Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из самых тяжелых сфер региональной жизни, объединяющая сложную мусорную реформу, ТЭК с большой долей изношенных сетей, расселение граждан из аварийного жилья и другие важные направления. Тем не менее динамика развития ЖКХ Воронежской области по итогам 2022 года ощутимо выросла, а с учетом амбициозных планов, ее перспективы видятся еще более позитивными.
– Сейчас в самом разгаре отопительный сезон. Уже можно подвести какие-то предварительные итоги качества его прохождения?
–Как минимум, можно оценить его старт. Это, как вы знаете, всегда довольно сложный и стрессовый процесс. В этом году мы к нему подошли с 99%-ной готовностью социальных объектов и жилфонда. Если задержка пуска тепла в каких-то единичных случаях и отмечалась, то на это были объективные причины. Порывы при тестовом наполнении системы теплоносителем редко, но случались, однако масштабных аварий удалось избежать. В целом оценить текущий отопительный сезон могу на «хорошо»: позитивная динамика, наметившаяся еще в прошлый период, сохраняется, что не может не радовать. Но этому предшествовала масштабна работа: были увеличены субсидии районам на подготовку инфраструктуры, муниципалитетам оказывалась поддержка в ремонте котельных и модернизации оборудования ТЭК. На эти цели было направлено порядка 200 млн рублей. Эта мера показала себя крайне эффективной, поэтому оказание такой помощи районам продолжим и в будущем.
– Как сейчас проходит процесс?
– Можно сказать, что весь теплоэнергетический комплекс региона – а это почти 2 тыс. котельных и почти 1,9 тыс. км теплосетей – сегодня работает штатно, а единичные инциденты устраняются довольно оперативно. Но отмечу, если же в том или ином доме до сих пор температура недостаточная, то жителям необходимо обращаться в УК с требованием отладить внутридомовую систему отопления, а в случае бездействия управляющих компаний - жаловаться в надзорный орган – Госжилинспекцию.
– Несмотря на позитивные результаты и масштабные проекты, в регионе еще достаточно велик объем изношенных коммунальных сетей. Какие работы проводятся в этом направлении?
– Износ теплосетей в среднем по региону, как и практически во всей России, сегодня достигает 70%. Муниципалитеты своими силами, а также благодаря областным субсидиям, ежегодно меняют около 5% таких объектов. Выходит порядка 45 км теплосетей в целом по области каждый год. Это позволяет решать наиболее острые проблемы, но комплексно переломить ситуацию, конечно, не дает. Но совсем скоро ожидаем запуск федеральной программы, которая позволит регионам получить больше средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры. От Воронежской области уже направлена заявка в Минстрой на выделение 22 млрд рублей в течение 2023-2027 годов. Рассчитываем, что поддержка нашему региону будет оказана.
– А угольные котельные? Такие объекты в районах еще остались?
– Да, это вторая наша проблема в теплоснабжении – угольные котельные изношены и неэффективны. На протяжении многих лет департамент помогает районам модернизировать систему теплообеспечения, заменяя такие объекты современными газовыми котельными. Они проще в обслуживании, требуют меньших финансовых затрат и в разы снижают риски отключений. В начале этого года было решено ускорить работу по модернизации оставшихся потенциально проблемных объектов. Большая их часть отапливает школы, детские сады и дома культуры. Мы планируем полностью перевести их на газ в течение ближайших пяти лет. По предварительным оценкам, на реализацию этого процесса потребуется около 800 млн рублей. Средства планируется выделить из областного бюджета.
– В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» в регионе на протяжении уже четырех лет ведется работа по расселению граждан из аварийных домов. Каких результатов удалось добиться?
– Проект действительно масштабный. В целом в регионе подлежит расселению более 53 тыс. кв. метров аварийного жилья, в новые квартиры переедут почти 3,5 тыс. граждан. Общий объем направляемых на это средств составляет порядка 1,5 млрд рублей. Благодаря соглашению, подписанному губернатором региона Александром Гусевым и руководством ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», мы завершаем реализацию этих мероприятий на 3 года раньше, то есть до конца нынешнего года. Таким образом, в нашей области вопрос с ликвидацией аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года, полностью будет закрыт во всех муниципальных образованиях.
На сегодня переселено уже более 3 тыс. человек, из которых 2 тыс. в рамках мероприятий по нацпроекту, а остальные – в рамках реализации региональной программы. Для тех людей, которые отказались получать денежные возмещения за их расселяемое аварийное жилье, в этом году строятся десять многоквартирных домов. Пять новостроек уже заселены, еще три дома введены в эксплуатацию, и идет оформление квартир в собственность будущих новоселов, в двух оставшихся домах завершается внутренняя отделка помещений.
– Еще одной важной проблемой для некоторых населенных пунктов региона остается потребность в качественной воде. За 2021 год в рамках регпроекта «Чистая вода» было построено 11 крупных объектов водоснабжения. Каких результатов удалось добиться в 2022 году?
– Этот федеральный проект предполагает строительство новых водозаборов и установку станций водоподготовки там, где невозможно иное решение проблемы. В этом году новые системы водоподготовки появились в семи населенных пунктах региона. Из федерального бюджета на эти цели направлено 447,7 млн рублей, еще 9,1 млн рублей софинансировала область. Но это не все. В рамках областной адресной инвестпрограммы направляется порядка 2 млрд рублей на другие работы по модернизации систем водоснабжения. Всего реализовано 95 таких мероприятий – это и бурение скважин, и строительство водопроводов, и прокладка канализационных сетей, и другие работы.
– Летом губернатор Александр Гусев подписал соглашение о сотрудничестве с главами трех районов ЛНР. Речь шла в первую очередь о восстановлении коммунальной инфраструктуры пострадавших территорий. Как складывается эта работа?
– После подписания соглашения наши специалисты и крупные подрядчики выехали на места для оценки объема работ. Там уже и были определены приоритетные объекты для восстановления – их на сегодняшний день 19. Объем работ там требовался, конечно, разный: от замены участков поврежденных сетей до установки современных газовых котельных. Например, в двух школах был проведен капремонт систем теплоснабжения, установлено несколько новых газовых котельных для школ и детсадов, модернизировано оборудование водозабора и теплоисточников в районном центре и т. д. Соответственно и финансовые ресурсы на это требовались немалые – более 100 млн рублей выделено из воронежского регионального бюджета.
– В этом году в Ваше ведение перешло очень непростое направление - сфера ТКО, где реализуется масштабная мусорная реформа. Каких результатов удалось добиться в этой области, и как в целом прошел процесс «погружения» в новую сферу?
–Действительно в середине года нашему департаменту передан целый ряд полномочий по строительству полигонов и мусоросортировочных комплексов, рекультивации свалок и реализации иных направлений. Тем не менее, с департаментом природный ресурсов мы продолжаем совместную работу над многими проектами в этой области.
За прошедшие полгода удалось достичь ощутимых положительных результатов. Так, в начале сентября стартовало строительство нового мусоросортировочного комплекса и полигона в Калачеевском районе, запустился мусоросортировочный комплекс в Павловском районе, привлечено федеральное финансирование на рекультивацию свалок в Воронеже (ул. Землячки – ред.) и в Эртильском районе, начата рекультивация свалки, площадью более 11 га, в Грибановском районе - за областные средства.
Все эти работы должны стартовать в следующем году. А сейчас мы совместно с ППК «РЭО» активно работаем над формированием стратегии будущего строительства полигонов и мусоросортировочных комплексов. Она позволит нам обеспечить 100%-ю сортировку ТКО в регионе.
– Летом 2021 года вы заявили, что Воронежская область постепенно входит в эру мусорной реформы, но, прежде чем требовать от жителей раздельного сбора отходов, надо подготовить инфраструктуру. Удалось ли сделать это?
– Частично. Интересно, что с процессом оборудования площадок для раздельного сбора мусора районы области справляются гораздо лучше, чем областной центр. Благодаря выделению из регбюджета 300 млн рублей, в 10 муниципальных районах до конца года появится около 2 тыс. контейнерных площадок. А вот в Воронеже за два года реконструированы площадки под раздельный сбор мусора только в двух районах – Центральном и Железнодорожном. Остальные освоить выделенные из областного бюджета средства пока не смогли. Вообще в Воронеже пока эффективно разделяется только пластик - контейнеры-сетки для него стоят практически в каждом дворе, и ежедневно оттуда вывозится более 150 куб. м сырья.
В целом в процессе реконструкции площадок под раздельный сбор мусора вскрылась острая для Воронежа проблема – инертность управляющих компаний в вопросах раздельного сбора отходов. Жители готовы к переменам, включаются в этот процесс достаточно активно, а мы со своей стороны «выбиваем» финансирование под проекты, но на уровне УК зачастую весь процесс тормозится. Ни ГЖИ, ни управы районов пока не смогли повлиять на них. К примеру, в Центральном районе Воронежа почти половина запланированных площадок под раздельный сбор мусора не была реконструирована из-за необоснованного отказа УК предоставить управе разрешение на проведение работ на придомовой территории. Это нонсенс. Что могу тут сказать: подобные действия приведут только к тому, что в будущем всю эту работу УК будет делать за свой счет. Или, как обычно, за счет жителей домов, потому что раздельный сбор мусора – это неотвратимое будущее, избежать его не удастся.
– А какие ошибки УК чаще всего допускают при оборудовании контейнерных площадок для раздельного сбора отходов?
– Такая площадка должна иметь твердое основание с ограждением, как минимум один зеленый контейнер для вторсырья, оранжевый - для пластика , серый - для смешанных, неперерабатываемых отходов. Кроме того, на контейнерах должны быть красочные понятные наклейки, а рядом - информационные плакаты. Мы со своей стороны все правила и нормы собрали в единый регламент и направили в УК города, то есть вся эта информация у них есть.
Кстати, макеты наклеек и плакатов мы сами разработали с экоактивистами и направили в УК, но воспользовались ими единицы. Я уже не говорю о какой-то разъяснительной работе среди жильцов по раздельному сбору мусора, и уж тем более об экоакциях – ничего этого не проводилось. Более того, некоторые УК по согласованию с управами установили на площадках не цветные контейнеры, а бункеры для крупногабаритных отходов и контейнеры-сетки. При всем этом они убеждены, что свои обязательства в полной мере исполнили. У нас, к сожалению, нет полномочий по привлечению их за подобные действия к ответственности, но будем работать совместно с ГЖИ и Роспотребнадзором, которые имеют возможность штрафовать за такой подход на значительные суммы.
– Как в этом году велась работа по благоустройству городских территорий, и каковы планы на будущий год?
– В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» на повышения качества городской среды в регионе было направлено 2,3 млрд рублей в текущем году. На эти средства были обновлены 47 дворов и 67 городских пространств, включая благоустройство Петровской набережной в Воронеже. Кстати за последние годы это один из наиболее дорогостоящих проектов благоустройства. Предварительный план на следующий год уже сформирован. Мы его опубликуем сразу после завершения конкурсных процедур по отбору подрядчиков. Пока могу сказать, что на все предполагаемые работы будут направлены финансовые ресурсы сопоставимые с текущим годом, то есть мероприятия будут масштабные.
Автор: Ирина Иванова
Комментарии