Воронежцам напомнили, что Россия – нормальная европейская страна

Воронежцам напомнили, что Россия – нормальная европейская страна

Ее развитию мешают слабая экономика и чувство обиды на весь мир


 

Во вторник, 29 марта на очередном заседании воронежского клуба политологов выступил Сергей Уткин – заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа Российской Академии наук. Кандидат политических наук вел разговор о вещах, которые в современном российском обществе не то, чтобы не приветствуются, а толкуются каким-то иной раз чудовищным образом. Приведем наиболее, на наш взгляд, интересные тезисы выступления Сергея Уткина.

О международном положении

Когда у нас говорят о положении России в мире, то прибегают к двум полярным оценкам. Первая: все пропало, Россия не может претендовать ни на какую более или менее значимую роль в мировых процессах. Вторая: Россия – это будущее мировой системы, главный альтернативный центр силы. Я выступаю за поиск срединного пути.

Россия – не что-то исключительное, а нормальное крупное европейское государство. Ее экономический потенциал остается высоким, даже не смотря на очевидный кризис. Другое дело, что структурно наша экономика по-прежнему остается зависимой от сырья. Поэтому главная забота государства должна быть сосредоточена на поиске точек экономического роста. Если у нас не будет экономического роста – это скажется и на внутренней политике и на положении страны на международной арене. Потому что стагнирующая экономика никому не интересна. А будет развитие – и Запад отбросит экономические риски, связанные с теми же санкциями, ориентируясь на прибыль, которую можно получить, взаимодействуя с российскими партнерами.

Между прошлым и будущим

Можно ли было избежать кризиса в отношениях с Западом? Я допускаю рефлексию, но прошлое не изменить. Мы прошли ряд точек невозврата, и теперь вернуться в пункт А, с которого как бы все началось – невозможно. Ошибки это были или победы – уже неважно. Противостояние, всплывшее во время украинского кризиса, началось не вчера. И даже с приходом к власти Путина. Если вспомнить, уже в 1994 году Россия выражала недовольство продвижением НАТО на восток и тем фактом, что новые постсоветские государства выходят из-под ее контроля. Раздел сфер влияния и создавал тот конфликтный потенциал, который так проявился в последние годы.

И из этого неприятного положения не получится выйти быстро.

С другой стороны, нельзя говорить, что отношения с Западом испорчены навсегда. Насколько вообще они испорчены? Сохраняется экономическое взаимодействие. Идет постоянный политический диалог – по той же иранской ядерной проблеме, по Сирии. Евросоюз предлагает России принцип выборочного сотрудничества, который российским руководителям вполне подходит, ведь у них нет амбиций по части более тесного взаимодействия с ЕС. А по конкретным темам мы сотрудничаем и добиваемся результатов, тем самым компенсируя ущерб, нанесенный политическим кризисом последних лет.

Кажется, обе стороны поняли, что сейчас самое важное – избежать новых военных эскалаций на постсоветском пространстве. Теперь надо прийти к пониманию, что есть красная линия, за которую нельзя преступать ни при каких обстоятельствах. В этом заинтересованы все стороны. Тем более, что на Западе поняли, что в ближайшие несколько лет Россия не поменяет свои приоритеты, поэтому нет смысла биться головой об стену.

На развилке

Многие наши эксперты полагают, что по причине ссоры с Западом Россия будет искать свое счастье на Востоке. Никто не отрицает китайского экономического роста (который, правда, в последние время не кажется таким уж ростом), но и на востоке хватает людей с прагматическим складом ума. Тот же Китай наши предложения о сотрудничестве может истолковать так, что мы обратились к нему из-за плохих отношений с Европой. И тогда мы перестанем быть полноценными партнерами. Разве это сотрудничество – когда одному из партнеров просто некуда деваться?

Да и вообще – у нас нет ни экономических, ни политических предпосылок, подтверждающих смену курса. Почтит половина всей внешнеэкономической деятельности России связана с Евросоюзом. И эти связи ни одна из сторон, не смотря на всю тяжесть кризиса не хочет разрывать.

Да, Китай может стать источником новых технологий, которые нам понадобятся для модернизации своей экономики. Но многие эксперты считают, что эти технологии все же придут с Запада.

В чем сила

У нас часто говорят, что цель России – создание полицентричного мира, подразумевая, что наша страна станет одним из центров этой системы. При этом ссылаются на евразийский проект. Но факт в том, что в этом проекте участвуют очень скромные в экономическом отношении государства. Формирование евразийского объединения не означает выхода на принципиально новый уровень. Беларусь и Казахстан это заметят, а мир – нет.

Поэтому следует вспомнить о том, что имеющиеся наднациональные институты еще далеко не исчерпали себя. Ту же ООН Россия активно поддерживает, но больше на словах, поскольку материально в эту организацию вкладываются совсем другие государства.

Есть ОБСЕ, про которую на какое-то время совсем забыли, а она сыграла уникальную роль в подмораживании украинского конфликта.

В общем, не нужно ничего начинать с нуля. Все правила мирового общежития уже были сформулированы после Второй мировой войны. То, что и Запад, и Россия их нарушали, вовсе не означает, что их нужно отменить. Ведь не отменяют же уголовное преследование за воровство на том основании, что люди все равно не перестают воровать.

Нужно просто стараться вернуться к известной практике поиска баланса интересов.

У России, как уже было сказано, главная слабость заключена в состоянии ее экономики. Если не будет точек роста – нам придется ограничивать себя во всем, а это скажется и на международном положении, и на внутренних делах.

Еще одна наша слабость – чувство досады, обиды на весь мир. Совершенно неважно – есть ли причины для этой обиды. Но рассуждать по принципу «все против нас, значит, у нас ничего не получится» - неконструктивно. Если ничего не получается – надо думать, как сделать так, чтобы получалось.

Нам нужно поменьше отчаиваться и обижаться на своих западных партнеров. Интересы у всех государств, в том числе и России, - свои.

Но главный общий интерес – это бесконфликтное существование. Поэтому надо договариваться.

Автор: Герман Полтаев

 

 

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
О господи, твоя воля святая. Каждый политолог пытается внести свою лепту в понимании нынешней ситуации, в том числе и этот Уткин. А чем я хуже? Я простой житель страны, но имею право быть услышанным. Так вот - России не обязательно быть какой-то европейской, или азиатской страной. Нам не нужны ярлыки. Мы примем и Европейцев и Азиатов. НО - есть друзья и враги. Европа, как и Америка, пока - враги (это они не устают доказывать). Азиаты - себе на уме. Поэтому - мне на них начхать. Не хотите дружить? - не надо. А слабость нашей нынешней экономики, ни в коем разе не объясняется нашим менталитетом. Это результат действий наших врагов европейских и американских и синюшних, или облизанных наших христопродавцев-предателей. Поэтому, политологи и другие хренологи -зрите в корень. А корень - в попытке построить феодальное общество. Отсюда и слабость экономики. А если уж строите феодализм - берите пример с Северной Кореи. Там высокопоставленным преступникам яйца отрывают и ракету пускают как только, так сразу. А наши - сопли жуют и яйца мнут, и сетуют - мы европа и почему вы нас не понимаете? Причина проста - не жуйте и не мните. И главное - дербаните Хуцериевых, и страна станет богатой. И на пенсии хватит, и на новые ракеты. И тогда все наши партнеры, засунут язык. Но для этого надо всего немного ( а по большому - очень много) - проголосовать за КПРФ. Все остальные - овощи.