Александр Золотых: «Все пруды в Воронежской области отданы в аренду незаконно»

Александр Золотых: «Все пруды в Воронежской области отданы в аренду незаконно»

Главный рыбинспектор региона - о работе своего ведомства и пионерном «аквакультурном проекте»


 

Разговор с  начальником Верхнедонского отдела рыбоохраны (государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов) Александром  ЗОЛОТЫХ мы начали с сезонной темы: с итогов традиционного двухмесячника  по охране нерестящихся рыб.

- Мероприятие традиционное, и итоги его стандартны: по итогам двухмесячника зафиксировано 78  административных нарушений, - констатировал Александр Васильевич. -   Правда, ы этом году  наблюдалась особенность, связанная с глобальным потеплением.  Обычно в марте  лед еще стоит на водохранилище. В 2016-м  вместо льда в марте уже стояли сети.  Браконьерских  орудий лова с начала года мы уже изъяли около тысячи. И, как всегда, рыболовное сообщество  помогало бороться с ними.

Сетей – на порядок  больше, чем браконьеров

- Несколько лет назад  запрет на ловлю с лодок решением региональных властей продолжался почти до августа - и то же рыболовное сообщество было проявляло большое недовольство

- Да, но  с тех пор произошли  правовые коррективы. Администрации регионов  могут изменять   стандартные  сроки двухмесячника только через громоздкую  бюрократическую процедуру и регистрацию решения в Минюсте - с этим  регионы предпочитают не связываться.

- А проблема сетей, похоже, так и не решена?

- А как она может быть решена, если  их по-прежнему можно легально продавать? Наши инспекторы ходили по Птичьему рынку, фотографировали продавцов сетчатых снастей, а те только улыбались: вот запретят – перестанем торговать, тогда…Пойманный браконьер тоже норовил демагогию развести: мол, раз государство не запрещает, значит, оно провоцирует меня на незаконный лов, значит, оно и виновато.  Экспорт сетей из-за рубежа, правда, приостановили, но отечественные предприниматели закупили оборудование, которое обеспечивает  браконьеров с лихвой. И чем  больше развиваются технологии производства, тем доступнее становятся сетчатые орудия лова.

 Более того, развиваются и " коммуникационные технологии "  - система  знаков и оповещений, которыми  обмениваются  представители  браконьерского сообщества. По крайней мере, на водохранилище эта система доведена до совершенства. Пока наш работник подходит к нарушителям- а закон заставляет нас  действовать максимально открыто, с аршинными надписями  "Рыбнадзор"- на униформе - они успевают и снасти  под воду "уронить" и удочки взять в руки.

В итоге сетей изымаем больше, а нарушителей задерживаем меньше.

Мафия, а по-русски  - семья

В последнее время - видимо  освоили  технологии смс-рассылок -  все стало еще  проще. Стоит нашей бригаде появиться на одном конце водохранилища - и через считанные минуты уже все  сидят с удочками. И сами же  охотно участвуют в качестве понятых в процедуре изъятия сетей.

Когда под Воронежем  снимался сериал «Икорный барон»  с сюжетом о браконьерстве на Волге, инспекторы  активно им помогали, и   браконьеры знали  даже о графике съемок с участием  рыбнадзора.

- А кто же наши, такие продвинутые  "икорные бароны"?

- В основном  пенсионеры. Все-таки у нас не Волга. На профессиональный уровень доходов от браконьерства рассчитывать не приходится.

- В районах  области, надо понимать, такой высокотехнологичной "мафии" нет?

-Нет. Но на одного рыбинспектора приходится  4-5 районов. Всего 14 "штыков". И, как и всем федеральным ведомствам, Рыбнадзору предписаны 10-процентные  кадровые сокращения.

- Нехватка кадров,  плавсредств, бензина с советских времен были  проблемой Рыбнадзора.  Здесь тоже все  по-прежнему?

- Все, конечно относительно, но, сейчас  на материальную базу жаловаться грех. Есть 17 лодок - "казанок", 40-сильные моторы. Еще  недавно об  этом оснащении можно было только мечтать.

Появилось серьезное снаряжение и у партнерских структур - областного департамента по экологии.

- Хотелось бы поделиться наблюдением:  раньше   общественность города сильно раздражали  моторные лодки которые бороздили водохранилище и реку Воронеж, начиная чуть ли не с марта   месяца.  Мол, простому гражданину  нельзя  и  на резиновой лодке поплавать, а эти ребята  на мощных катерах  гоняют прямо в районе нерестилищ.

- И с этим трудно было что-то поделать. Потому что эти "ребята", как правило, непростые - люди с погонами, чиновники, депутаты. Некоторые – просто отчаянные любители покататься на воде.  Даже когда на них удалось накладывать штрафы,   никакого действия это  не оказывало.  И лишь после  того как предупреждать взялся лично губернатор  Гордеев, дело сдвинулось с места. Все территориальные ведомства пошли ему навстречу и обязались увольнять не только силовиков- нарушителей, но и их непосредственных начальников. И все - беспредел на воде прекратился.

Аквакультурная столица Черноземья

- Александр Васильевич, вы один из сторонников Закона об аквакультуре, принятом в 2013 году. Рыболовная общественность тогда восприняла закон, мягко говоря, неоднозначно. Боялись, что уйдут под частника и реки, и даже водохранилища. Оправдываются ли эти опасения?

- Ничего страшного, как видите, не происходит. Долгое время закон вообще не работал –не хватало подзаконных актов. И только в этом году   началась его практическая реализация.   И Воронежская область  стала одним из пилотных регионов страны!   От  областного департамента  природных ресурсов и экологии в Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства  уже отправлено  пять заявок на  аренду водных объектов для рыбохозяйственной деятельности.  Четыре – на разведение рыбы карповых пород в прудах.  Одна - на организацию садкового хозяйства под  осетровые породы на участке реки. Инициативу проявили в Панинском, Аннинском, Эртильском районах.  

В течение трех месяцев  будут  организованы торги, и  эти объекты будут отданы в аренду по стартовой цене 34,4 тысячи рублей за 100 гектаров.  На какой срок – это  будет определяться конкретным договором.  Ориентировочно – на 20-25 лет.

- Но ведь все сколько-нибудь пригодные для рыбоводства пруды у нас в аренде.

-Да, около 70%  водоемов области уже  имеют арендаторов, у некоторых есть даже «зеленки» на руках.  По договорам, муниципалитеты сдают в аренду участки земли, находящиеся под прудами.  Но все  эти «зеленки» и  договоры, по большому счету,  незаконны.  Потому что практически все пруды - часть водной системы региона, они связаны с ней ручьями или руслами ручьев – и значит, должны находиться  под федеральным контролем. Не думаю, что завтра начнется радикальный передел рынка. Но по мере окончания  аренды прудов новые торги будут  организованы уже по Закону об аквакультуре. И это  исключит злоупотребления местных князьков и «прудовых мафий» - потому что  деньги  пойдут напрямую в федеральный бюджет.

- Получается, вашему  природоохранному ведомству предписано надзирать и за хозяйственной деятельностью?

-Да,  это наша «уставная» обязанность. Возможно,  со временем  проявится  специальная инспекция. Но пока  других  ведомств, обладающих  нужной компетенцией в «рыбной теме», нет.

Беседовал: Александр Саубанов

 

 

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.