос журналиста, а где ответ молодого режиссера. Но статья позволяет поразмышлять. Кто такие режиссеры? Это таинственная группа в составе элиты , управляющей большими массами людей и обществом в целом.Конкретно - театральные режиссеры - через образы, через личности актеров, через смыслы. Это не просто люди - это манипуляторы. Они могут убедить простого человека и большие массы людей в чем угодно. Защититься от воздействия манипуляторов почти невозможно. Перед моими глазами масса работ режиссеров-манипуляторов - Разрушена большая страна РОССИЯ-СССР, Созданы "цветные революции". "майдан" на Украине. В Европе подобные режиссеры ввели христианство, затем разделили христианство на католичество и православие. Сейчас в Европе христианство - уничтожается. Наши "доморощенные" режиссеры сначала воспевали социализм и коммунизм, а затем публично сжигали свои партийные билеты. Другие манипуляторы убеждают подростков покончить жизнь самоубйством. И это тоже режиссеры. Реклама, которая без спроса врывается в Ваш и в мой дом - это тоже режиссеры Примеров бесчисленное множество. Эти люди - режиссеры - манипуляторы могут принести большие беды простому человеку. Кто платит им за такую работу. Всем известно, что реальные деньги зарабатываются в 2-х сферах - промышленности и сельском хозяйстве. Режиссеры, а также писатели, спортсмены и другая интеллигенция. живет за счет денег этих простых людей. Власти перераспределяют эти деньги - просто дают жить этим режиссерам.Частично и простые люди платят за билеты. И если простые люди не хотят видеть какие-то спектакли - означает, что данные спектакли и данные режиссеры - не нужны. Некоторые режиссеры жалуются, что народ не такой, как Вы говорите "невежественный" и требуют с властей отобрать часть денег на собственное содержание. Константин Райкин, который не может себя прокормить своим талантом, выпросил денег у властей. А по прессе - он миллионер. Я работаю в производстве, я налогоплательщик, это и мои деньги передаются режиссеру Евгении Юркович. И мне хотелось бы знать- зачем режиссер желает покопаться в сознании и подсознании детей и подростков. ЗАЧЕМ? В какой культуре работает режиссер Евгения Беркович - в ЗАПАДНОЙ или РУССКОЙ. В чем желает убедить или изменить простого человека т. е. меня. Ответа в данной стать - нет Видите сколько вопросов и проблем . И мне желательно знать на них ответы, чтобы выжить и уберечь детей от режиссеров - манипуляторов.