Полностью перейти на дистанционное обучение невозможно

Полностью перейти на дистанционное обучение невозможно

Заместитель председателя правительства Воронежской области о культурном и спортивном образовании региона

Олег Мосолов недавно занял пост заместителя председателя правительства Воронежской области. До этого он 12 лет был руководителем департамента образования, науки и молодежной политики. Олег Мосолов по-учительски выразил свое отношение к дистанционному образованию, спортивному успеху и буму телеграм-каналов.

О прошлом и настоящем

‒ Прошло практически три месяца с того момента, как вы заняли пост заместителя председателя правительства Воронежской области. Вы курируете социальную сферу, переняв часть обязанностей у Владимира Попова, первого заместителя председателя правительства Воронежской области аналогичную должность, но выше по статусу. Как складываются с ним взаимоотношения?

‒ Под началом Владимира Борисовича мне посчастливилось проработать десять лет. Я абсолютно искреннее говорю о том, что мой наставник очень порядочный человек и профессиональный чиновник, у него можно многому научиться. Для меня чиновничество – это профессия, в которую приходят люди, имеющие компетенции из своей предыдущей трудовой деятельности. Меня назначили на эту должность, чтобы «разгрузить» Владимира Борисовича, так как с каждым днем увеличивается количество задач во всей социальной сфере, в том числе и в социальной защите и в здравоохранении.

До своего перехода на новую должность вы долгое время были руководителем департамента образования, науки и молодежной политики. Какие положительные и отрицательные итоги своей работы вы можете выделить?

‒ К оценке положительных и отрицательных моментов я, как учитель, отношусь аккуратно. Первое, если говорить о развитии системы в рамках инфраструктурных проектов, то мы достаточно неплохо смотримся на карте страны по новым объектам, в том числе и по приведению их к нормальному состоянию, по созданию там соответствующих условий. Второе ‒ это оценка профессиональной среды, тех людей, которые замечают, как вы работаете и пользуются тем, что ты делаешь, что является одним из наивысших показателей работы.

Есть проект, привлекший многих профессионалов, связанный с инклюзивным образованием. Он разработан специально для детей с ментальными нарушениями. Работа с общественными организациями была непростая, но сейчас мы уже имеем серьезные результаты. Самое главное, когда они отражаются на конкретном ребенке, а не на каких-то бумагах.

Хотелось бы выделить такой аспект как волонтерство, ведь это личное решение каждого человека. Мы, как власть, должны создать условия для того, чтобы это решение нашло отражение в конкретных действиях, для этого есть различные рейтинги. Я их не то, чтобы люблю, это прерогатива коллег из других департаментов, у нас же здесь больше эмоциональная социальная сфера. Так вот, Воронежская область очень высоко ценится с точки зрения организации работы с волонтерами.

Например, история, связанная с кадрами ‒ это система по привлечению поддержки и сопровождения учителя. Отмечу, что существует дефицит молодых специалистов, особенно это чувствуется в селах. Хотелось бы эту систему докрутить для того, чтобы она стала работать как надо. Вообще, средний балл ЕГЭ, поступающих на педагогические специальности, вырос. Порядка 400-450 человек мы принимаем ежегодно. Средний возраст преподавателя сейчас составляет 47-48 лет, это не критично, а, например, в сельских населенных пунктах ‒ 55 лет. Мы понимаем, что без молодого педагога там будет сложно.  Для меня педагог ‒ это абсолютно осознанное становление человека. Также вы можете отучиться, получить диплом, но не стать педагогом и покинуть или, к сожалению, остаться в профессии, но не очень хорошо работать.

‒ Мы уже затронули тему про топ-10 образовательных проектов региона. Что еще добавили бы в список?

 ‒ Проект «Индустриальная школа», Благотворительный Рождественский фонд. Еще система работы с высокомотивированными детьми. Специально обхожу термин «одаренные»  ‒ он нормальный, правильный, его используют, но я воспринимаю его несколько иначе. Для меня эти ребята высокомотивированные, которые осознанно выбирают путь развития в том направлении, в котором они более успешны - академическое образование, спорт, искусство и т.д. 

Центр «Солнышко» [прим.ред. - организация, работающая с одаренными детьми], что в Репном – проект, с которым тоже приезжали знакомиться представители десятка субъектов. Причем он же открылся чуть-чуть раньше, чем «Сириус» [прим.ред. – образовательный центр, созданный в 2015 году по решению Президента РФ Владимира Путина]. Сейчас «Сириус» ‒ это глобальная сеть, ключевыми партнерами который мы являемся. Мы благодарны и рады тому, что подобные технологии используются на федеральном уровне. Модели сетевого воздействия особенно проявляются, когда мы идем по пути сельского образования - ликвидации дефицита кадров или отдельных курсов.

Мы выстраиваем сетевые модели взаимодействия со школами, мы вышли на комплексное обеспечение. Например, когда мы пытаемся закрыть дефицит отсутствия учителя иностранного языка в селах. Неправильно, когда этот предмет преподают люди, которые совершенно не разбираются в этой области. Если этим занимаются учителя из соседних школ, мы обеспечиваем их мобильность, привозим. Либо детей обучают по сети, в присутствии тьютора [компетентного специалиста, который помогает осваивать знания].

– Олег Николаевич, вы 12 лет были руководителем управления образования, науки и молодежной политики. Вы действительно сделали много на этом посту. Но не было ли в тот период желания сменит сферу деятельности и уйти из системы образования?

– Нет. Абсолютно нет, я сейчас вспомнил статью из «Учительской газеты» – нашей профессиональной газете, которая вышла через несколько недель, а может и месяц с моего назначения в 2009 году. Меня затронула одна фраза, которую в последствие употреблял. В ней говорилось что-то вроде «бывают карьерные дипломаты, бывают карьерные военные», но вот мне в жизни повезло, я считал в 2009 году себя карьерным учителем. На самом деле сделать карьеру в системе образования не так-то просто - учителей много, завучей чуть меньше, директор школы вообще один. Несколько отделов образования по области, руководителей департамента еще меньше, соответственно, 12 лет продолжал считать, что я все-таки карьерный учитель и сейчас я еще раз подтверждаю эту же мысль о том, что независимо от моего нынешнего карьерного шага, система образования остается со мной. Нет, не так я сказал, я остаюсь в системе образования.

О спорте

Вы теперь ответственны не только за сферу образования, но еще и за культуру, физкультуру и спорт. Скажите, какие проблемы, на ваш взгляд, являются первоочередными для решения в этих областях?

‒ Знаете, одной из главных проблем является возможность обеспечения для всех доступности культуры и спорта. Вот это, наверное, первая ключевая история для максимально широких слоев населения – такая казенная фраза, но на самом деле она правильная с точки зрения самого маленького ребенка, заканчивая уже человеком в возрасте. Каждый из них, независимо от места проживания, должен так или иначе иметь возможности. Через разные форматы, через формат личного присутствия, если мы говорим о спорте, потому что спортом дистанционно заниматься невозможно, хотя возможно получать инструкции, получать советы лучших ведущих специалистов и для этого технологии такие тоже используются.

Нам важно, чтобы дети с ранних лет начали понимать, чего они могут достигнуть, на примерах того же спортивного успеха. Для этого нужно создавать инфраструктурные условия, потому что невозможно научиться стрелять из лука, если у тебя нет специального стенда, невозможно научиться бороться, если не будет соревнований на том уровне, на котором они должны проходить. А в сфере культуры - считаю одной из главных задач и у нас для этого есть все условия - это продолжение формирования генерации ярких культурных событий, которые будут привлекательны всему просвещенному сообществу региона. Но главное, что мы привлекательны и востребованы вне, то есть у нас огромнейший культурный потенциал, который может и реально становится брендом Воронежской области. Мы это должны использовать широко, потому что через привлечение и через значимость этих событий для культурного сообщества целой страны мы повышаем свою планку, растем. Примеров тому достаточное количество: наши великолепные постановки, фестивали, которые с каждым годом становятся только лучше.

- Владимир Кадурин покинул свой пост руководителя профильного ведомства, известно, что рассматривается глава одного из муниципальных районов Воронежской области. Что можете сказать по этой теме?

- Было несколько кандидатур, губернатор области очень трепетно и тщательно рассматривает каждую из них. На данный момент решение не принято, но я рассчитываю, что в ближайшее время пост займет настоящий профессионал. Ну или по крайней мере точно тот, кто захотел бы попробовать себя на месте руководителя департамента физической культуры и спорта. От него потребуется сохранение уже того уровня, который был ранее достигнут в сфере спорта, а также получение новых векторов развития. 

Спорт имеет поддержку за счет бюджетных ассигнований. У нас есть несколько профессиональных спортивных команд, и мы от всех ждем серьезных результатов. Сейчас у Факела уже есть ряд серьезных побед.

Бывает и так, что вложенные финансовые ресурсы не соотносятся линейно с результатом. Спорт - это соперничество, поэтому в большинстве случаев побеждает сильнейший. Поэтому самое главное, что нужно делать, я все-таки еще раз вернусь к своему термину – это систему выстраивать, взращивать спортсменов для получения лучшего результата за счет большего количества успешных участников тех или иных соревнований. Например, тот же «Факел», у которого появилась своя академия, где спортсменов с детства обучают поступательным действиям, шагам к успеху. Такие школы по развитию в различных видах спорта должны существовать везде. Должны понимать, что просто так ничего не появится, добиться результатов можно только через борьбу и соперничество, но при грамотном наставничестве.

- Действительно, примеры успеха могли бы мотивировать детей в спорте и не только на достижение профессиональных успехов. Как думаете, какие спортсмены из каких дисциплины наиболее перспективны, не учитывая Ангелину Мельникову?

- Все члены сборной команды страны уже великие, спортсмены достойного уровня, поэтому ждать, говорить о том, что завтра на следующей Олимпиаде или чемпионате мира, или первенстве мира они завоюют ту или иную медаль, определяется не функционерами или чиновниками, а результатами соревнований и подготовкой к ним.

Я понимаю, что есть некие ожидания. Что касается летних видов спорта, то у нас 11 спортсменов, готовых достойно представлять не только свой регион, но и страну. Это Алексей Востриков и Кирилл Шамшурин - гребля на байдарках и каноэ. Легкая атлетика - Светлана Аплачкина, Мария Рывникова. Светлана Ершова - тяжелая атлетика.  Дарья Хлюпникова - плавание, Елена Черных - прыжки в воду. Сергей Азарян - прыжки на батуте, это тоже достаточно развивающийся вид спорта в регионе. Анна Воронина - спортивная гимнастика.

Достижения спортсменов - это результат. Мы можем вкладываться не только ресурсно, финансово, но и организационно в то, чтобы получать их, чтобы наши атлеты достойно представляли Воронежскую область.

Кстати, надеемся, что с появлением нового комплекса парусного спорта, строящегося совместно с Газпромом, вид спорта тоже получит большое развитие. К сожалению, несколько лет назад были проблемы с земельным участком, потом - с проектом. Но мы понимаем, что этот центр нужно однозначно сделать. Необходимо развивать прыжки в воду – это фактически один из наших ведущих видов спорта, поэтому он остается в планах, сейчас просто идет рассмотрение этапов создания проекта.

О культуре

- Вернемся к культуре. Планируется ли в этом или в следующем году открытие каких-либо крупных культурных фестивалей, событий, проведение которых раньше не было у нас в регионе?

- Я думаю, что ярким событием станет празднование 350-летия со дня рождения Петра I, а мы Петровский город, научный город, поэтому я думаю, что здесь и исторические, и культурные аспекты придутся по душе горожанам, и это уже войдет в традицию.

- Воронеж, конечно же, еще и театральный и студенческий город. Есть Никитинский театр, худруком которого является Борис Алексеев, он отметил, что вы и Александр Гусев не помогли театру в трудный период. Действительно ли Борис обращался к вам?

- Я еще раз подчеркиваю, что задача власти – это создание условий, причем равных условий, вне зависимости от ведомственной, организационно-правовой формы. Наша обязанность напрямую финансировать и выстраивать работу с театрами таким образом, чтобы они давали очень хороший, качественный результат, продукт. Есть негосударственные театры, которые могут претендовать на поддержку. Мы можем ставить свои определенные условия, если мы финансируем и предоставляем средства. Мы говорим, что, мол, уважаемые коллеги, мы готовы профинансировать, но вот на это. Вот это – ваш бизнес, как бы это не звучало.

Никитинский театр – это отличный театр, один из лучших негосударственных театров страны, и не обратить внимание на то, что коллеги столкнулись с проблемами, мы не могли.

Руководители Никитинского театра были у меня, мы с ними договорились сформировать дорожную карту. Я могу сказать одно, то о чем мы условились, это было через несколько дней после моего назначения – выполнено на 100 процентов. В нужные необходимые сроки все было получено, профинансировано, ну а сейчас мы продолжаем общаться, и я так чувствую, что это общение продуктивное. Я не вижу там никакой обиды с точки зрения неисполнения моих обязанностей, еще раз повторюсь, что чиновник – это моя профессия, все-таки если ты что-то обещаешь или что-то гарантируешь, ты обязан это выполнять, вот в случае с Никитинским театром, с моей точки зрения, я выполнил свои обязательства.

- Еще один театр не обошелся без общественного шума, резонанса, это Театр оперы и балета. Там летом сменился директор. Вместо Александра Арнаутова им стал Александр Литягин. Господин Арнаутов обратился в суд в связи с его незаконным увольнением и буквально на днях Ленинский суд отказал в удовлетворении его исковых требований, при том абсолютно по всем пунктам. Что думает по этому поводу департамент?

- Насколько мне известно, там все спокойно, труппа работоспособна. Театр должен существовать для появления новых культурных событий и премьер, к ним они и готовятся. Это все отношения гражданско-правового характера и мне очень легко сейчас отвечать на ваш вопрос, потому что вы сами сказали, что решение суда состоялось, то есть значит действия чиновников были в рамках закона, как бы это кому нравилось или не нравилось, но для этого и существует судебная система. Суд расставил все по своим местам, и я не имею права комментировать его решение, то есть и этого не буду делать.

- Был еще один нашумевший инцидент с Театром оперы и балета – это возможная реконструкция. Все-таки она будет или нет?

 - Да, реконструкцию никто с повестки дня не снимал, обсуждаются различные варианты. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация и в любом случае это состоится, разрабатывается ПСД, дальше будет финансирование на саму реконструкцию, когда получим проектно-сметную документацию.

О дистанционном обучении

- Вернемся к теме образования. Больше всего из-за пандемии, которая у нас продолжается второй год, помимо бизнеса, у нас пострадала сфера образования. В сети была масса публикации от родителей, от преподавателей, которые жаловались на удаленное обучение. Как вы считаете, насколько был этот опыт провальным? Или наоборот, был успешен эксперимент по обучению детей в Зуме. Есть ли какие-то объективные данные?

- Я не стал бы употреблять такие полярные термины. Во-первых, это была первая вынужденная мера, второе – мы получили опыт, который мы должны использовать дальше. Опыт не дистанционного обучения, а опыт использования новых форматов, связанных с современными технологиями и использованием техники. Я бы использовал здесь гибридное обучение или смешанное обучение – включали в процесс обучения различные электронные платформы, ресурсы. 

Все же есть такой момент – шоковые инновации, весь мир находился в этом, в приобретении чего-то нового. У нас проходит большой процесс среза ЕГЭ, как бы к нему не относились, но в любом случае он дает максимально объективную оценку. Результаты на уровне предыдущих лет, то есть то,  что произошло резкое падение не подтверждается. Проблема в другом, в том, что без личного общения, без коммуникации возникают серьезные проблемы в этой плоскости. Вот здесь как раз и проявляется искусство учителя, как все-таки не то чтобы наверстать, но как компенсировать определенные дефициты, которые возникли, когда мы общались с использованием электронных технологий. Это принципиальнейшая вещь, поверьте, мои коллеги учителя знают, как с ним справиться.

- Раз заговорили о «дистанте» - дистанционное обучение, которое с 2020 года крепко вошло в нашу жизнь, находит возмущение у многих родителей. Каково ваше личное отношение к «дистанту» и как чиновника, и как отца?

- Ну очень просто. Это вынужденная мера, которая связана с реакцией всего мира на сложившиеся условия пандемии. Система образования, с моей точки зрения, справилась с этим вызовом, причем не только РФ, но и все мировые системы, и более того, мы понимали, что во главу угла мы прежде всего ставим здоровье и безопасность ребенка, и наша задача была использовать совершенные технологии обучения так, чтобы было меньше потерь в качестве. Мы смогли полностью компенсировать дефицит общения, что играет роль в процессе социализации ребенка.

Если говорить о своем отношении, то как профессионал считаю, что полномасштабно или заменить традиционное обучение невозможно. То есть никто не обсуждает, даже не думает, потому что на самом деле полностью перейти на дистанционное обучение - это от лукавого. Еще раз подчеркну – это невозможно, потому что система устроена по-другому, и нужно брать максимально положительные моменты оттуда и их использовать.

Мои младшие дети продолжают учиться в высшем учебном заведении, все зависело от того, насколько качественно высшее учебное заведение смогло организовать этот процесс. Были проблемы, и в принципе есть положительные моменты. Я могу еще третью ипостась сказать – я не так давно вернулся к преподаванию и как раз попал в эту ситуацию.  Преподаю в высшей школе как раз и мне приходилось читать на «дистанте».  Очень большой плюс вижу в этом, что все лекции автоматом были доступны постфактум потом как раз слушателям. «Дистант» никогда это не станет данностью, не надо здесь самих себя загонять в угол. Надо думать не только об отрицательных моментах, но и о положительных - современные технологии в обучении используются для более качественного результата.

- Учебный центр «Авангард», как с ним обстоят дела? Сначала вроде объявили о его создании в регионе, но сейчас уже практически ничего о нем не слышно.

- Ну потому что шумиха спала, началась обычная работа. «Авангард» создается на территории всей страны в каждом субъекте по поручению Президента РФ. Мы искали различные варианты, потому что, если коротко, это тот самый учебный центр, который должен обеспечивать прохождение старшеклассниками учебных сборов. У нас достаточно большое количество членов детского движения «Юнармия», поэтому мы понимали, что это должен быть круглогодичный центр с достойными условиями для нахождения - плац, полосы препятствий и т.д.

Сейчас окончательное решение принято, губернатору сообщили о том, что одно из учреждений будет перепрофилировало. В полном объеме будут сохранены кадры, которые там работают, инфраструктура. Более того, она подвергнется приведению в нормативное состояние, в том числе через капитальные ремонты: устройство плаца, полосы препятствий. Есть и ряд других моментов, которые как раз необходимы в учебных центрах «Авангард». Об этом можно уже говорить - в Лискинском муниципальном районе в учреждении социальной защиты «Золотой колос» мы расширим фронт работ для того, чтобы оно заработало с 1 сентября 2022 года для не менее чем 100 ребятишек в круглогодичном режиме. Изначально была идея построить его здесь под Воронежем, где пионерлагеря, но это было бы более затратным, так как здания уже давно заброшены.

- Правильно ли, что в момент выборов закрываются детские сады, школы переходят на дистанционное обучение?

- Данные решения по синхронизации двух важнейших для страны процессов будут приняты в ближайшее время. Губернатор Воронежской области Александр Викторович Гусев уже поручил проработать вопрос о перемещении избирательных участков из детских садов в другие учреждения.

- Давно хотели узнать о таких странных названиях наших средних федеральных учебных учреждениях. Есть у нас промышленно-гуманитарный колледж, как он может совмещать в себе и промышленность, и гуманитарное направление? Тот же промышленно-экономический, и промышленно-технологический колледжи. Почему существуют такие странные названия?

- Все из-за того, что существует два типа колледжей - моноспециальный, с одним направлением, например, аграрным, и разновекторные, чтобы не оттолкнуть потенциальных абитуриентов. Юридически это ни на что не влияет, в разнонаправленном колледже не вижу ничего страшного, особенно если это касается колледжей и учреждений, расположенных в муниципальных районах.

- Есть утверждение, что в региональной власти и бизнес-сообществе есть некие кланы, сообщества – коммунальщики, силовики, гордеевские, марковские, гусевские, аграрии. Вы себя к какому-то клану причисляете?

- Не думаю, что эти кланы есть, а если бы и были, то я причислил бы себя к клану просто профессионалов.

О телеграм-каналах

- Сейчас век информационных технологий, очень активно развиваются телеграм-каналы. Какое у вас отношение к ним, к стилю подачи информации, к уровню их достоверности?

- Абсолютно нормальное, более того, подписан на многие телеграмм-каналы причем они у меня даже структурированы, объединены по смыслу. Нельзя не отметить то, что изменился формат подачи информации. Понятно, что все мы говорим о клиповом мышлении и т.д., но на самом деле локальная, точная, выверенная информация, полученная здесь и сейчас. Она дает возможность мне, как управленцу, достаточно быстро оценивать обстановку, принимать решение не в долгую, а в тот момент, когда нужно его принимать. Или же наоборот, принимать такое решение, которое приведет к отдаленным последствиям. Это фактически такая точная аналитик с доставкой на дом.

Сейчас недостоверная, фейковая информация имеет более разрушительные последствия, чем в других форматах, поэтому к этому нужно относиться как к быстрому, хорошему, качественному источнику информации, так же, как и к сомнительным, включать критическое мышление. С моей точки зрения это одно из самых ключевых компетенций для педагога, для человека, который воспитывает молодых людей. Мы должны воспитать вот это самое критическое мышление – отношение к тому, что происходит здесь и сейчас, без этого никак. 

- Все-таки есть телеграм-каналы, где информация может быть откровенно недостоверная, например в таких как «Макин», «Спойлер» или «Пирогофф», как к ним относиться?

- Вы можете «А» – игнорировать, «Б» – вы можете их читать, но относиться именно так как вы сформулировали, «В» – вы можете в это верить, но если ты грамотный разумный человек, то через определенный промежуток времени ты отделишь зерна от плевел и все станет на свои места. Самое неэффективное в этой истории – это полностью игнорировать. Все-таки ты должен видеть весь спектр мнений, для того, чтобы иметь информацию по принятию решения или же иметь данные по формулированию своего отношения к тому или иному событию, человеку, мнению, факту или что-то еще.

- Олег Николаевич, завершающий вопрос. Какие у вас есть политические амбиции, планируете ли вы когда-нибудь в ближайшее время пересесть в губернаторское или министерское кресло?

- Хотел бы ответить, что я «карьерный учитель» и поэтому никуда не стремлюсь. Всему есть разумное объяснение и разумные пределы. А в целом все будет зависеть от тех результатов, которых мы совместно будем достигать, работая на благо людей Воронежской области.

Автор: Александр Баймурзаев

10:27 07.10.2021

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.

Читайте также