Известный по всему миру Цирк покажет в Воронеже чудеса дрессуры

Продюсер шоу «Баронеты» и его артисты открыли секреты успешной работы


 

В субботу, 11 марта, в Воронеже пройдёт премьера циркового шоу Гии Эрадзе «Баронеты». Это самая крупная по составу животных постановка. Зрители увидят более ста артистов: тигры, леопарды, черные пантеры, медведи, лошади, питоны, попугаи, павлины, волки, козы, олени, лисы, верблюды, собаки разных пород и так далее. Чтобы привезти всех животных в Воронеж, потребовалось 17 фур.

Зрителей встретит огромный профессиональный коллектив – 110 человек. Постановщик спектакля  - главный режиссёр Большого московского цирка Евгений Шевцов.

В преддверии премьеры, которая состоится в Воронежском цирке, артисты шоу «Баронеты» встретились с журналистами. Они рассказали о новой программе, а также особенностях цирковой жизни. Об этом подробнее.

Гия Эрадзе: «Цирк – это болото, из которого не хочется выбираться»

- Сегодня мы приехали к вам с совершенно с новым спектаклем – «шоу Баронеты». В переводе это означает «королевская свита». Животных мы привезли настолько много, что пришлось достраивать подсобные помещения в здании воронежского цирка.

Здесь, в Воронеже, мы покажем новые номера. Непосредственно на премьере будет восточный блок. Затем подготовим «цыганскую свадьбу». Это номер с гитарами, профессиональной фонограммой, записанной настоящими цыганами. Номер будет небольшим художественным произведением, а не обычным аттракционом.

Кстати, я неоднократно бывал на гастролях в Воронеже с разными коллективами. 16 лет тому назад привёз сюда легендарное шоу «Пять континентов», «Королевский цирк» также здесь был, - рассказал Гия Эрадзе.

В этот раз на спектакль обязательно придёт директор воронежского цирка Борис Бирюков. Это очень важный для меня человек – мой педагог.

- По каким критериям вы отбираете артистов для шоу?

- У меня уже три коллектива. Я создал продюсерский центр, от которого они работают.

Изначально была программа «Пять континентов». Когда нам стало тесно, артистов набралось слишком много, мы разделились. Это далось очень тяжело – в труппе были люди, с которыми мы работали вместе по 16-17 лет. Сами понимаете, жизнь артиста цирка кочевая. Люди, с которыми ты много лет ездил по городам и странам, стали уже родными. Но пришлось разъехаться. Конечно, мы все равно одна команда, хоть и находимся в разных городах, редко видимся.

Коллектив шоу «Баронеты» был создан из моего старого костяка. Все эти люди отработали со мной больше десятка лет. С некоторыми мы дружили ещё до того, как начали вместе работать. К примеру, с дрессировщиками Натальей и Андреем Широкаловыми мы познакомились в Москве в «Цирке на Речном». Затем решили, что надо объединиться и создать своё шоу.

В моём коллективе сливки российского цирка – и молодые, и уже именитые. Третье шоу создано на базе аттракциона народного артиста России Тофика Ахундова. Оно называется «Гиппопотамус». Эту программу мы привезём в Воронеж в следующем году. Там, к слову, работает представительница династии Запашных – Екатерина Запашная.

Я никогда не думал, что буду работать с Тофиком Ахундовым. Я помню, как ещё ребёнком видел его представления. Он приезжал на гастроли со своим бегемотом Жужой. Я смотрел на него с восхищением. Теперь я его директор. 

- Сказался ли экономический кризис на работе цирка?

- На качественный цирк зрители ходят всегда. Люди идут на мои шоу, потому что уверены в профессионализме. Как только проходит первый спектакль, начинается сарафанное радио, приходит новый зритель.

Сегодня шоу «Баронеты» по заполняемости зала, по рентабельности, экономической составляющей занимает второе место. Уступает только «Королевскому цирку». На наших спектаклях всегда аншлаги, всегда полный зал.

Никто не возит постановки таких масштабов, как мы, потому что все считают деньги. Мы тоже умеем их считать, но помимо денег есть творчество. Оно у меня стоит на первом месте. Профессиональное творчество может работать полностью на самоокупаемости.

Сейчас у меня есть планы по созданию четвёртого коллектива. При этом наш фирменный стиль со всем блеском будет сохранён. 

Я рисковал, когда открывал своё шоу. Зрители привыкли, что на сцене артист в цирковом костюме, трапеция, кнут, тумба и животные. Вот он советский цирк. Я же смешал жанры эстрады, цирка и мюзикла. Это необычный свет, открытые костюмы, авторская музыка, написанная известными композиторами специально для наших номеров, балетные элементы, использование дыма. Получился такой голливудский вариант. Оказалось, что  именно этого ждала российская публика.

- Цирк Дю Солей часто переманивает российский артистов. Сталкивались ли вы с этим?

- За все годы моей работы ни один мой артист не ушёл в Дю Солей. Я знаю, что из государственных компаний уходят. С одной стороны, это обидно. С другой – артиста можно понять. Все хотят жить, у всех есть дети, семьи. Не каждый может вытерпеть те условия, которые есть в государственных цирках. Молодцы те патриоты, которые остались в стране и работают за государственную ставку, ведь не у каждого коллектива есть продюсеры. Я не осуждаю тех, кто уехал. Это их право. Чтобы артисты не  уезжали, для них обходимо создать нормальные условия. Но это уже вопрос не ко мне, а к вышестоящему руководству. От меня артисты не сбегают.

Из моих коллективов артисты уходили по объективным причинам. Например, текучка есть в балете. Молодые девочки, которые приходят ко мне 18, к 25 годам, как правило, выходят замуж и уходят в декрет.

Кроме того, не многие выдерживают сумасшедший темп жизни артиста цирка. Я гастролирую уже 26 лет. Очень часто, заснув в самолёте, я не могу понять, в каком городе приземлился. Это от усталости, от психологической нагрузки. За неделю я могу поменять два-три-четыре города, а то и несколько стран. Мы не обычные люди, мы постоянно запаковываем и распаковываем чемоданы. Многие устают и уходят из цирка. Остальных же цирк засасывает навсегда, это болото, из которого уже не хочется выбираться.

Наталья Широкалова: в прошлой жизни я была чёрной пантерой

Одним из самых ярких номеров шоу «Баронеты» Гии Эрадзе назвал аттракцион дрессировщиков Натальи и Андрея Широкаловых. Зрители увидят на одном манеже 13 хищников. Это смешанная группа – выступят тигры, пантеры, леопарды и лигры (помесь льва и тигра).

 

- В чем сложность работы со смешанной группой?

- Сложно, потому что все хищники абсолютно разные. Кроме того, они  одиночки по природе. Я занимаюсь дрессурой хищников уже 21 год. Я умею найти подход к животному, знаю, чего они хотят, - рассказала Наталья Широкалова. – Они меня воспринимают родственницей, но при этом относятся с уважением. Мне кажется, что в прошлой жизни я была чёрной пантерой.

Когда мы прошлый раз выступали в Воронеже, у нас было восемь хищников. Сейчас уже 13. Мы гордимся тем, что у нас в цирке рождаются детишки.

- У вас есть интересный номер – пантера, которая летает под куполом цирка. Как удалось поставить такой трюк?

- Летающую пантеру зовут Шерик. Ему девять лет. Все что он делает, он делает с удовольствием. Когда Шерик был маленький, я наблюдала за ним, что ему больше нравится. Оказалось, что он любит прыгать и летать. Так родился этот трюк.

- У нас «интеллектуальная» дрессура. Мы не используем палки. Нам достаточно посмотреть на животное, сказать команду, оно все поймёт и исполнит. Кричать для этого не обязательно, - добавил Андрей Широкалов.

Самому старому нашему питомцу – леопарду Айдару – сейчас 19 лет. Он уже ничего не видит, плохо слышит. Айдар не выходит на манеж. Он теперь просто наш талисман.

- Бывают ли у вас проблемы с защитниками животных?

- Бывают, но только до тех пор, пока они не заходят к нам, пока не увидят, в каких условиях мы содержим зверей.

После того, как развалился СССР, мы первыми поехали на гастроли в Евросоюз. Отработали там три года. За всё это время у нас не было ни одной проблемы. Защитники животных приходили, смотрели, оценивали. У нас там не было крытого помещения, цирк стоял на улице. Защитники даже в бинокль наблюдали за тем, как мы обращаемся с животными. Претензий не возникало.

Алексей Плотников: Медведи веселятся на манеже

Екатерина и Алексей Плотниковы – дрессировщики медведей – жители Воронежа. Они приехали на гастроли к себе домой. Сейчас с семейной парой гастролирует их пятилетний сын Миша. Правда, он пока на манеж не выходит, участвует только в репетициях. Но это, по словам Алексея, вопрос времени. Так рождаются цирковые династии.

- В Воронеже на манеж впервые выйдут четыре маленьких медвежонка. Им по два года. Покажем их во всей красе. Но и более взрослые медведи в представлении останутся.  В этом есть некая сложность, совместить молодых и уже опытных животных. Все-таки медведи – одиночки. Сложно разделить между ними манеж, - рассказал Алексей Плотников. – На репетиции у нас ушло два года.

Дрессура у нас больше похожа на игру, а не на укрощение. Медведи получают поощрения. Они выходят на манеж и веселятся.

- У вас есть номер, в котором медведь катается на лошади. Сложно ли объединить этих животных?

- Не каждого медведя можно посадить на лошадь. Необходимо правильно их подобрать. Лошадь по природе своей боится хищников. Поэтому непросто создать тандем, - добавила Екатерина Плотникова.

Отметим, гастроли шоу «Баронеты» в Воронеже продлятся с 11 марта до 23 апреля.

Автор: Евгения Полухина

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.