Российские социологи подготовили доклад на основании масштабного исследования в 26 городах, сообщили в фонде «Общественное мнение» (ФОМ). Темой стало поведение и мышление малого бизнеса в первую волну пандемии. В объединенную исследовательскую группу из 24 компаний вошли и две воронежские - институт общественного мнения «Квалитас» и Центр социологических исследований «Контакт».
Исследование проводилось онлайн по всей России методом фокус-групп и глубинных интервью с местными бизнесменами. Краш-тест содержит анализ того, как предприниматели переживают уникальную для российской и мировой истории ситуацию тотальной остановки потребительской и деловой активности в малом бизнесе.
Как рассказала «Времени Воронежа» руководитель Центра социологических исследований «Контакт» Наталья Филимонцева, в опросе приняли участи 170 предпринимателей. Из Воронежа социологи опросили четверых в течение двухчасового интервью.
– По результатам общероссийского исследования мы могли выбрать для исследования одно из направлений и проанализировать его. Центр заинтересовало, как на кризис реагируют разные типы предпринимателей. Гипотеза состояла в том, что бизнесмены в зависимости от типа по-разному реагируют на стресс, – рассказала социолог.
Центр «Контакт» выделил четыре типа предпринимателей в зависимости от того, как они входят в бизнес. Первый – первопроходцы с новой бизнес-идеей. Второй тип идет в бизнес по призванию управленца. Третий тип открывает бизнес на основе дела жизни. Четвертый тип «подхватыватели» – отпочковываются от работодателя и открывают свое дело.
По данным воронежских социологов, наиболее уязвимыми с приходом пандемии оказались бизнесмены-первопроходцы. Они склонны бросить все, потому что не оказалось ресурсов для реализации их уникальной идеи. Второй тип легко перестраивается, сохраняя костяк менеджеров и меняя бизнес-модель. Третий тип в условиях пандемии склонен «ужаться» и сохранить весь коллектив, так как это дело жизни. Четвертый – тяжело адаптируется и впадает в ступор, так как «подхватывателям» не у кого копировать модель поведения. Они останавливаются и просто ждут, когда все будет по-прежнему.
- Несмотря на трудности, связанные с кризисом, участники исследования не унывали, никто не собирался бросать свой бизнес. Предпринимательство – образ жизни, с которым люди не готовы просто так расстаться, - резюмировала Наталья Филимонцева.
Эксперты воронежского «Квалитас» в общероссийском исследовании выявляли причины, из-за которых предприниматели переходят в подпольный режим работы при введении административных ограничений. Специалисты «Квалитас» провели интервью с восемью воронежцами, но итоги подвели по общероссийскому опросу.
Гендиректор «Квалитас» Нелли Романович рассказала «Времени Воронеж», что часть предпринимателей в России считают, что необходимо соблюдать ограничения, масочный режим и прочие требования властей. И продолжают бизнес. Другие активно требуют компенсаций из-за того, что с бизнесом возникли серьезные проблемы.
– Сегодняшняя ситуация чревата неопределенностью и непредсказуемостью, но к ней уже приспособились, и в этом смысле она стабилизировалась, – отмечает Нелли Романович.
Ключевые факты о поведении российского малого бизнеса
Исследователи выделили 14 ключевых фактов краш-теста, которые характеризуют поведение и мышление малого бизнеса в первую волну пандемии коронавируса.
Среди выводов, к которым пришли социологи:
- Коронакризис высветил базовую эмоцию предпринимателя — энтузиазм;
- Пять стратегий предпринимателя в ковид-кризис: «Game over», «Сокращение», «Спячка», «Лягушка в молоке» и «Расширение»;
- Впервые бизнес — а не бюджетники, не дольщики, не вкладчики — ожидал поддержки от государства;
- Российские предприниматели разделились во время локдауна на тех, кто соблюдает режим самоизоляции и тех, кто готов работать в серой зоне;
- Представители малого бизнеса допускают деградацию предпринимательской культуры в России;
- Предприниматели уже во время карантина начали готовиться к падению доходов бизнеса, прогнозируя резкое снижение платежеспособного спроса.
Результаты исследования изложены в полном докладе «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии». Коротко о содержании каждой главы можно прочитать в краткой трехстраничной выдержке.
Автор: Ирина Овчарова
Комментарии