В Воронеже продолжается детский театральный фестиваль Маршак. Во вторник, 1 ноября, зрители увидели спектакль «Пингвины» московского ТЮЗа. Режиссёр Евгения Беркович, выпускница школы-студии МХАТ, ученица Кирилла Серебренникова, перед показом ответила на вопросы журналистов.
С детьми надо говорить о серьёзном
- Есть ли современные драматурги, которых театральные режиссёры незаслуженно обходят стороной?
- На самом деле, сейчас в России незаслуженно обходят стороной огромный класс современной европейской драматургии для детей и подростков. Например, скандинавская драматургия, немецкая, голландская появляются в России очень дозированно -по чайной ложечке. Дело в том, что современная европейская драматургия делает упор на том, что всё должно быть честно и интересно – с людьми надо говорить, неважно, сколько им лет, 5 или 15, о тех проблемах, которые их волнуют. Часто эти проблемы сложные, острые, больные.
Часто бывают ситуации, когда режиссёр даже до директора театра не доносит пьесу. Сам себе говорит, что его за этакую постановку посадят, что он что-то нарушит, не учтёт возрастной ценз и так далее. Если уж пьеса и попадает к директору, то уже он начинает думать, что его не поймут, посадят и т.д. К сожалению, люди боятся. Современных пьес даже в хороших театрах очень мало.
Я же думаю, что если человеку в пять лет, восемь, пятнадцать показывать только «колобайки и барабайки», а не говорить с ним о смерти, о его теле, которое меняется, о сексе, о боге, об отношениях с родителями, о травле в школе, то ничего хорошего не выйдет. Откуда человек должен узнать, как ему это пережить?
- Какие формы подачи должны быть у таких тем?
- Это зависит от многого: от возраста, от материала, от жанра. Можно и снегурочку и колобка поставить так, что это будет честно и важно, а при этом интересно и весело.
Дело не в том, чтобы пальчиком перед носом размахивать, а в том, чтобы себя вспомнить 12-летнего. Как с тобой должны говорить, чтобы ты, не зевая ушёл, а что-то пережил, воспринял. Это не вопрос просвещения. Мы всё время хотим кого-то просвещать и воспитывать. Человека в 12 лет и так с утра до ночи все просвещают и воспитывают. Надо просто поговорить с ним. Спросить: «Где у тебя болит? Давай это проживём, проиграем весело и смешно».
Пингвины – это история не про религию
- Сейчас идёт много споров о том, чего хотят зрители: драматичного или же веселого, чтобы отдохнуть. Что вы думаете по этому поводу?
- Нет ничего плохого в том, чтобы человек хотел отдохнуть. Никакой нормальный человек, за исключением узкой прослойки, не идёт в театр, чтобы страдать. Мозг так устроен, что страдать он не хочет, а хочет получать удовольствие. Мне кажется, это вещи совершенно не противоречащие друг другу. Как-то умудряется цирк du Soleil делать невероятные развлекательные шоу, но при этом включать в них мысли, философию.
- У Вас получается найти это сочетание?
- Иногда не получается. В случае с «Пингвинами» мне просто повезло с пьесой. Она сама по себе живая, смешная, не банальная. Я не вижу здесь никакого трагического противоречия. Тут нет какого-то разделения: здесь мы развлекаемся, а здесь философствуем. В ней не излагается библейский сюжет. Есть только библейская завязка: бог обрушил на землю всемирный потоп, все потонут, кто парами не пройдёт на ковчег.
Была задача рассказать историю. Но это история совершенно не про Библию. Эта история имеет отношение к религии, как таковой, так же точно, как она имеет отношение к любой идеологии, к любой вещи, которая не требует от человека, пингвина, существа, думать и решать самому, а в общем подчиняться правилам. Всё то же самое имеет отношение к жизни в семье, в школе, в стране, в любой религии и идеологии. Это не про потоп. Это про дружбу, про понимание добра и зла, про свободу. Про то, что нет никакого боженьки с бородой, который будет бить тебя молнией по голове, если ты что-то плохое скажешь. Это про собственный нравственный выбор, про умение, способность и возможность оглядеться вокруг, понять что-то про мир, про себя. Иногда нужно все потопить, поставить человека в экстремальную ситуацию, чтобы от схем, в которых бесконечно существует просто за неимением другого выбора, был вынужден уйти. И посмотреть на собственного друга-пингвина, оторвав свой клюв от неба, где кто-то на облаке сидит и говорит – это хорошо, это плохо.
- Какие новые форматы в общении со зрителем вы использовали в этой постановке?
- Пожалуй, никаких. Мне кажется, здесь все вполне традиционно. Здесь были использованы приёмы кабаре, насколько это было возможно, потому что артисты не музыканты, не вокалисты. Использованы также приёмы из шоу, из других соседних жанров.
Для детских спектаклей «мамский» форум важнее отзывов критиков
- Какие спектакли вам больше нравится ставить – для взрослых или для детей?
- Я не могу выбрать. Для меня этой разницы нет. У меня нет такого неприятного ощущения, что ты ставишь для детей, потому что тебя не позвали ставить для взрослых. Хотя у режиссёров и актеров такое ощущение часто бывает.
В случае со спектаклями для детей больше честности с собой, с командой со зрителями. Ты сразу получаешь реакцию. Она не опосредована через критиков.Тот, кому восемь лет, не понимает драматический это театр или пост драматический. Ему просто интересно или не интересно. С одной стороны это интересно, с другой это, правда, очень страшно. Но всё равно ты делаешь, как интересно тебе и артистам.
Есть, конечно, технические моменты. Например, человеку в определённом возрасте сложно высидеть дольше полутора часов без антракта, сложно слушать долгие куски текста без какого-либо действия, музыки или перемены картинки. Это техника, все остальное нормам не подчиняется. У нас в «Пингвинах» декорации чёрно-белые. При этом все говорят, что для детей должно быть ярко и красочно. Но это абсолютно не так. Мне кажется, что, наоборот, дети чувствуют, когда их держат за идиотов.
- На какой возраст рассчитан спектакль «Пингвины»?
- Официально стоит возраст 12+. Но мне кажется, что подойдёт с 10. Один раз была внезапная замена спектакля – «Пингвинов» поставили вместо совсем малышового спектакля. Был полный зал детей лет пяти. Они нормально сидели, смотрели, слушали. Что поняли, но, конечно, по- своему .
- Как вы относитесь к критике? Обижает ли она вас?
- Критику читаю, иногда злюсь. Я считаю, что это нормально когда художник злится на критиков. Но, что касается экспериментальных театров, то я знаю массу случаев, когда спектакли были поставлены только благодаря критику, который объяснил директору, что стоит рискнуть. В моей практике есть спектакли, которых могло бы и не быть, если бы не критики. Это ценно и важно.
В детских спектаклях критика не так важна. «Мамский» форум, как правило, имеет большее значение.
Публика может среагировать пачкой доносов
- Как в целом вы оцениваете развитие театров, как детских, так и взрослых?
- С художественной точки зрения, мне кажется, что всё лучше и лучше. С точки зрения реальности, в которой мы существуем, всё тревожно. То, чувства чьи-то оскорбишь, то казаки какие-нибудь придут, то просто деньги в стране заканчиваются.
-Вы лично сталкивались с обвинениями или давлением?
- Да, но пока не сажу о чём идёт речь. Эта история ещё не закончилась. Единственное, могу сказать, что это была не какая-то страшная, таинственная сила, прилетевшая из Кремля, а конкретные люди, которые завидуют, которых что-то раздражает. Они сразу же будет писать доносы. А среда наша такова, что сразу все в благодатную почву: в прокуратуру, в соцсети и так далее.
- Ранее в одном из интервью вы говорили, что боялись неоднозначной реакции на «Пингвинов». В итоге на форумах написали, что этот спектакль милый.
- Да, мы очень боялись, потому что шутить на тему бога… Мы были в абсолютно ощущении, что на второй же день будет лежать пачка писем в прокуратуру. Но этого не произошло.
- Ждёте ли вы от воронежской публики неоднозначной реакции? Или разницы между провинциальной и столичной публикой нет?
- Изменения в спектакль мы внесли только технические. Это связано со светом, звуком. Ни по тексту, ни по содержанию корректировок не было.
Что касается разницы, то она есть не между столицей и провинцией, а между городом и городом.
Воронеж – прекрасный театральный город, который в последнее время даст и Москве «прикурить» по части искусства, в особенности театрального. Бывает, понимаешь, что в городе и театра то нет, а если и есть, то там только комедии ставят. Там какие-нибудь казаки любят что-нибудь запрещать. Мне кажется – это не ситуация Воронежа. Я думаю, что здесь риска нет.
Хотя иногда бывают удивительные вещи. Часто не понятно, что оскорбляет людей, почему они реагируют пачкой доносов.
Автор: Евгения Полухина
Комментарии
Петр
))))
Петр
!!!
))))
Петр
Петр
ханжи такие забавные
человек
Петр
человек
Петр
!!!
Петр
Петр