Внешнеполитический курс России после выборов президента вполне может измениться – несмотря на то, что не изменится личность главы государства. Такой вывод можно сделать по итогам выступления заведующего сектором стратегических оценок Центра ситуационного анализа Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергея Уткина на заседании Воронежского клуба политологов 30 ноября.
Сергей Уткин является также руководителем направления «Внешняя политика и безопасность» Центра стратегических разработок (ЦСР). Этот Центр, как известно, занят подготовкой стратегии развития России на период после президентских выборов 2018 года. Разные группы экспертов разрабатывают программы, касающиеся экономики, образования, здравоохранения и т. д. Что касается Сергея Уткина, то он специализируется на внешней политике. Работающие под его началом эксперты подготовили «Тезисы по внешней политике и позиционированию России в мире», которые перед встречей в Клубе передали воронежскому экспертному сообществу.
Центр стратегических разработок пользуется устойчивой репутацией компании либерально мыслящих людей. В России с недавних пор у части публики понятие «либерал» считается ругательством. Посему Уткин предупредил сразу, что тезисы есть продукт труда людей разных политических взглядов и представляют собой баланс суждений.
Разговор о тезисах тем более представляет интерес, что свои разработки ЦСР готовит не для собственного удовольствия, а представляет Владимиру Путину, которого, как известно, связывают крепкие отношения с главой Центра Алексеем Кудриным. Президент эти стратегии читает и выводы, безусловно, делает. Посему нельзя исключать, что некоторые предложения Центра будут реализованы после весенних выборов.
Изоляция – это отставание
К чему, собственно, сводится этот документ? России следует избежать двух крайних альтернатив во внешней политике. Первая — самоизоляция страны, милитаризация хозяйства и общества, жесткая централизация на фоне вовлечения во все новые конфликтные ситуации. Изоляция, дал понять Уткин, это отставание. Вторая — хаотичное отступление, односторонние уступки и сдача позиций под влиянием обострения внутренних проблем. Обе альтернативы чреваты катастрофой для страны.
Как избежать катастрофы?
Совершить экономический рывок. Современная российская экономика ориентирована на добычу ренты и торговлю ресурсами, а не на создание продуктов высокой переработки. Это привело к тому, что доля России в мировом ВВП составляет всего 1,7%. Нужно в корне пересматривать подходы, сказал Уткин, перестать оказывать давление на бизнес, а самое главное – налаживать технологическое партнерство с передовыми экономиками, поскольку в одиночку ни одна страна не способна справиться с такой задачей.
Без собственной развитой экономики государство не представляет ни интерес, ни силу. Когда между странами мало экономических отношений – тогда жди конфликта. Как сказал Уткин, Россия для США как экономическая величина не существует, что и дает повод для разного рода политических коллизий.
Впрочем, он же заметил, что Соединенными Штатами список развитых западных держав не исчерпывается, и найти там партнеров вполне реально – при условии, если у нас будет, чем их заинтересовать.
Глобус Воронежской области
Но чем? Рассуждая на эти темы в провинциальном русском городе, нельзя не сказать о том, какой может быть роль регионов в осуществлении внешней политики. Сергей Уткин нашел подходящие слова:
– Воронеж – довольно успешный университетский город. Университет – центр интеллектуального общения, в том числе международного. И оно должно становиться все более международным.
Он пояснил, что имеется в виду:
– Можно и нужно увеличивать число иностранных студентов – и не только за счет постсоветского пространства. И стараться не уступать по качеству образования мировым стандартам. Сейчас это несложно, поскольку есть полный доступ ко всей нужной литературе.
Также эксперт призвал не рассматривать международную роль Воронежской области исключительно в плоскости ее пограничного с Украиной состояния – «это упрощенный подход».
– Облик региона, – пояснил Сергей Уткин, – определяется экономическими показателями: откуда идут инвестиции, куда осуществляется экспорт. В том числе надо учитывать состояние малого и среднего бизнеса – для него не должно быть слишком сложным начать экспортную деятельность.
Тут уж не удержался депутат Госдумы Андрей Марков, регулярно участвующий в заседаниях Клуба:
– Только за последний месяц в Воронежской области прошли встречи с делегациями из Венгрии, Германии, Турции. Так что Центру стратегических разработок есть, что изучить в плане регионального опыта международного сотрудничества.
В свою очередь, Сергей Уткин сказал: чтобы сотрудничество развивалось, у нас должно быть что-то, что мы можем предложить; но зачастую международные контакты заканчиваются подписанием меморандумов о готовности сотрудничать в будущем.
Технократы вместо шпионов
В этой связи он, можно сказать, покусился на святое:
– Для налаживания достойных отношений требуются другие инструменты дипломатии. На дипломатической службе должны состоять люди, которые понимают экономику. Более того, которые разбираются в высоких технологиях. И при этом умеют правильно пользоваться современными средствами коммуникации.
В общем, старания ЦСР избежать упрека в излишнем либерализме своих разработок, кажется, следует признать бесплодными.
Один из участников Воронежского клуба политологов это, можно сказать, нутром почувствовал.
– Сколько можно, – произнес этот неравнодушный человек, – играть по правилам, которые придумали не мы. Может быть, пора уже придумать свои правила и играть по ним.
Сергей Уткин пояснил, что он не разделяет мысль о существовании мировой закулисы, а Андрей Марков прибег к доходчивой метафоре:
– В следующем году в России – чемпионат мира по футболу. Представьте: наша команда выходит на матч, а в ее составе – пять биатлонистов. Мы, дескать, правила поменяли.
Публика оживилась, посыпались реплики, что наш футбол и биатлонисты не спасут. Но, в общем, про правила депутат все рассказал предельно ясно.
Сам Марков хотел узнать у Уткина другое: учитывалось при работе над тезисами мнение людей молодых, тех, кто только входит в жизнь, но которым совсем скоро придется отвечать за положение дел в мире.
Молодежная группа, сказал Уткин, свои предложения по внешней политике представила. Взгляд этот он назвал романтическим:
– Они поставил в центр цели, формирующиеся на площадке ООН: борьба с бедностью, эпидемиями, ситуация со здравоохранением в некоторых странах.
Сергей Уткин признал, что такой сценарий возможен, «если новое поколение сможет уйти от старых конфликтов». Но ему лично такое развитие событий представляется чересчур оптимистичным.
И ведь верно. По мере взросления человека, его все меньше волнуют проблемы глобальные и вечные, которые, тем не менее, можно решить, если взяться за дело сообща. И тем более он погружается в проблемы частного порядка, которые решить невозможно.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии
1
Петр
1