Со следующего года заканчивается действие программы льготного автокредитования. Напомним, что ее сутью было предоставление пониженной на 2/3 ставки рефинансирования, то есть на 5,3 процента, на широкий спектр автомобилей производимых в нашей стране. В господдержку укладывались не только бюджетные детища отечественного автопрома, но и недорогие иномарки.
По мнению правительственных чиновников, субсидирование было успешно: «по итогам реализации программы в период с июля по ноябрь 2013 года в кредит по льготной ставке было реализовано более 184 тысячи автомобилей». Власти считают, что программа достигла своих целей и потребности в ней уже нет.
Иного мнения придерживаются эксперты. Они указывают, что негативный тренд по снижению продажи новых машин так и не был сломлен. Продажи авто на протяжении всех последних месяцев были ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Не удалось добиться и существенного роста продаж легких грузовиков, которые также подпадали под условия программы. Это при том, что условия кредитования для нашей страны можно считать уникальными. Эффективная ставка по кредиту в ряде банков была на уровне 7-9 процентов годовых, то есть ниже ставки по депозитам. Получается, что купив машину в кредит, сэкономленные деньги можно было бы положить в банк и зарабатывать чистыми 2-3 процента годовых.
Кредитные организации указывают, что эффект от программы в их показателях был относительно не велик. Банкиры говорят о 300-400 продажах по программе на банк, а весь объем продаж в Воронежской области в рамках льготных условий составил около двух тысяч. Средняя сумма кредита – 300-350 тысяч рублей.
Благотворного влияния господдержки не ощутили и воронежские автосалоны. Они отмечают, что этот год был сложный и внедрение субсидирования не вызвало всплеска продаж. Некоторые указывают, что в отличие от государственной программы, которую осуществляли в разгар кризиса, нынешняя куда в меньшей степени была обеспечена пиар-сопровождением. Многие потребители, даже приходя в автосалон, не знали о соответствующих возможностях.
Возможно, что шумиха, поднявшаяся вокруг прекращения субсидирования, подтолкнет кого-то на покупку автомобиля с использованием льготного кредита. Впрочем, власти обещают что «продолжат мониторинг ситуации на автомобильном рынке в 2014 году и при необходимости предложат меры поддержки, адекватные динамике каждого сегмента авторынка». Не исключено, что программа в том или ином виде продолжится и в новом году.
Комментарии