Елена Литвинчук: «У каждого неравнодушного воронежца иногда возникает чувство обиды за город»

Елена Литвинчук: «У каждого неравнодушного воронежца иногда возникает чувство обиды за город»

Председатель Контрольно-счетной палаты – о блеске и нищете бюджетных расходов


 

Контрольно-счетная палата города Воронежа – один из самых надежных источников информации о том, как власти областного центра распоряжаются казенными средствами и муниципальным имуществом. Елена Литвинчук возглавляет КСП с апреля 2013 года. Интернет-газета «Время Воронежа» предложила председателю Палаты подвести некоторые итоги этой работы, а заодно поразмышлять и природе нарушений бюджетного законодательства.

- Елена Станиславовна, вы возглавляете КСП четыре года. Скажите, чего удалось добиться за это время, а чего не удалось? И сразу второй вопрос: с какими нарушениями бюджетного законодательства вам чаще всего приходится сталкиваться? И чем они вызваны?

 - Если говорить непосредственно о проверке расходования бюджетных средств, то процент охвата проверками расходов городского бюджета ежегодно превышает 50%, плюс проверки управления городским имуществом, проверки МУПов, участие города в акционерных обществах и т.д.

Доля выявленных нарушений в общем объеме проверенных средств колеблется от 10 до 20% в зависимости от того, какие объекты преобладают в плане работы Палаты в конкретном году. В среднем в год процент нарушений составляет порядка 14%. В суммовом выражении – это 5,7 млрд руб. за четыре года, из них 3,3 млрд руб. – нарушения при управлении и распоряжении имуществом.

Сумма впечатляющая, но сразу скажу, что абсолютное большинство нарушений не носят криминального характера, а допущены либо по причине непрофессионализма сотрудников, исполняющих те или иные государственные и муниципальные функции, либо, как это часто бывает, когда важные и финансово-ёмкие вопросы решаются «срочно-обморочно», а до оформления документов руки доходят в последнюю очередь. Много, казалось бы, технических вопросов, связанных с неправильным либо несвоевременным оформлением фактов хозяйственной жизни организации – то, что мы называем нарушением бухучета, но такие «технические недочеты» всегда чреваты либо недоплатой налогов, либо штрафами, то есть в любом случае убытками для бюджета либо муниципального предприятия или учреждения. Радует то, что процент нарушений не растет, наблюдается даже их сокращение.

Чего удалось добиться? Если в рублях, то всего за четыре года по представлениям КСП возмещено 3,8 млрд руб. (67% от общего объема выявленных нарушений). Устранен целый ряд нарушений в распоряжении имуществом, большинство из которых стали следствием решений, принятых годами ранее. По оценке в рублях – порядка 2,5 млрд руб.

Средства возвращались в бюджет «живыми» деньгами, дополнительными работами и услугами подрядчиков, увеличением поступлений от платы за пользование муниципальным имуществом и землей.

Достаточно весомый вклад в муниципальную казну по представлению КСП внесла в 2014 году УК «Рынок Придача»: по инвестиционному контракту в собственность города передано 65 квартир на 150 млн руб. В 2015 году, благодаря настойчивости Палаты, завершилась семилетняя история оформления в городскую собственность и документарного ввода в эксплуатацию Чернавского моста – дорогостоящего объекта городской инфраструктуры.

Длительный характер всегда носит претензионная работа, проводимая муниципальными заказчиками по представлениям и предписаниям Палаты. До сих пор мы отслеживаем взыскание денежных средств с подрядчиков по нарушениям 2014-2015 годов. В 2016 году по нашим представлениям заказчиками возвращено более 17 млн руб., и средства продолжают поступать.

И, наконец, результаты работы, которую я считаю наиболее важной, но которую деньгами оценить очень сложно – это предупреждение нарушений. За четыре года, которые я работаю в этой должности, кое-что удалось сделать и продвинуться в принятии целого ряда законодательных и нормативных правовых актов, которые позволили упорядочить администрирование доходов, бюджетные расходы, взаимодействие городских структур, от чего есть реальный экономический эффект.

Это о том, что удалось сделать. А чего сделать не удалось? Да, пожалуй, решить все эти вопросы окончательно. Есть нарушения, которые носят традиционный характер: поставка не тех, что прописано в контракте, работ, услуг, материалов и оборудования, продление сроков контрактов, увеличение цены, иногда без обоснования. Имущество еще предстоит выявить и оформить. Практически в каждой проверке встречаются неоформленные постройки, земля, линейные объекты, дорогостоящее имущество. Взаимодействие городских структур тоже оставляет желать лучшего. Когда вижу, как вскрывают хорошее дорожное покрытие, руки иногда опускаются. Хотя нам удалось добиться принятия постановления администрации «О взаимодействии жилищно-коммунальных, аварийно-диспетчерских и аварийно-ремонтных служб при возникновении аварийных ситуаций». В 2015 году было принято постановление № 753, в июне 2017 г. - новое, № 339.

 - Можете финансово оценить деятельность КСП: к примеру, сказать, сколько нецелевых, неправильно израсходованных средств удалось вернуть в казну по итогам прошлого года? Вообще, в принципе такое возможно, или, что из бюджета ушло, в него уже не вернется?

- Если говорить отдельно об итогах прошлого года, то он был не самым результативным, но в 2016 году возмещено денег и оформлено имущества на сумму 450 млн руб.:

- 14 млн руб. - перечислено в бюджет МУПами «ВГЭС» и «Рынок «Южный»;

- 17 млн руб. - возмещено в бюджет подрядчиками в добровольном порядке и по решениям судов;

- на сумму 105 млн руб. внесено в реестр объектов муниципальной собственности и возвращено неиспользуемых нежилых помещений;

- на 20 млн руб. увеличены назначения по доходам бюджета 2017 года, которые гарантированно поступят в этом году;

- 179 млн руб. перечислено МКП «Воронежгорсвет» в виде бюджетной субсидии.

Кроме того, после нашей проверки и ряда совещаний в администрации, думе и в областном правительстве, РВК «Воронеж» и администрацией города уже в этом году подписано допсоглашение об увеличении инвестиций в городскую инфраструктуру на полмиллиарда рублей.

Говорить о том, что это только заслуги Палаты – неправильно. И администрация города, и городская дума делают очень много. Мне думается, что, несмотря на наличие проблем, сейчас взаимодействие всех ветвей городской власти на очень хорошем уровне.

 - В условиях кризиса и сокращения бюджета у КСП работы стало меньше? Или наоборот – поскольку теперь каждая бюджетная копейка на счету?

- Бюджет города сократился только в 2016 году, когда расходы снизились без малого на 600 млн руб., а в этом году план по расходам вырос почти на 3,5 млрд рублей за счет дорожного фонда.

У нас работы меньше не стало. Напротив, с 2015 года на Палату возложены обязанности контроля муниципальных закупок, добавились и другие полномочия. Кроме того, мы планируем работу не «от бюджета», а «от темы». Каков бы ни был объем бюджета, в городе всегда будут работать детские сады, школы, учреждения культуры и спорта, будут ремонтироваться дороги, коммунальные сети и т. д. Все социально важные направления расходования средств, будь то ЖКХ или образование, нами проверяются ежегодно. Выводы, сделанные на основании проверки однотипных учреждений или работ, проще экстраполировать на отрасль в целом.

- В начале года прокурор области Николай Шишкин сетовал на то, что контрольные органы дают его ведомству мало информации, из-за чего прокуратура не всегда в курсе происходящего. Как складываются ваши взаимоотношения с правоохранительными органами? Есть ли какие-то результаты совместной деятельности?

- Взаимоотношения с правоохранительными органами, впрочем, как и с другими государственными структурами, оформлены официально – в форме соглашений о сотрудничестве. На основании этих соглашений мы направляем материалы, имеющие признаки правонарушений, в надзорные ведомства для принятия мер в рамках их компетенции.

За четыре года в правоохранительные органы (в том числе по их запросам) направлено 147 материалов. По результатам проверок возбуждено 18 уголовных дел, принято 13 иных мер реагирования.

 - По вашему впечатлению, большинство нарушений при расходовании бюджетных средств в Воронеже вызваны низкой квалификацией работников администрации или правильнее вести речь о злом умысле?

 - Думаю, на этот вопрос я уже, наверное, ответила. Все «умыслы», злые и не очень, устанавливаем не мы. Низкую квалификацию и ошибки в работе видно сразу, поэтому практически каждое наше представление содержит требование о наложении дисциплинарного взыскания на виновных лиц. За четыре года вынесено 295 взысканий, в том числе были и увольнения. Только в 2013 году было уволено восемь руководителей. А для добросовестного сотрудника, допустившего досадную ошибку, и выговор является очень серьезным наказанием.

- Вас не охватывает чувство безнадежности – мол, сколько ни бейся, ничего не изменится, как воровали – так и будут воровать? И если черпаете надежду и силы – то в чем?

- Я много лет работаю в государственном, теперь в муниципальном контроле. И сказать, что ничего не изменилось, было бы несправедливо. Очень хорошо помню, когда была создана областная КСП, и в середине 90-х мы вышли на проверку в департамент финансов, то вместе с финансистами, поднимая каждый договор, считали, какая же задолженность сложилась по долгам сельхозпроизводителей, а какая в целом по области – этих цифр просто не было в учете. Мы думали, что никогда не избавимся от взаимозачетов и не погасим долги по детским пособиям и по зарплате бюджетникам. Ситуация изменилась кардинально. Изменилась бюджетная политика, выросла бюджетная грамотность и дисциплина.

В городском управлении финансов создано подразделение, осуществляющее внутренний финансовый контроль. Результаты их работы тоже очень заметны и востребованы. Администрация видит не всё, поскольку на поверхности оказываются уже результаты нарушений, а сами нарушения и причины их возникновения можно увидеть только «с земли», выйдя на проверку. И реагирование городских властей на выявленные нами нарушения приносит свой результат. Так что чувства безнадежности нет.

Бывает, как у каждого неравнодушного воронежца, обида за город и чувство стыда, когда реальные дела и прекрасные идеи, воплощенные в Воронеже за последние годы, часто меркнут на фоне стрессовых сценариев и «зажатых» расходов городского бюджета.

Один пример: в столице международного Платоновского фестиваля и детского фестиваля «Маршак» есть учреждение культуры, где нет туалета никакого, ни внутри, ни на улице (клуб «Первомайский»), в другом аварийном здании провален пол в актовом зале, где один ребенок сломал ногу (клуб «Краснолесный»). А на библиотеки, в том числе и детскую имени Маршака, выделяется в среднем около 9 тысяч в год для пополнения книжного фонда.

Так что, как говорил Михаил Жванецкий, надо воровать не с убытков, надо воровать с прибылей. Поэтому, где одни убытки и воровать нечего, мы не воров ищем, а резервы для увеличения финансирования, в данном случае – городских учреждений культуры.

 Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.