В редакцию «Времени Воронежа» прислали видеоролик про безобразное положение дел в городском общественном транспорте. По уже сложившейся в наших краях традиции, ролик производит впечатление анонимного. Подпись под электронным письмом такая: «Сергей Петров», вполне себе похожая на псевдоним. Еще более глобальный псевдоним – «Жители г. Воронежа» - стоит в конце ролика под обращением к главе города Александру Гусеву.
Тендер с местным колоритом
В обращении говорится о вещах, под которыми подпишется любой горожанин, пользующийся услугами общественного транспорта: хамство водителей, толкучка в неудобных либо переполненных автобусах, грязные салоны, бесконечные гонки по забитым улицам… В общем, мэра просят со всем этим разобраться и поскорее, потому что владельцы городских маршрутов уже вышли с предложением разрешить им увеличить плату за проезд.
А за что платить? За рискованную и крайне некомфортную поездку на работу и с работы?
Автор ролика утверждает, что более половины компаний, обсуживающих городские маршруты, аффилированы воронежским депутатам или чиновникам мэрии. Что владельцы маршрутов зарабатывают гораздо больше, чем показывают. Что бюджету от их работы – один убыток.
С технической точки зрения видеоролик сделан мастерски – монтаж, музыка, нагнетание, кода… Видно, что работа профессиональная.
И ведь многое подтверждается простой проверкой. Открываем мы, например, официальное сообщение о муниципальном конкурсе на осуществление пассажирских перевозок от 13 апреля прошлого года, и видим, что почти все маршруты в Воронеже были розданы компаниям без какой-либо конкуренции. Какой же это конкурс?! А типичный воронежский. Не в первый раз у нас такое происходит.
Нас не догонят
Председатель воронежского комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев вспоминает, как году в 2006 его знакомый попытался войти в этот бизнес. К своему удивлению он узнал, что никаких тендеров на этот счет не проводится. Когда же ему удалось добиться организации конкурса, приятель Киселева его закономерно проиграл. А выиграли все те, кто и до того возил горожан.
Николай Киселев утверждает, что в конце 2000-х годов в Воронеже сложилась система, при которой приближенным к власти лицам и компаниям раздаются городские маршруты. Люди эти не имеют ни подвижного состава, ни водителей. Все это они потом нанимают, беря с владельцев автобусов плату за возможность работать на маршруте. Лет пять назад, говорит Киселев, был стабильный тариф – 15 тыс. рублей в месяц с каждого автобуса, да плюс еще несколько тысяч – в зависимости от маршрута и вместимости машины.
Поэтому воронежские перевозчики ни за что и не отвечают, случись какое-нибудь происшествие с участием маршрутки. Отвечают владельцы автобусов, а не маршрутов.
Система эта сложилась, когда городским транспортом управлял Дмитрий Крутских. Потом он занялся смежным бизнесом, его компания «Автолайн» непременно значится в списке победителей муниципальных конкурсов на право пассажирских перевозок. Прошлой осенью Дмитрий Крутских попал в Воронежскую городскую думу по спискам «Единой России», сейчас он является заместителем председателя комиссии по транспорту, промышленности, развитию малого и среднего бизнеса.
И в этом качестве он недавно скептически отозвался об идее введения электронной оплаты за проезд в городском транспорте: мол, люди замучаются искать, где им приобрести электронные карты.
Но, наверное, эта идея не так уж безнадежна, если во многих российских городах она действует, в том числе и по соседству с Воронежем. Николай Киселев с восторгом рассказал нам, как недавно липецкие власти наказали своих маршруточников за какие-то нарушения – снизили оплату за проезд.
- А попробуй такое сделать в Воронеже, - констатировал Киселев, - тут революция будет.
Если повезет - доедем
Пока же до революции далеко. Пользуясь этой терминологией, у нас тут сплошная контрреволюция.
Одновременно с упомянутым роликом воронежское телевидение показало сюжет о том, как активисты молодежной организации вместе с автоинспекторами затеяли и провели рейд по проверке состояния общественного транспорта. По итогам рейда вывод был однозначный: в Воронеже техническому регламенту не соответствует ни одна из проверенных маршруток.
Повсеместно наблюдается отсутствие аптечек и огнетушителей, не работают фонари, резина либо лысая, либо не для зимы. Ну, и так далее. По закону за такие вещи полагается штрафовать рублей на 500. Заплатив такой штраф, водитель обязательно начнет гонять по улицам с максимальной скоростью и минимальной безопасностью – ему ж надо деньги отбивать. Замкнутый круг.
Итак, что мы имеем? Абсолютно непрозрачный бизнес, который худо-бедно исполняет свою прямую обязанность – развозит горожан. Исполняет зачастую с угрозой для жизни клиента, да и вообще не заботясь о клиенте вообще. Оборот средств в этом бизнесе учету не подлежит никакому. Автор ролика приводит свои расчеты, согласно которым один только маршрут №90 за день привозит до 120 тыс. рублей.
Этот же автор подсчитал годовые доходы муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс», у него вышло 93 млн рублей за 2014 год (при этом, говорится в ролике, что это муниципальное предприятие зарабатывает деньги частному лицу, а не городу). Разумеется, от таких доходов никто не откажется по своей воле. А другой воли мы не наблюдаем.
Ну, вот разве что мэр попытается как-то отреагировать на обращение «жителей г. Воронежа».
Автор: Герман Полтаев
Комментарии