Воронежские бизнесмены поучаствовали в краш-тесте о ковидном мышлении

Воронежские бизнесмены поучаствовали в краш-тесте о ковидном мышлении

Социологи провели масштабное исследование в 26 городах

Российские социологи подготовили доклад на основании масштабного исследования в 26 городах, сообщили в фонде «Общественное мнение» (ФОМ). Темой стало поведение и мышление малого бизнеса в первую волну пандемии. В объединенную исследовательскую группу из 24 компаний вошли и две воронежские - институт общественного мнения «Квалитас» и Центр социологических исследований «Контакт».

Исследование проводилось онлайн по всей России методом фокус-групп и глубинных интервью с местными бизнесменами. Краш-тест содержит анализ того, как предприниматели переживают уникальную для российской и мировой истории ситуацию тотальной остановки потребительской и деловой активности в малом бизнесе.

Как рассказала «Времени Воронежа» руководитель Центра социологических исследований «Контакт» Наталья Филимонцева, в опросе приняли участи 170 предпринимателей. Из Воронежа социологи опросили четверых в течение двухчасового интервью.

– По результатам общероссийского исследования мы могли выбрать для исследования одно из направлений и проанализировать его. Центр заинтересовало, как на кризис реагируют разные типы предпринимателей. Гипотеза состояла в том, что бизнесмены в зависимости от типа по-разному реагируют на стресс, – рассказала социолог.

Центр «Контакт» выделил четыре типа предпринимателей в зависимости от того, как они входят в бизнес. Первый – первопроходцы с новой бизнес-идеей. Второй тип идет в бизнес по призванию управленца. Третий тип открывает бизнес на основе дела жизни. Четвертый тип «подхватыватели» – отпочковываются от работодателя и открывают свое дело.  

По данным воронежских социологов, наиболее уязвимыми с приходом пандемии оказались бизнесмены-первопроходцы. Они склонны бросить все, потому что не оказалось ресурсов для реализации их уникальной идеи. Второй тип легко перестраивается, сохраняя костяк менеджеров и меняя бизнес-модель. Третий тип в условиях пандемии склонен «ужаться» и сохранить весь коллектив, так как это дело жизни. Четвертый – тяжело адаптируется и впадает в ступор, так как «подхватывателям» не у кого копировать модель поведения. Они останавливаются и просто ждут, когда все будет по-прежнему.

- Несмотря на трудности, связанные с кризисом, участники исследования не унывали, никто не собирался бросать свой бизнес. Предпринимательство – образ жизни, с которым люди не готовы просто так расстаться, - резюмировала Наталья Филимонцева.

Эксперты воронежского «Квалитас» в общероссийском исследовании выявляли причины, из-за которых предприниматели переходят в подпольный режим работы при введении административных ограничений. Специалисты «Квалитас» провели интервью с восемью воронежцами, но итоги подвели по общероссийскому опросу.

Гендиректор «Квалитас» Нелли Романович рассказала «Времени Воронеж», что часть предпринимателей в России считают, что необходимо соблюдать ограничения, масочный режим и прочие требования властей. И продолжают бизнес. Другие активно требуют компенсаций из-за того, что с бизнесом возникли серьезные проблемы.

– Сегодняшняя ситуация чревата неопределенностью и непредсказуемостью, но к ней уже приспособились, и в этом смысле она стабилизировалась, – отмечает Нелли Романович.

Ключевые факты о поведении российского малого бизнеса

Исследователи выделили 14 ключевых фактов краш-теста, которые характеризуют поведение и мышление малого бизнеса в первую волну пандемии коронавируса.

Среди выводов, к которым пришли социологи:

- Коронакризис высветил базовую эмоцию предпринимателя — энтузиазм;

- Пять стратегий предпринимателя в ковид-кризис: «Game over», «Сокращение», «Спячка», «Лягушка в молоке» и «Расширение»;

- Впервые бизнес — а не бюджетники, не дольщики, не вкладчики — ожидал поддержки от государства;

- Российские предприниматели разделились во время локдауна на тех, кто соблюдает режим самоизоляции и тех, кто готов работать в серой зоне;

- Представители малого бизнеса допускают деградацию предпринимательской культуры в России;

- Предприниматели уже во время карантина начали готовиться к падению доходов бизнеса, прогнозируя резкое снижение платежеспособного спроса.

Результаты исследования изложены в полном докладе «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии».  Коротко о содержании каждой главы можно прочитать в краткой трехстраничной выдержке.

Автор: Ирина Овчарова

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.