Воронежский депутат: местное самоуправление осталось без денег

Воронежский депутат: местное самоуправление осталось без денег

По словам Андрея Маркова, бюджетная политика перестала стимулировать муниципалитеты к развитию


 

Местное самоуправление в России сужается, как шагреневая кожа. Такое суждение выразил депутат Государственной думы Андрей Марков 28 ноября в ходе прошедшего в Ресурсном центре НКО круглого стола, посвященного перспективам развития институтов местного самоуправления.

Главной причиной драмы самоуправления, по словам члена профильного комитета Госдумы, является бюджетная и налоговая политика государства. Правда,  пример на этот счет он взял из взаимоотношений региона с федеральной властью. Но случай все равно показательный. Как сказал Андрей Марков, раньше в распоряжении региональных властей оставалось 18% налога на прибыль организаций. Центр забрал себе 1%, это минус миллиард рублей для Воронежской области. Конечно, признал депутат, затем Федерация компенсирует эти потери – субсидиями и софинансированием. Но, во-первых, под целевые назначения. Во-вторых, деньги сверху приходят, как правило, в конце года, и их трудно освоить. И в-третьих, при таком подходе утрачивается смысл в планировании: нижестоящие руководители не знают, сколько лимитов им спустят сверху, когда, на какие цели. А без планирования местная власть только и может, что по мере сил реагировать на текущие нужды, не задумываясь о будущем, даже ближайшем.

Понятно, что на уровне местного самоуправления ситуация с налогами еще выразительней, чем на уровне региона. В конце концов, областной бюджет зависит от федеральных поступлений, а сельский –  еще и от областных и районных.

Нашелся у Андрея Маркова пример и другого рода, подчеркивающий положение дел в местном самоуправлении. Инвестор на территории создает предприятие: 350 рабочих мест, высокая зарплата. В бюджеты всех уровней его налоги составляют 50 млн рублей в год. А в местный – всего 5 млн. При этом содержание одного детского сада на той территории обходится местной казне в 10 млн.

- Разве это поощряет местную инициативу? – задался риторическим вопросом депутат Госдумы. – Такие проекты для местного главы – сплошная головная боль, плюс ко всему сопровождаемая разговорами про коррупционный интерес. Так ради чего ему стараться, зазывать к себе инвесторов, создавать им условия?

Колориту картине добавила реплика главы Курбатовского сельского поселения (Нижнедевицкий район) Михаила Грибанова: на селе люди не идут работать во власть. Причина? Зарплата специалиста составляет 8 тыс. рублей в месяц.

Депутат Госдумы внес свою лепту, сказав, что достойные  люди отказываются идти в главы поселений: бюджета нет, зато контролирующих органов в изобилии; штраф за любое нарушение выше, чем зарплата, а штрафовать, сказал Андрей Марков, можно хоть каждый день.

Не потому, конечно, что все подряд злостные нарушители, а потому что, если контролер не найдет повода для штрафа, будет поставлена под сомнение его квалификация.

В этой связи Андрей Марков прояснил свою позицию по законопроекту, согласно которому муниципалитеты получат право привлекать для своего аудита региональные контрольно-счетные органы, поскольку средств на содержание местных аудиторов у них просто нет. Депутат подчеркнул, что речь идет именно о праве на привлечение внешнего контроля.

- Я же знаю, - сказал депутат, - как система работает. Когда закон выйдет – право превратится в обязанность, и многие региональные чиновники воспользуются им, чтобы свести счеты с неугодными главами местного самоуправления, превратят правовой механизм в рычаг давления.

В общем, Андрей Марков был совершенно прав, когда назвал заданную тему своего выступления «Является ли нынешняя модель местной власти самоуправлением?» провокационной.

Разумеется, на воронежском круглом столе не могла не зайти речь о территориальном общественном самоуправлении – ТОСах, система которых в регионе активно поддерживается правительством области путем предоставления бюджетных грантов. Все участники, в общем, сошлись, что ТОСы служат благому делу – стимулируют самостоятельность гражданского населения, их ответственность за тот участок, на котором они живут и взаимодействуют.

При этом прозвучала мысль, что зачастую именно ТОСам удается получить финансирование важных местных проектов по благоустройству, в то время как муниципалитету на те же цели ассигнования не достаются. В этой связи характерным можно считать мнение курбатовского главы Михаила Грибанова о том, что анонсированный властями переход на инициативное бюджетирование может погубить ТОСы.

Мысль эта показалось Андрею Маркову настолько важной, что вечером того же дня он обсудил ее с губернатором Алексеем Гордеевым. Как об этом сообщает пресс-служба правительства области, «планируемые проекты по инициативному бюджетированию не должны заменить собой существующие программы поддержки общественного самоуправления».

Очевидно, что ТОСы для областного руководства – один из самых приоритетных проектов. К примеру, заместитель руководителя Аналитического центра облправительства Алексей Боев высказал мысль о том, что лидеры ТОСов и других некоммерческих организаций вполне могут войти в кадровый резерв органов власти и местного самоуправления. Алексей Боев не произносил словосочетания «социальный лифт», но имел в виду именно его: дескать, работайте граждане и высшей наградой для вас станет возможность стать чиновником.

Здесь уместно вспомнить про зарплату специалиста в 8 тыс. рублей и про обилие алчных контролеров. Это не тот калач, которым можно заманить толкового человека.

Но у идеи, выраженной Боевым, есть еще одна сторона, о ней-то и сказал Андрей Марков:

- Мне кажется, не надо тянуть их во власть, во власти сидят бюрократы, у которых рабочий день с девяти до шести и все шаги регламентированы. А у общественных лидеров душа поет, это совсем другие люди.

И затем депутат Госдумы задал очень важный вопрос:

- Почему у нас власть считается идеалом, вершиной карьеры?

За круглым столом собрались по большей части представители низшего уровня самоуправления и общественники. Наверное, они могли ответить на этот вопрос. Но не стали.

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Ну а что вы хотели? Страна в кризисе, сказал иксовый олигарх и укатил в кругосветное путешествие на яхте, стоимостью в пол.бюджета районного города. Все нормально - каждому - свое. Мне, единственное хочется, чтобы он не возвращался. Но это, как Посейдон посмотрит.
Мой предыдущий коммент от 29 ноября, прошу считать нижтожным. Оказывается, сегодняшняя новость от ВВ, его перечеркнула. Бюджет следующего года должен быть профицитным (депутаты рассматривают такой вариант). Учитывая, что год уже практически закончился, и все гроши подсчитаны - значит у Андрея Маркова в следуещем годе должны появиться деньги на его нужды. Вы в это верите? Я - верю. Иначе, зачем нам такая дума, которая не может сложить запланированные доходы с существующими расходами? Хотя, наши подсчеты любых гос.денег простой арифметике не подчиняются. Это уже мега-математика. А в ней силен лишь тот, кто корнями присосался к этим профицитам и дефицитам. Надеюсь, Маркову, тоже что нибудь обломиться. Хотя, скорее всего, ему деньги не попадут, а налоги ,скорее всего - поднимут. Если я ошибаюсь, то дай бог, чтобы я ошибался всегда. Смотришь, и у Маркова морщины разгладятся.
Думаю, что это все останется мечтой и сказкой. Нет денег в бюджете. И не появятся они, если появятся, то уйдут на погашение кредитов или просто исчезнут. У нас рыночная экономика. А рынок не планируется. Надо сделать все расходы бюджета прозрачными. Вы сами удивитесь куда уходят деньги.