Воронежские автомобилисты нередко иной раз нарушают правила дорожного движения. Это случается практически с каждым водителем. Помимо езды на красный и превышения скорости, хозяев авто часто штрафуют за неправильную парковку. Владельцу транспорта логично приходит штраф, однако помимо этого он вынужден потратиться на другие услуги, такие как эвакуационная служба и стоянка. Автомобилисты задаются вопросом, куда направляются деньги, которые они отдали за то, чтобы получить машину назад и кто, собственно получает эти деньги. «Время Воронежа» попыталось узнать, кому и за что владельцы отдают свои кровные.
Началом для проверки послужила ошибка представителей ЦУРа Воронежской области (Центр управления регионами). Они разместили у себя информацию о том, что штраф «за перемещение машины на эвакуаторе» составляет 2 356 рублей, хотя понятно, что санкции применяются за административное правонарушение, и к тому же владельцу машины приходится оплачивать «услуги эвакуатора и штрафстоянки» именно с этой цифрой, которые он, к слову, не просил оказать.
Запрашивая информацию по поводу неурядицы в тексте, «Время Воронежа» обращалось в различные структуры для поиска информации. На вопрос, кто контролирует выполнение работ компаний, которые вывозят авто на штрафстоянку, ответить редакции не смогли под общим предлогом, что это не их компетенции. В мэрии изданию «Время Воронежа» заявили, что этим муниципалитет не занимается. В региональном ГУ МВД сообщили, что данный вопрос находится в компетенции правительства Воронежской области. Однако в облправительстве сообщили, что с вопросами по поводу штрафстоянок стоит обращаться в администрацию города. После официального запроса в облправительство, редакции «Время Воронежа, все же, удалось выяснить, что эвакуация и спецстоянки подведомственны департаменту промышленности и транспорта Воронежской области.
Воронежские власти заключили контракты с несколькими компаниями на выполнение работ по вывозу автомобилей на штрафстоянку. Однако в Воронеже система оказалась «монополизирована». Этот вид работ выполняет одна компания ‒ ООО «Перспектива» Сергея Кольцова. Ей же, судя по данным облправительства, принадлежат штрафстоянки, которые располагаются на ул. Антонова-Овсеенко, д.7 и ул. Острогожская д.144д. Ранее СМИ сообщали, что площадка на Острогожской принадлежала некому семейству Шаталовых (видимо однофамильцы действующего начальника ГИБДД и бывшего заместителя). Штрафстоянка на Антонова-Овсеенко принадлежала ГК Автолайн, которой ранее владел депутат гордумы Дмитрий Крутских. Вообще, ранее была информация, что бизнес по эвакуации авто, принадлежал бывшему начальнику ГИБДД области Владимиру Верзилину и его заместителю Владимиру Шаталову.
Общественный деятель Виталий Иванищев комментируя «Время Воронежа» данную ситуацию, также сослался на то, что если работы может осуществить один подрядчик, то это не является проблемой. Главная проблема лишь в том, что водитель может легко избежать наказания.
‒ Мне кажется, что главное, что необходимо, это не конкуренция, а достаточный парк эвакуаторов. Сможет это сделать один подрядчик-пожалуйста. Не справляется – пусть работают несколько. В Воронеже нет главного – неотвратимости наказания. Каждый нарушитель должен понимать, что парковка в неправильном месте грозит эвакуацией примерно наверняка, а не как сейчас, когда эвакуация из-под запрещающего знака вызывает у водителя лишь вздох и фраз «эх, сегодня не повезло». К сожалению, не знаю опыта других регионов, но что касается Москвы, им удалось сделать наказание неотвратимым.
По поводу цены. В ситуации, когда стоимость эвакуации равна 20 кг моркови, цена не выглядит заоблачной. Я думаю, что стоит посмотреть на стоимость работы спецтехники по объявлениям на Авито, и окажется, что тариф вполне в рынке. Дороже рыночной стоимости эвакуации работа городских эвакуаторов стоить не может, хотя бы за счет постоянной загруженности и большого объема работы, ‒ пояснил Виталий Иванищев.
Скажем, что цену добровольной эвакуации посчитать достаточно трудно, потому что многое зависит от параметров автомобиля, и если цена для легковых авто стоит одна, то на джипы она совсем другая. Согласно объявлениям, вывешенным на сайте «Яндекс.Услуги», эвакуировать автомобиль можно за сумму от 800 рублей. Чаще в объявлениях фигурирует сумма в 1,5 тыс. рублей. Однако некоторые работают по договоренности, либо берут сумму за каждый пройденный километр, как правило, стоимость составляет 40 р. за участок пути. Соответственно, для джипов ценник будет дороже. Могут случаться и иные ситуации. Редакции издания известен случай, когда эвакуатор от ул. Ломоносова до ул. Шишкова стоил одному из жителей города 10 тыс. рублей. Так что тем, у кого вдруг сломается машина, стоит готовиться к дополнительным тратам, помимо отправки авто из пункта А в пункт Б.
Cопредседатель регионального отделения общественного движения «Город и транспорт» Юрий Новиков рассказал «Время Воронежа», что цена эвакуации приемлемая, но при этом не факт, что один подрядчик может выполнить самостоятельно подобный объем работ.
‒ Во-первых, нужна не конкуренция, а достаточный парк эвакуаторов. Если это сделает один подрядчик - хорошо, но, как правило, так не бывает. Чтобы сравнить обоснованность цен, нужно сравнить это с добровольной эвакуацией автомобилей, и я бы сказал, что цена вполне соответствует. Во многих регионах эвакуации уделяется чуть больше внимания - больше эвакуаторов, мест на стоянках, больше время работы, что заставляет автомобилистов держать в уме правила парковки. У нас эвакуация - это скорее неожиданная неприятность, чем логичный исход неправильной парковки, ‒ отметил Юрий Новиков.
Согласно данным Kartoteka.ru, ООО «Перспектива» никак не аффилирована с облправительством. Поэтому схема должна быть следующей - административные штрафы отправляются напрямую в облбюджет. Сама компания живет за счет нахождения автомобилей на их территории и вывоз авто. «Kartoteka» отмечает, что выручка ООО «Перспектива» составляет 35,1 млн рублей, а чистая прибыль ‒ 1,4 млн рублей.
Тем не менее, многие граждане жалуются на необоснованные поборы, а также на то, что увезти машину со штрафстоянки целая проблема, поэтому любопытно, из чего исходит сумма в 2 356 рублей. Согласно ответу департамента транспорта Воронежской области, цифра исходит из нескольких параметров, в частности, затраты на топливо, персонал, ремонт оборудования, спецодежду, социальные нужды, налоги и диспетчерский персонал. Плата в 46 рублей за пребывание машины на штрафстоянке высчитывалась исходя из таких параметров как инвентарь, аренда земли, техконтроль территории, содержание аппарата управления, фонд оплаты труда, социальные нужды и налоги. Однако методика, по которой исчислялись тарифы не совсем понятны. Во многом это связано из-за того, что в разных регионах за те же работы обозначена разная сумма. Для сравнения, в Ростове платят 3121,75 рублей, в Самаре 1968 рублей, в Липецке 1,8 тыс. рублей. Если с ценами на бензин, все понятно, то почему стоимость аренды земли на штрафстоянке или цена на униформу должна быть иная, трудно объяснимо. Но не это самое важное.
К тому же очень часто можем наблюдать картину, что эвакуаторы и ГИБДД вместо того, чтобы расчищать центр и узкие улочки от неправильно стоящих авто, почему-то увозят машины от рынка «Воронежский» на Московском проспекте или рынка «Придача» на Димитрова. При этом этими работами руководят начальники службы безопасности этих рынков. У нас ГИБДД стала личной инспекцией ДСК и сенатора Лукина? А нашумевшая история несколько лет назад, когда та же компания ДСК в новом микрорайоне на Шишкова -Московском проспекте понавешала знаков, запрещающих парковку во дворах, и в ночь практически все машины были вывезены на штрафстоянку. Утром люди просыпаются, а машин нет. Все это было сделано для того, чтобы местные жители покупали или арендовали машино места на крытой многоуровневой парковке, построенной ДСК. Вот тебе и ГИБДД на службе бизнеса.
Немаловажный момент, что при эвакуации автомобиля должен обязательно присутствовать сотрудник УГИБДД. И тут интересно: у тех, кто хоть раз наблюдал картину эвакуации автомобиля, прекрасно видел, что сотрудник ГИБДД приезжает вместе с представителем фирмы по эвакуации на одном гражданском автомобиле, без спецсигналов. Может, конечно, это и служебный транспорт, но вот водитель данного автомобиля, всегда бежит помогать эвакуаторщику «ластать» проштрафившееся транспортное средство.
ООО «Перспектива», которая занимается перевозками транспорта на специализированные штрафстоянки, обращалась в департамент регулирования тарифов Воронежской области. По их мнению, тарифы должны были быть куда выше. За работу эвакуатора и сопровождение транспорта до штрафстоянки планировалось брать с водителей около 5,3 тыс. рублей, а час пребывания авто на специализированной площадке должен был стоить 250 рублей. Однако в 2020 году тарифы удалось сохранить прежними. При этом, ООО «Перспектива» планировала часть доходов выбить для себя из графы «Безнадежные долги», около 974 тыс. рублей. Совокупный доход по подсчетам компании обязан был быть порядка 58,1 млн рублей, но Департамент государственного регулирования тарифов области утвердил лишь 25,4 млн рублей экономически обоснованных доходов.
Казалось бы, Дмитрий Крутских не фигурирует в цепочке, ведущей от штрафа и эвакуатора до момента, когда владелец забирает свою машину со штрафстоянки. Но если проследить за линией связей (дерево связей), которая ведет от ООО «Перспектива» то окажется, что этот бизнес никуда от депутата городской Думы Крутских не ушел. А цепочка самая, что ни на есть, прямая. Сергей Кольцов является никем иным как генеральным директором ЗАО ГК «Автолайн». Дмитрий Крутских, по данным воронежской городской Думы, председатель совета директоров в этой же компании, хотя отмечал, что не имеет к ней отношения. Но даже официальные источники считают иначе.
Однако, если представим, что это так, то бизнес штрафстоянок никуда от Дмитрия Крутских не уйдет. Kartoteka свидетельствует о том, что ЗАО ГК «Автолайн» через вторых лиц и небольшую цепочку так или иначе имеет отношение к депутату гордумы. Сергей Кольцов помимо того, что является «главным лицом» ЗАО ГК «Автолайн», он также руководит ООО «Автоцентр «Автоград», которая занимается торговлей автомобилями. До 2018 года этой фирмой руководила Валентина Крутских (однофамилец, не иначе. Ну не может же быть родственником). Любопытно, что юридический адрес фирмы также находится по адресу Антонова-Овсеенко, д.7. В свою очередь, Валентина Крутских является директором некой ООО «Брау Хаус», которая занимается деятельностью ресторанов и услуги по доставке продуктов питания. При этом, юридический адрес остается тем же! ООО «Брау Хаус» ранее принадлежала некому Геннадию Косякину, который занимал руководящие посты в ООО «ТЭК-Авто» и ООО ТК «Автолайн+». Сейчас компаниями руководят Борис Крутских, вероятно отец депутата гордумы (ну или очередной однофамилец), и Ирина Малютина, соответственно. К слову, Ирина Малютина на данный момент имеет 15,8% ЗАО ГК «Автолайн». Стоит упомянуть о том, что юридический адрес у компаний один и тот же.
В любом поисковом сервисе стоит вбить запрос «Крутских гибдд» или «Крутских дпс» и мы увидим, как уважаемый Дмитрий Борисович прочно «сросся» связями с нашим контролирующим дороги, ведомством. Он постоянно помогает, оказывает благотворительную помощь, спонсирует различные общественные акции силового ведомства. И это только официальная сторона его дружбы. А но и понятно, бизнес, связанный с пассажирскими перевозками, продажами автомобилей и их техобслуживанием (кстати, тут тоже стоит посмотреть на госконтракты, ну или на очередь из спецтранспорта по утрам у Антоново-Овсеенко 7), да еще и эвакуация авто. Ну вот, что касается последнего, то редакция, пообщавшись с рядом влиятельных экспертов, больше придерживается версии, что это бизнес совместный, с бывшим начальником областной ГИБДД.
Несмотря на личное банкротство депутата, и процесс реорганизации компании, бизнес Дмитрия Крутских продолжает процветать, причем по всем отраслям. По сути, выходит так, что штрафстоянки остались в монополии у единственного лица. Пока, тарифы на перевозку авто и нахождение его на специализированной парковке не повышались, но уже в прошлом году такие подвижки были и цены могли взлететь в несколько раз за различные «услуги». Тем более, имея такого покровителя в областной думе и являясь самим депутатом городской думы.
Пока непонятно, к чему бы привела конкуренция на данном рынке, однако у облправительства мог бы появиться выбор, к кому обращаться. И цены на услуги, могли бы быть ниже, если бы всеми работами не занималась одна компания. Эвакуаторов в городе стало бы больше, в связи с чем водители более ответственно подходили к вопросу парковки и этот факт их безусловно дисциплинировал. А пока, вероятно, всех все устраивает. Но продлится это ровно до того момента, пока не введут новые цены на тарифы, а судя по всему они не за горами.
Автор: Иван Борцов
Комментарии